Авторское. От простого к ложному
Как последние туда попали — неведомо, зона вроде как “режимная”. Но уступать места упорно не желали даже из уважения к тому, что “подсиженные” годятся им в отцы, а кому и в деды: “А нам сказали, что можно сидеть везде, где свободные места…” Стеблин обещал вынести вопрос на директорат…
Это так, зарисовочка, штрих. Отнюдь не новый, а просто очень контрастный для иллюстрации темы. Она же, нетрудно догадаться, все о том же — о белорусском ноу-хау при обеспечении заполняемости трибун на спортивных мероприятиях. Впрочем, какое, к небесам, ноу-хау, принцип сам по себе давно известный. Помнится, еще в 60-х фельетонист Илья Шатуновский называл руководителей, считающих, что “лучше перебдеть, чем недобдеть”, расторопными Медузами. По имени одного боярина — большого тупицы и превеликого грешника. По причине второй пытавшегося всяк выслужиться перед начальством, но обычно попадавшего впросак уже по причине первой. Когда в его краях затеяли строительство большого храма и предложили жертвовать для этого яйца (желтки в те бородатые времена часто добавляли в раствор для пущей прочности), боярин повелел сварить все две тысячи “жертвенных” яиц. И очень удивился, узнав, что опростоволосился: “Как же так, из вареных-то строить сподручнее, они крепче…”
Примерно ту же улыбку вызывают толпы на крыльце Дворца спорта, где в последнюю неделю проходили и проходят самые значимые для нас сейчас хоккейные события — решающий матч финальной серии плей-офф чемпионата страны и то самое юношеское мировое первенство, в котором наша сборная восемнадцатилеток борется за возвращение в элиту. Улыбку, правда, скорее грустную.
В хронологическом порядке начнем с финала битвы за президентский кубок. Вот пусть какое-нибудь ответственное лицо объяснит общественности, кому и для чего потребовалось на нем пресловутое “директивное” наполнение трибун! Предполагали появление главы государства и не желали, чтобы он наблюдал пустоты в секторах? Так, право же, излишне: для любого, понимающего разницу между хоккеем и бобслеем, было очевидным, что на такую игру трехтысячник гарантированно заполнится и так, даже несмотря на вдвое подскочивший билетный ценник. В итоге же в свободную продажу поступила от силы половина (если верить словам “Юности” о заранее проданных семистах билетах и, несомненно, правильно удовлетворенных заявках ФХРБ и клубных спонсоров). Остальные места были распределены в директивном порядке. Болельщики, мечтавшие увидеть вживую такой поединок весь сезон, искали билет по друзьям и знакомым, а незнакомым были готовы выложить за него не один номинал. В секторах же в итоге наблюдались: а) те самые нежелательные прорехи; б) не одна сотня человек, которой, по их реакции на происходившее на льду, хоккей был интересен не более культивации топинамбура в субтропиках. Пытавшиеся же “завести” эту студенистую массу руководители групп выглядели вообще комично.
Какие еще варианты мотивировки? Популяризация хоккея? Ну, во-первых, принудиловкой заставить полюбить нельзя. Как нельзя добиться любви изнасилованием — эффект будет гарантированно противоположным. Во-вторых, какая, мильпардон, популяризация, если для половины “настоятельно приглашенных” посещение хоккея ограничивается двухчасовым топтанием на крыльце арены — мест-то нет. У нас же лучше перебдеть, загонять — так с размахом. В пятничном номере “ПБ” в анонсе стартового тура футбольного чемпионата был опубликован весьма любопытный документ, в котором главой комитета по образованию Мингорисполкома В.К. Щербой прямо указывалось количество “душ”, которых по разнарядке нужно “заставить” в воскресенье полюбить футбол. По нашей информации, аналогичное указание, но уже устное, касалось и хоккея — того самого пятничного матча финала. И даже “подушный расклад” остался неизменным — человек по 300 от каждого района столицы.
Если учесть, что таковых девять, и перемножить числа, нетрудно сделать вывод: авторы указания и здесь решили перебдеть, “настоятельно пригласив” ко Дворцу количество зрителей, лишь немного уступающее вместимости арены. Неудивительно, что солидная их часть осталась по ту сторону дверей от трибун. Вместе с теми искренними болельщиками, которые так и не нашли друзей, знакомых или, на худой конец, “черных” билетеров.
Но и попавшим “по разнарядке” было мало радости. Они, засветившись на одном периоде, предсказуемо стремились с обязаловки смыться, медленно растворившись в воздухе (отсюда и прорехи на трибунах после первого перерыва). Действие порождает контрдействие: руководители групп начали снимать вверенные им сектора трибун на фото. Очевидно, чтобы после предъявить нерадивым обезоруживающие доказательства их саботажа.
И это было бы смешно, если бы не было так грустно: современные Медузы, как и их предок-боярин, меры не знают. Молодая учительница, которую обязали привести на хоккей столько-то детей из ее класса, подхватила простуду. Вещь, конечно, не смертельная, но неприятная в принципе. А на фоне ее беременности — тем более. И это лишь один из множества очередных “штрихов к абсурду”, приведенный здесь только потому, что эта пострадавшая — дочь сотрудника нашей редакции.
И если после подобного кто-либо из инициаторов кампании будет иметь смелость на основе этих фотоматериалов претендовать еще и на премию за “успешно проведенное культурно-массовое мероприятие, направленное на популяризацию спорта и пропаганду здорового образа жизни”, мой совет их вышестоящему начальству: премии не давать, заодно казенные деньги сэкономите. И плевать на их тяжкий и ревностный труд, продолжающийся всю эту неделю на юношеском чемпионате мира. Ибо эти исполнители даже показуху грамотно организовать не в состоянии.
…Недавно в менеджерский штаб минского “Динамо” приглашен североамериканец Шон Симпсон. К идее “обамериканивания” белорусских тренерских штабов всех уровней можно относиться по-разному и долго обсуждать плюсы и минусы этого процесса. Но вот с точки зрения менеджмента заокеанский опыт нашему хоккею однозначно не повредит. Если, разумеется, не станет спотыкаться об особенности национального пиара. Явно же в методичках Симпсона по раскрутке хоккея нет пункта “привлечь зрителя на трибуны в административном порядке”, пусть это и многократно проще современной и привлекательной рекламной кампании. Ведь “проще” и “дешевле” — далеко не всегда тождественно “правильно”.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь