Тема на двоих: как заполнить трибуны. Для кого игра?
Так вот, события обыденные и повседневные действительно пристегиваются к памяти одной, порой случайно найденной пуговицей. Что же касается явлений эпохальных, то они намертво прирастают к сознанию сотнями, а может быть, и тысячами самых разных пуговиц и застежек. В цепочке эпизодов, которые сейчас ассоциируются у меня с развалом Советского Союза, есть и такие.
1 мая 1986 года довелось стать свидетелем сцены, как на московской улице Горького люди в штатском несколько раз ставили заслон перед женщиной с мальчиком дошкольного возраста, которые упорно стремились просочиться в колонне демонстрантов на Красную площадь. По сценарию в добровольцах там не нуждались, и праздник мира и труда организовали таким образом, что женщина эта была обречена стать белой вороной на фоне тех, кто шел к трибуне Мавзолея по разнарядке и за отгул…
Чуть позже, осенью 1988-го, стал участником организационного собрания Клуба любителей футбола при команде “Динамо” (Минск). Интересное начинание было на корню загублено проводившими его ребятами из минского горкома комсомола. Они подошли к мероприятию со всем бюрократическим размахом. Сначала было дружное голосование за предложенный список клубного руководства. А затем началось составление плана работы и деление присутствовавших на комиссии — одна другой абсурднее. Например, по связям с общественностью или по проверке качества футбольных полей. Мой интерес к новой структуре в футбольном движении тем собранием и ограничился.
Уверен, что аналогично отнеслись к ней и парни из зарождавшейся в те годы фанатской группировки. А кураторы от горкома неплохо, как мне кажется, провели время, организуя первые зарубежные выезды болельщиков на матчи еврокубков, а потом еще в узком кругу посетив чемпионат мира в Италии.
Когда сегодня задумываюсь, кто стоит за нынешним принудительным заполнением трибун наших спортивных арен, пред глазами неизменно встают лица тех перестроечных комсомольцев.
К рассказанному Сергеем Новиковым могу добавить только личные родительские впечатления. Прихожусь отцом двум сыновьям, кто в силу возраста сполна вкусил порочную практику показухи и принудиловки. К слову, каждому из моих ребят совсем не чужды и спорт, и болельщицкие эмоции. Но есть ведь огромная разница: сознательно идти на матч любимой команды или быть ведомым на стадион, отчетливо осознавая, что тебя используют для заполнения трибунных пустот.
А что должны испытывать те, кому футбол и хоккей вообще чужды исходя, например, из семейных традиций или жизненных интересов? Попробуйте просто посидеть над лункой на морозе, если вы не рыбак. Или заставьте себя читать Сократа с Аристотелем, если ваше сознание чуждо философским наукам. Многообразие окружающего мира тем и прекрасно, что каждый находит в нем те уголки, где его душа испытывает максимальный комфорт, черпает энергию и пищу для развития.
По моим наблюдениям, эти школьные походы на стадионы никогда не планируются заранее. Они сваливаются неожиданно и вдруг, заставляя отодвигать на второй план внеклассные кружки, занятия музыкой, спортивные секции и просто семейные планы. Даже когда речь идет о международных соревнованиях молодежных и юношеских команд, календарь которых спланирован загодя и где вполне можно было бы применить упомянутый коллегой японский опыт. Наши дети узнают об очередном культпоходе в лучшем случае накануне.
А что говорить о таких матчах, как прошлогодний футбол на “Тракторе” между сборными России и Грузии? Кому вообще пришла в голову идея обеспечить на игре полные трибуны? Апофеозом же бездушного, не побоюсь этого слова, отношения безымянных чиновников к школе вообще и подрастающему поколению в частности стал для моей семьи рождественский вечер года нынешнего. Сначала одному из сыновей позвонил классный руководитель со слезной просьбой не отказать в походе на хоккей. Аврально собрать детей в каникулы, естественно, гораздо труднее, чем в учебный период, и каждая единица потенциального болельщика ценится в буквальном смысле на вес золота. Уже через полчаса ребенку нужно было явиться к школе. Каково же было удивление, когда еще через час с небольшим он вернулся домой. “Ты не пошел на хоккей?” — “А нас не пустили. Во Дворце спорта все места были заняты…”
Еще раз четко обозначу то, что уже прозвучало вскользь. При разумном и творческом подходе в подобного рода походах на международные матчи и турниры не было бы ничего страшного, если бы к ним на добровольной основе привлекались дети, реально интересующиеся спортом. Но для кого, скажите, показуха на матчах внутренних турниров? Тем более когда элементарная непродуманность подобных акций создает воистину абсурдное впечатление.
Недавний решающий матч хоккейного чемпионата между “Юностью” и “Гомелем” оставил не только радость от захватывающего спортивного зрелища, но и недоумение — от того, что на площадке, если верить трибунам, присутствовала только одна белорусская команда. Честное слово, летящие на лед сердца гомельских болельщиков выглядели значительно естественнее и трогательнее, нежели сугубо государственная символика в противоположном секторе. К слову, и авторы демонстрируемого в эти дни гандбольного ролика, по моему глубокому убеждению, абсолютно не задумывались о возможных негативных последствиях появления их шедевра на государственных телеканалах.
Я не случайно вспомнил о развале Советского Союза. Страна, победившая фашизм и поднявшая в космос Гагарина, канула в Лету в том числе и по причине массовости таких вот незначительных перегибов, подогревших в определенный момент митинговые страсти и центробежные настроения. Верю, что наши государственные мужи искренне заинтересованы в стабильности и процветании белорусского общества. Но кто-то в их среде не понимает элементарного: протестные настроения в отдельно взятой голове появляются, как правило, не от обработки извне, а от недовольства изнутри. А оно неизбежно возникает и в тот момент, когда тебя заставляют смотреть футбол вопреки собственному сердцу, стремящемуся на концерт или в библиотеку.
И все же верю, что мы — на пороге времени, когда рядовой зритель потянется на футбольные трибуны, как это уже произошло в наших кинотеатрах и на матчах хоккейного первенства. Не хватает малого: постоянной бескомпромиссности команд и элементарных удобств для болельщиков.
Пока же с горечью приходится констатировать, что перенесенные игры второго тура в ближайший понедельник на двух столичных стадионах начнутся в 16.30 и 18.00.
Так для кого футбол? Сегодня этот вопрос не теряет актуальности.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь