Игорь Матушкин: по минному полю
Такой же хладнокровный, мыслящий, тонко читающий игру Матушкин стал столпом обороны челябинского “Мечела”, отчаянно сражающегося за право остаться в элитной лиге. По признанию местного хоккейного бомонда, приглашение в команду опытнейшего защитника оправдало себя на сто процентов…
— В Челябинске еще верят в героизм “Мечела”?
— Шансы на сохранение места в суперлиге остались только теоретические. Практически выполнить эту задачу необычайно сложно. Попытаемся совершить чудо…
— Чего же не хватает команде для более удачного выступления?
— Во многих матчах “раздарили” конкурентам очки. А ведь просто обязаны были их брать. Не пошли на пользу команде и частые смены тренеров: Парамонов, Васильев, вновь Парамонов… Но есть и объективные причины. Главная — далеко не лучший в лиге подбор игроков. Летом “Мечел” испытывал серьезные финансовые проблемы, и комплектование происходило в последний момент.
— Обстановка в клубе напряженная?
— Не сказал бы. Все реально смотрят на вещи, стараясь не накалять атмосферу.
— Но увольнение Валерия Васильева, не проработавшего с командой и двух месяцев, было похоже на агонию…
— Его отставку объяснили тем, что Васильев не обеспечил результат, который от него ждали. Убирая с должности Сергея Парамонова, ему вменяли в вину то же самое. Начали искать новую кандидатуру. И, похоже, от безысходности вновь доверили бразды правления Парамонову. Этот шаг и вправду был сродни агонии. Понимаете, у нашего руководства своеобразный взгляд на хоккей. Как это часто случается, клубом управляют люди, далекие от профессионального спорта. И смотрят они на него со своей производственной колокольни. Усугубляется положение тем, что и внутри руководства не все гладко. Предприятие с одной стороны и холдинг с другой — считают, что право решающего голоса именно за ним. Вот и возникают ненужные трения, разночтения.
— Васильев — специалист, имеющий большой вес в российском тренерском цеху, поработавший с национальной сборной. Что же у него не получилось?
— Лично мне понравилось с ним сотрудничать. При Васильеве регулярно выходил в первой пятерке, проводил на льду много времени. Он умеет установить с людьми контакт, старается прислушиваться к чужому мнению. Вот и со мной по разным вопросам постоянно совет держал. Другой вопрос, что не всегда к моим рекомендациям прислушивался… Но это его, тренерское, право. Первым делом Васильев принялся подтягивать физические кондиции. Избавился от тех, кто, по его мнению, плохо двигался — Татаринцева, Гомоляко… Удалось ему и дисциплину поднять. На мой субъективный взгляд, Васильев во многих случаях неправильно вел игру. В решающие моменты, когда нужно было полагаться на опыт, он выпускал молодежь. Не разобравшись толком, кто чего в команде стоит.
— Смею предположить, что свою роль сыграла и местная специфика. В Челябинске традиционно настороженно относятся к чужакам, куда больше доверяя местным тренерским кадрам…
— В чем-то вы, безусловно, правы: хоккей в Челябинске — явление особое. Но у Васильева кредит доверия был огромный. Сам наставник неустанно заявлял, что выведет “Мечел” из подвала таблицы. Небольшие подвижки были, но они не помогли нам покинуть опасную зону.
— А что можете сказать по поводу профессиональных качеств Парамонова?
— В своей работе он опирается на тех, кого хорошо знает. Игрокам, приглашенным в команду Васильевым, нелегко приходится. Тот же Романов, наш соотечественник, при прошлом тренере имел стабильное место в основе. А вернулся Парамонов и задвинул Олега в глубокий запас. С позитивной стороны характеризует Парамонова то, что он — приверженец мысли в хоккее, любитель атакующей игры. Васильев же — представитель консервативного тренерского лагеря, тяготеющего к более простым, оборонительным схемам.
— Помнится, до переезда в Беларусь вместе с Парамоновым вы защищали цвета “Трактора”…
— Да, и с приходом в “Мечел” мне нельзя было нарушить субординацию. Невозможно было переступать грань, разделяющую тренеров и игроков. Добиться этого, признаюсь, непросто. Все-таки находились в команде на равных положениях, на “ты” общались… Пришлось прошлое на второй план отодвинуть. Кстати, со вторым и третьим тренерами, Демченко и Зиновьевым, я тоже бок о бок выступал.
— Парамонов — тренер-либерал или диктатор?
— Скорее, первое. К диктаторским методам он редко прибегает. Что для России, как я понял из многочисленных рассказов, — довольно редкое явление. Тренер здесь — это больше, чем тренер на Западе. Тут он, будучи наделенным большими полномочиями, распоряжается колоссальными суммами денег, судьбами игроков. А там это человек, отвечающий за игру команды. И все. В Швеции отношения между хоккеистами и тренерским штабом строятся на позитивной, доверительной основе. Игрок и наставник — люди в своих правах равные. А здесь, как в армии: тренер всегда прав, а если не прав — смотри пункт один и далее по тексту… Благо, что Парамонов властью не злоупотребляет, ищет компромиссы.
— А нагрузки российские специалисты большие задают, чем их шведские коллеги?
— Особой разницы не почувствовал. Что утомляет, так это длительные перелеты. Не представляю, как “Амур” все это выдерживает… В России легче в том плане, что здесь большинство команд играет в четыре пятерки. А в Швеции, как правило, тремя обходятся.
— Знаю, что в Челябинск вас пригласил лично Парамонов. Долго сомневались, прежде чем ответили согласием?
— Да, выбор был не из легких. Все-таки Россия — это не Швеция… Здесь все по минному полю ходят. Согласился, потому что интересно было себя испытать на новом уровне. Проверить, действительно ли так сильна суперлига. Ни в какой другой город, кроме Челябинска, не поехал бы: родной город, друзья, родственники…
— После ухода из “Шеллефтео” куда еще звали?
— В Германию, Англию, Данию, в другие шведские клубы…
— Сравнение уровней шведской “Еlitserien” и суперлиги в чью пользу будет? Россияне настаивают, что по классу у них вторая после НХЛ лига в мире…
— Так и шведы, и финны говорят… Мне кажется, в Швеции более ровный состав участников. И соответственно конкуренция повыше. В России разница в классе лидеров и аутсайдеров явственнее ощущается. Но это не значит, что уровень суперлиги ниже. Здесь много по-настоящему классных, самобытных команд. Мне наиболее симпатичны “Северсталь” и “Ак Барс” — техничные, атакующие клубы. ЦСКА тоже впечатлил. Сразу видно, что командой руководит не кто-нибудь, а легендарный Тихонов. А вот “Локомотив” в матчах с нами не очень выразительно смотрелся.
— А если затронуть такой аспект, как зрелищность?
— В Швеции хоккей более атакующего плана. Многие матчи в России заканчиваются нерезультативно: 0:0, 1:0, 2:1… Откатываться к своим воротам команды заставляют турнирная мотивация, солидные премиальные. Денежные обороты в российском и шведском хоккее несравнимы. Там сверх фиксированной суммы, оговоренной в контракте, редко что-то выплачивают. Порадовало, что немного в суперлиге грубости. Чем выше класс команды, тем чище она играет — это правило всегда срабатывает.
— Судейство?
— В принципе нормальное. Арбитры здесь достаточно квалифицированные. Но бывают и прихваты. Если вновь провести параллели со Швецией, то там судьи беспристрастны абсолютно.
— “Шеллефтео” с “Мечелом” потягался бы?
— Сперва их нужно поставить в равные финансовые условия, обеспечить равнозначную мотивацию. Думаю, в этом случае шведы посражались бы.
— Вы говорили, что при Васильеве в первой пятерке выходили. А сейчас?
— Чаще в четвертой. Почему так произошло, сложно сказать. По правде говоря, был у нас один конфликтик с Парамоновым… Удовольствия игра с зеленой молодежью не доставляет. “Лишь бы не пропустить” — вот наш главный принцип. Окапываемся у своих ворот и отбиваемся. На большее мастерства моих партнеров не хватает. Им еще учиться, учиться и учиться. Пытаюсь им в этом помочь. Получается вроде неплохо: за пять последних игр наша пятерка один гол пропустила.
— Подключения к атакам Парамонов приветствует?
— Нет. Стоит один рейд совершить, сразу одергивает: мол, хватит, Игорь, стой себе спокойно на синей линии. А душа так иногда к чужим воротам рвется… Хотя с этими пацанами, партнерами по пятерке, атаковать опасно. За ними глаз да глаз нужен.
— Игорь, не прибедняйтесь. Ваши бомбардирские показатели не хуже, чем у некоторых наших форвардов в России… Какую, кстати, из своих шайб выделите?
— Ту, что ЦСКА забросил, решившую судьбу матча. Душану Салфицкому — одному из лучших вратарей лиги. Правда, несколько курьезной она получилась. Подхватил шайбу в средней зоне, продвинулся вперед, обыграл по центру соперника, вышел на двух защитников, ушел влево и с дальней дистанции сильно бросил кистями — чех в “рамке” явно сплоховал.
— Что планируете на следующий сезон?
— Контракт с “Мечелом” в конце апреля заканчивается. А дальше — посмотрим. Если предложат приемлемые условия, почему бы и не остаться? Хотя с годами все чаще в паспорт стали заглядывать… Когда на новогодних каникулах был в Швеции, тренировался с “Бьеркловеном” и “Шеллефтео”. Встретили меня очень радушно. Предлагали контракт подписать. Значит, помнят еще — без работы не останусь.
— Семью в Челябинск не рискнули перевозить?
— Обжилась она уже в Швеции. Дети в школу ходят, жена работает. В гимназии физкультуру преподает. К чему родным с насиженного места срываться?
— Небось на базе живете?
— К счастью, нет — в гостинице. Условия в ней далеко не шикарные, но вполне нормальные.
— Говорят, Челябинск — город криминальный…
— Слышал. Но на своей шкуре, слава богу, этого не прочувствовал. Местные новости, в которых рассказывается о всяких мерзостях, просто не смотрю. Зачем настроение себе портить?
— Значит, с российскими реалиями так и не свыклись?
— Волей-неволей с ними приходится сталкиваться. Не в замкнутом же мире живу. Наш человек ко всему привыкает. Конечно, после долгих лет, прожитых в Швеции, в России многое удивляет и поражает. Но, повторюсь, на негатив стараюсь закрывать глаза.
— С экологией в Челябинске вообще швах…
— Да, заводов здесь — не счесть. Трубы коптят не переставая. Но городские власти работают в этом направлении, программы специальные разрабатывают. Город облагораживается, становится более цивилизованным. Каждый раз, приезжая в Челябинск, замечаю какие-то изменения.
— Помнится, пару лет назад вы высказывали желание вернуться в Беларусь. Так у нас здесь “Динамо” возрождается…
— Я в курсе. Все может быть. Знаю, что многие легионеры хотели бы вернуться. А почему бы и нет? Нужны условия, а желания не убавилось.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь