Андрей Ковалев: до встречи в Суоми
Его опыт и незаурядное мастерство, бесспорно, пригодятся белорусской дружине на планетарном форуме в Финляндии. Однако на минском сборе Ковалева нет — его команда играет в полуфинале плей-офф второй бундеслиги.
— Андрей, свои дни рождения отмечать любишь?
— А кто не любит?! Но для того, чтобы нормально посидеть, нет времени и возможности. Сезон все-таки идет, расслабляться нельзя. Вот и четвертьфинальная серия отняло немало сил, несмотря на то, что выиграли ее “всухую”. Наш соперник играл в типично канадский, жесткий хоккей. Так, посидели с ребятами в ресторане. Отметили выход в полуфинал, а заодно и мои именины. Все душевно прошло: пива попили, песни попели… Было сказано много теплых слов. Коллеги, естественно, знали о моем 37-летии.
— Песни, небось, бюргерские кабацкие?
— Нет, нормальные песни, понятные и приятные для всех. Немецкий пивной фольклор на Октобер-фесте (здешний праздник урожая) в ходу.
— А какой для тебя самый памятный день рождения?
— Наверное, прошлогодний. 31 марта у меня сын родился — лучшего подарка не придумаешь. А вообще праздник удается тогда, когда тебя окружают друзья. И неважно, где ты находишься — в Минске или на чужбине. Но здесь, в Германии, настоящих друзей у меня нет, только хорошие знакомые.
— А на сколько себя чувствуешь: на 37, 30, 27?.. Возраст, как известно, моральному и физическому состоянию человека часто не соответствует.
— Наверное, на 27. (Смеется.) Чувствую себя прекрасно. И это окрыляет, придает сил.
— Годы не пугают?
— Нет, абсолютно. Чего их бояться? Отношусь к этому по-философски.
— А сколько еще собираешься играть? Часто об этом задумываешься?
— Конечно, задумываюсь. Признаюсь, начало этого сезона далось мне нелегко. Психологическое состояние было далеким от идеала. Но затем все пришло в норму. Главное, что я по-прежнему получаю от хоккея удовольствие — как и раньше, игра мне в радость. Закончу, когда придет чувство пресыщенности, усталости. Надеюсь, случится это не скоро. У всех перед глазами примеры хоккейных долгожителей. Того же Ларионова взять: в свои 42 он держит марку в НХЛ. Понимаю, что случай это экстраординарный, но кто не хочет повторить достижение великих?
— Ты, конечно, наслышан о возрождении минского “Динамо”. Примешь его предложение? Дома-то, вероятно, приятнее заканчивать, чем на чужбине.
— Предложение стать вторым тренером? Поиграть вряд ли в “Динамо” удастся — нужно смотреть правде в глаза. Хотя… Никогда не говори никогда. Контракт с “Битигхаймом” подписал на два сезона — так что как минимум год осталось провести в Германии. Но еще неизвестно, чем закончится история с гражданами из стран, не входящих в ЕС. Им давно пытаются преградить путь в низшие немецкие дивизионы. Это касается всех видов спорта.
— Желание продолжить хоккейную жизнь на тренерском поприще, как я понял, у тебя не пропало?
— Ни в коем случае. Мне будет очень интересно попробовать себя на тренерской стезе. Готовлюсь к этому, накапливаю, систематизирую знания. Получится или нет — загадывать невозможно.
— Не жалеешь, что остановил свой выбор на “Битигхайме”?
— Сейчас — нисколько. На первых порах были сомнения. Все-таки предстояло играть на более низком уровне. Однако душевные терзания продолжались недолго: я — профессионал и должен это доказывать в любой ситуации.
— Неужели после развала “Оберхаузена” твоими услугами не заинтересовались другие клубы DEL-лиги?
— Нет, почему же, предложения поступали. Но ни одно из них меня не устроило. Хотя бы потому, что предлагали годичные контракты. А “Битигхайм” согласился на двухлетний. Да и условия здесь вполне приличные. Для 37 лет, естественно…
— Тренировочный процесс во второй бундеслиге более мягкий, нежели в DEL-лиге?
— Не сказал бы. Отрабатываем по полной программе — поблажек никому не делается.
— Игроки имеют любительский статус?
— Кто тебе такое сказал? Во всяком случае, в нашем клубе все профессионалы. За исключением одного парнишки, школьника. Перспективного, кстати: он играл за немецкую “молодежку” на чемпионате мира в Канаде.
— Какую характеристику дашь тренеру Дэни Науду?
— Этот канадец, тренировавший в прошлом сезоне “Аугсбург”, — квалифицированный, грамотный специалист. Он сумел создать в коллективе здоровый микроклимат (старожилы утверждают, что такая атмосфера сложилась в команде впервые): уважает игроков, а игроки уважают его. Даже проигрывая две шайбы, мы зачастую за счет характера вытягиваем сложные матчи. Как я уже говорил, пашем на тренировках до седьмого пота, но ребята не ропщут: Науд — для команды авторитет. Хотя мне на канадцев обычно не везет… Заключительную часть сезона в “Оберхаузене” без смеха вспоминать не могу. На пост главного пригласили Майка Цеттеля, утопившего “Эссен” в подвале таблицы. Не пойму, чем думали клубные боссы, делая такой выбор. Игроки лишь недоуменно пожимали плечами. Свое черное дело канадец продолжил в “Оберхаузене” — с его приходом команда начала стремительно падать…
— Надо полагать, “Битигхайм” играет по канадским стандартам?
— А вот и нет. Науд десять лет в европейском хоккее и многое из него почерпнул. Наш стиль можно назвать смешанным: есть в нем и североамериканские, и европейские элементы. Команды, ориентированные на канадский хоккей, подбирают высокорослых игроков. А я в “Битигхайме” едва ли не выше всех. Но Леня Фатиков, конечно, вне конкуренции. Вот в начале сезона, до прихода Науда, наша игра смотрелась довольно примитивно. Маркус Берланер — типичный Ханс Цах (главный тренер сборной Германии, поборник железной игровой дисциплины и схематичности — “ПБ”.), только молодой. Будешь смеяться, но в следующем сезоне он ассистирует бундес- тренеру в сборной Германии.
— Уровень второй бундеслиги намного уступает сильнейшему немецкому дивизиону?
— Каждая команда располагает 7-8 игроками приличного класса. Остальные явно слабее. Клубы DEL-лиги по составу, конечно, ровнее. Команда, получающая место в элите, должна обновить состав процентов на семьдесят. В противном случае ей придется несладко.
— Своей результативность доволен?
— В принципе, да. Результативные баллы набираю регулярно. С партнерами по звену повезло. Оба канадца — толковые, шустрые ребята. Играется с ними приятно.
— Твой немецкий жизненный уклад вписывается в рамки среднестатистической европейской семьи?
— Я — выходец из СССР, человек советской эпохи. Думаю, ответил на твой вопрос.
— А где хочешь жить по окончании карьеры?
— В Беларуси. В Германии нравится чистота, порядок, дисциплина. Но на родину все равно тянет.
— Не обидно, что сборная готовится без тебя?
— Двойственные чувства: с одной стороны, хочется в Минск, а с другой — надо помогать клубу завоевать путевку в DEL-лигу.
— Тренерский штаб поддерживает с тобой связь? И не было ли сомнений, что можешь не дождаться вызова на сбор?
— Несколько раз общался с Сафоновым. В Минске владеют обо мне полной информацией. А сомнения… Они есть всегда.
— Что думаешь о наших финских перспективах?
— Легко нашей сборной не было никогда. Не станет исключением и грядущий чемпионат. Группа у Беларуси — врагу не пожелаешь. Опорой, главным козырем команды был и остается коллектив. И от того, как сработает каждая его составляющая, начиная от руководителей и заканчивая массажистом, будет зависеть итог.
— В партнерах хотел бы видеть Цыплакова и Калюжного, которых понимаешь на площадке с полуслова? Или это не принципиальный вопрос?
— Конечно, приятнее играть с теми, с кем налажено взаимопонимание. Но во благо команды готов играть в любом звене. На таких турнирах все подчинено коллективу. Надеюсь, вновь стану его частью в Суоми.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь