Андрей Скабелка: кулаком по столу за право оставаться белорусом

13:58, 27 мая 2004
svg image
1216
svg image
0
image
Хави идет в печали

Каждый решает эту дилемму самостоятельно. Например, один из лидеров главной команды нашей страны, капитан уфимского “Салавата Юлаева” Андрей СКАБЕЛКА уже определился…

— В отличие от большинства коллег ты предпочел майским курортным пескам пребывание в не по-весеннему прохладном Минске. Неужели не устал за сезон?

— Чего-чего, а усталости хватает. Просто в этом году понял, что гораздо приятнее отдыхать дома, с семьей, с родителями на даче, с друзьями. Да и пески никуда не денутся — в середине июня с “Салаватом” вылетаю в Турцию на восстановительный сбор, с курортом тоже не стоит перебарщивать. Что же до сезона, то он четко разделился на две части — до и после травмы. Поначалу все шло как будто неплохо.

— Даже хет-трик в копилку положил, причем в матче с будущим бронзовым призером.

— Ну как же без того, чтобы Вову Цыплакова да не огорчить! (Смеется.) Хотя, по правде говоря, никакого особого настроя на “барсов” не было, просто игра пошла удачно, звезды сошлись. В конце концов за каждую победу тебе дают только три очка.

— По итогам сезона твой личный счет не выглядел шикарным — 8+5…

— Основную причину уже упоминал — злополучный матч накануне Нового года с питерским СКА. Вряд ли в действиях соперника был злой умысел, просто столкнулись колено в колено. Мне повезло меньше: на месяц упаковали в ногу гипс, потом — восстановление. На лед вернулся уже ближе к концу зимы. Да и то поторопился — набрать былые кондиции и подтянуть результативность все равно не получилось. Разве что чемпионат мира в Осло поднял настроение и дал почувствовать, что начинаю приходить в норму.

— После травмы ты вернулся в команду, судорожно цеплявшуюся за плей-офф.

— К концу регулярного чемпионата была уже скорее видимость попыток. После странной отставки Николаева в команде наступила непонятная апатия, или даже анархия. Несмотря на то что попадание в восьмерку не считалось фантастикой, единого желания за что-то драться не было в помине.

— Предположу, что в такой болотной атмосфере капитану команды приходилось нелегко?

— Приятного мало. При Николаеве быть лидером казалось как-то проще, коуч умел держать команду в узде. Особых звезд в составе не имелось, все строилось на дисциплине. А дальше — полный разброд. Пытались, конечно, собираться вместе, обсуждать ситуацию и пути выхода из нее. Но это из серии “посидели — разошлись”. Все-таки внешний ограничитель, считай, отсутствовал, а внутренний срабатывал не у каждого.

— Чем не угодил руководству прежний наставник?

— Этот вопрос не ко мне, но отставка проходила как-то странно: Николаев явно серьезно повздорил с руководством, которое уволило его с формулировкой “по состоянию здоровья”, при том, что тренер был здоров как бык. Местные нравы вообще своеобразны: башкиры отличаются от соседей-татар. Более закрытые они, что ли.

— А заодно менее успешные на хоккейной кухне. Говорят, уфимские болельщики даже завидуют соседям: одних только ледовых арен в Татарстане в несколько раз больше, причем они, как правило, заполнены.

— Ну, с посещаемостью и у нас, слава богу, все в ажуре, четырехтысячник тоже не пустует. Сейчас вот воздвигают вдвое больший дворец, который должны ввести в строй в следующем году. Но в той же Казани не стесняются приглашать “чужаков”, то есть вливать свежую кровь. Многое ведь зависит от того, кто покровительствует нашему виду спорта и как он его понимает. За примерами далеко ходить не надо: не будь наш президент таким активным болельщиком, хоккей в Беларуси сейчас был бы, скорее всего, в таком же загоне, как, например, на Украине. А так, худо-бедно, число катков уже перевалило за десяток, понемногу развиваемся. Правда, нельзя сказать, что в Башкирии власти аморфны — там также команде благоволят, делают все возможное. Но в некоторых моментах выходит, что все делается за профессиональные деньги, но на любительском уровне. К примеру, “Салават” всегда славился ориентированностью преимущественно на своих воспитанников, причем не всегда выдерживающих конкуренцию. Николаев попытался было сломать этот стереотип, но так и не был понят.

— Судя по последним новостям из стана “Салавата”, недавно занявший тренерский мостик Рафаил Ишматов как раз и намерен вернуться к традициям привлечения главным образом местных кадров. А это для тебя — прямая угроза.

— Ну, угроза-то уже фактически миновала — в минувшую пятницу, 22 мая, поступило предложение продлить контракт. Пока вопросами на сей счет занимается мой агент, 10 же июня сам возвращаюсь в Уфу и надеюсь уладить все формальности.

— Доволен?

— Само собой. Привык к команде, городу, и, собственно, к России, никуда не хочу срываться. Тут понятные люди, понятный язык, понятный уклад жизни. Да и с финансовой точки зрения отъезд невыгоден: едва ли где-либо в Европе обеспечение находится на столь высоком уровне. Есть, конечно, еще НХЛ, но этот путь для меня по известной причине уже закрыт. Естественно, Беларусь всегда останется моей родиной, и чуть более отдаленное будущее связываю только с ней.

Как относишься к угрозе быть вытесненным каким-нибудь НХЛовцем в случае локаута?

— Спокойно. Будет конкурент — буду с ним бороться, доказывать, что не хуже его. Правда, почему-то уверен, что все эти разговоры об экспансии слишком надуманны. Россияне, конечно, склонны к широким жестам, и никто не удивится, если пара-другая клубов изыщет несколько лишних миллионов, чтобы “подписать” какую-то громкую фамилию. Но не думаю, что это произойдет в массовом порядке. На целый сезон — еще куда ни шло, но ведь большинство НХЛовцев пожелают заглянуть сюда лишь для поддержания формы на несколько месяцев. То есть хозяева клубов рискуют большими деньгами, растрата которых не только не принесет выгоды, но даже наоборот — поставит в итоге команды в невыгодное положение. Допустим, какая-нибудь звезда Кубка Стэнли и вольется в состав в рекордно короткие сроки, но как только она его покинет, игра рухнет, а времени на перестроение в ходе сезона уже не будет. Другое дело, если, к примеру, в форму “Салавата” вновь облачится Зюзин — он тут звезда, и уже один только восторг башкирских болельщиков оправдает любые расходы.

— Нам никак не обойти неприятный, но злободневный вопрос о возможной смене паспорта. После принятия всем известной поправки, вновь приравнявшей в России граждан постсоветских стран к легионерам, о возможности такого маневра не стесняются заявлять.

— Каждому свое, осуждать никого не стану, да и права на выбор еще никто не отменял. Правда, россияне, на мой взгляд, действительно переборщили с реформаторством, и их логику понять сложно. Как будто в клубах суперлиги засилье белорусов, украинцев и казахстанцев, которые не дают играть россиянам. Смешно. Иногда даже кажется, что этот шаг предпринят, чтобы просто придержать развитие соседей. При этом живут в основном воспоминаниями о советском хоккее, когда мы были впереди планеты всей. Но это же другие времена, другие нравы. Тогда любого можно было на 11 месяцев в году запирать на базе. А попробуй это сделать сейчас, тем более с тем, кто поиграл в Европе или в НХЛ. Нужно учиться, перенимать что-то новое, прежние методы запретов и ограничений давно устарели. Что до меня, то я сразу расставил точки над “i”, заявив, что от белорусского паспорта не откажусь ни при каких обстоятельствах. Так и сказал: если я нужен, воспринимайте таким, какой есть.

— Однако смело…

— Нормально. Когда чувствуешь, что чего-то стоишь, получаешь возможность время от времени стукнуть кулаком по столу. Главное — знать меру и не зарываться.

— То есть тебя уже начинали слегка “прессовать”?

— В “Салавате”, к счастью, нет. Недавно поступали предложения от других клубов, предлагавших более выгодные условия контракта. Но в обмен на получение российского паспорта. Отказался сразу.

— В патриотизме тебе точно не откажешь. Один только декабрь чего стоит: в то время как многие старались передохнуть в паузе чемпионата, ты сорвался в сборную, вылетавшую в Польшу на тур “Евровызова”. Да еще и сразу после российского “Матча всех звезд”.

— А как иначе? Сборная — это святое, туда все и всегда должны приезжать с удовольствием. Это же страна, которая тебя воспитала, родной город. Бывают, конечно, обстоятельства, способные уменьшить желание, но это никак не относится к нашей нынешней команде. Захарову удалось вернуть атмосферу, которая существовала при Варивончике и была почему-то утеряна при Крикунове. Теперь все нормально. Другое дело, что иногда вырваться из клуба не так-то просто. Еще несколько лет назад морщились, но отпускали без комментариев. Сейчас же, случается, начинают обрабатывать: “Смотри, вернешься, а место в основе уже занято”. Или другой вариант: “Поезжай, но деньги за время отсутствия пусть тебе платят там”. Поэтому и стараешься по возможности не идти на конфликт. На этапах в Латвии и Венгрии острой необходимости в моем присутствии не было. Зато в Польше и на чемпионате мира в Норвегии удалось помочь. Жаль, правда, что из-за травмы не получилось сыграть на минском “Евровызове”.

— За кого болел на чемпионате мира в Чехии?

— Ой, наверное, я давно уже перерос период, когда искренне переживаешь за какую-то постороннюю команду. Скорее наблюдал за матчами с точки зрения профессионала. Думаю, по накалу и зрелищности минувшее первенство было лучшим как минимум за последние пять лет. И, что особенно приятно, оно подтвердило известную истину: не только звезды делают результат.

— Шпилька в адрес России?

— Нет, почему же. На сей раз у россиян в составе как раз не было особых звезд — Ковальчук да Яшин. А итоговое место — пожалуй, результат не лучших отношений внутри команды и самой команды с тренером. Об этом говорили до чемпионата, во время него и после. В такой ситуации ожидать побед немыслимо. Посмотрите, какая атмосфера была у канадцев, американцев или словаков… Стоп, слегка кривлю душой — вот за словаков немного болел. Нравятся мне эти ребята.

— Тем, что пробивались в элиту из “низов”?

— Возможно, и так, хотя, надо признать, они преуспели на этом пути не в пример больше нашего. Главное — там с командным духом никогда не существует проблем. Каким бы великим ни был игрок, он никогда не откажется защищать честь своей страны, которая, кажется, раза в два меньше Беларуси. Тот же Бондра, уверен, не приехал в Чехию только в силу каких-то веских обстоятельств, а никак не из-за простого “не хочу”. Вот этому и надо учиться. И нам, и России.

— Но пока белорусам все-таки есть что перенимать у тех же россиян. Ты как человек, глубоко понимающий суть вещей там и глубину проблем тут, можешь что-то посоветовать?

— Довольно сложно давать советы, все-таки специфика разная. У нас еще не все и не везде поняли, что начинать нужно с корней, со спортивных школ. У россиян школы уже содержатся за счет клубов: экипировка, переезды, лед — все оплачивается из их казны. Да, она там ощутимо богаче, но другого пути попросту нет. В Беларуси же пока СДЮШОР мало чем отличается от общеобразовательного заведения, где в конечной цели, по большому счету, никто не заинтересован: вырос игрок — хорошо, нет — ну и не надо. Наше поколение в детстве занималось ежедневно по часу-полтора только на льду, сейчас же, я знаю, три часа в неделю за счастье. Сначала нужно решить хотя бы эту проблему, а уже потом заикаться о чем-то еще. Пока же приходится наблюдать безрадостную картину: в Беларуси между собой молодняк рубится, со стороны это даже местами смахивает на прогресс. А приезжают в Москву на турнир Третьяка и “влетают” там россиянам по четырнадцать шайб — куда это годится?..

— Кстати, о преемственности. Мне кажется, что с каждым разом в сборную тебе приезжать все грустнее, как грустно посещать старый школьный класс, наполненный когда-то закадычными приятелями, которых становится за партами все меньше.

— Точно, есть такой момент, что-то вроде ностальгии. Жаль, что время Бекбулатова, Андриевского и многих других моих ровесников в сборной, похоже, закончилось. Да и моя финальная сирена уже не за горами. Понимаем, что рано или поздно придется уступить место — на чемпионатах мира сейчас в моде молодые да зубастые. А в Осло мы даже смеялись: средний возраст нашей пятерки зашкаливал за тридцатник. Вот только хочется, чтобы смена приходила достойная.

— Нынешнюю, стало быть, таковой не считаешь?

— Почему же, есть талантливые ребята: Миша Грабовский, Костя Кольцов, Андрей Костицын. В той же Польше понравился Костя Захаров. Вроде бы и немало, но заметь: на слуху уже несколько лет одни и те же фамилии. Причем все — нападающие. Нет, я, конечно, без труда могу припомнить пару-другую молодых и перспективных защитников. Но все это звезды уровня чемпионата Беларуси, на мире им тягаться не под силу, тем более — в сильнейшем дивизионе.

— Как тебе, кстати, жеребьевка Австрии-2005?

— Нормальный расклад. Ясно, что с россиянами и словаками будет тяжелее. А вот австрийцев должны обыгрывать, пусть они и хозяева чемпионата.

— То есть на предварительном этапе стоит настраиваться на одну игру?

— Ни в коем случае, слишком велика вероятность того, что ставка не сработает.

— Но у латышей в Финляндии-2003 сработала на все сто: в турнире на выживание они нас одолели.

— В том чемпионате я из-за травмы не смог принять участия, но не думаю, что тут имел место именно такой расчет прибалтов. Скорее — стечение многих обстоятельств с обеих сторон. Скоро у нас будет шанс поквитаться на Олимпийской квалификации. Думаю, при должном настрое мы можем нивелировать даже преимущество родной площадки, которое будет у соседей.

— Как в преддверии нового сезона обстоят дела с настроем лично у тебя?

— Как раз неплохо. Здорово отдохнул и, если честно, впервые за несколько лет успел за какой-то месяц соскучиться по хоккею. Уже начал тренировки, хожу в зал, играю в теннис — возраст заставляет постоянно пребывать в тонусе.

— Что-то тебя опять заносит на возрастную тему.

— Ну, в старики себя записывать не собираюсь. Надеюсь, что еще не один год буду приносить пользу. По крайней мере момент, когда надо уходить с площадки, чтобы на ней не мучиться и не смешить болельщиков, еще не наступил. Надеюсь, например, что в будущем году в “Салавате” сезон для меня не разделится на удачное “до” и неприятное “после”.

— Чего и желаю. Правда, уверен, что даже в случае клубных осложнений любой белорус будет рад, если не лучшее расположение духа тебе вновь удастся поправить в сборной.

— Спасибо. Но лучше все-таки одинаково удачно сработать на оба фронта.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?