ПРОЛОГ. По дальней дорожке
Неужели так много лет и зим минуло со времени того исторического визита в чопорный и несуетливый Осло? Тогда, 7 сентября 1994 года, на “Уллеволе” нам не хватило всего пары-тройки минут, чтобы стряхнуть небывалое по степени запредельности напряжение и вместе с ребятами Сергея Боровского счастливо выдохнуть в прохладный норвежский вечер: “У-ух, выстояли!” Помню, как почувствовал себя пригвожденным к стулу комментаторской кабины после удара Гейра Фригорда. Наверное, нечто подобное пережили на родине все, кто видел тогда на телеэкранах, как Саша Хацкевич упускает в штрафной невзрачного норвежского запасного и как от его головы мяч издевательски точно, в миллиметрах от перчаток прыгнувшего в угол Валеры Шанталосова, летит в сетку у дальней штанги… А впереди — через зиму — была наша главная отрада нескольких футбольных лет: домашняя победа над голландцами…
Пять стартов — пять несхожих сюжетов. Каждому неизбежно сопутствовали порции белорусских надежд: чаще — изначально иллюзорных, иногда — получавших подкрепление чередой смелых результатов.
Через два года после норвежского дебюта на родственно схожей с “Уллеволом” стокгольмской “Росунде” могучие шведы отправили Боровского и Ко в тяжеленный (считай, на весь цикл) нокаут — 1:5.
В сентябре-98, продолжая скандинавский стартовый сериал, в Минск пожаловали датчане. То был первый и последний отборочный старт под началом Михаила Вергеенко. Странновато бурная радость по случаю “сухого” равенства с неважно готовым соперником стала индикатором последующей невнятицы, разбавленной лихой анконской ничьей со “Скуадрой адзуррой”.
В 2000-м белорусы впервые начали с победы — над Уэльсом. И с Эдуардом Малофеевым на командном мостике. Искривший верой тренер распалил амбиции в учениках, разбудил вулкан энтузиазма в болельщиках. Увы, извержение завершилось парой месяцев раньше, чем квалификационный турнир.
В отборочный цикл, предварявший теперешний, сборная вкатилась по инерции и с “высоким давлением” у охладевшего к режиму наставника. Процессы замерзания, несмотря на спешно-запоздалую замену рулевого, достигли рубежей, недалеких от абсолютного нуля.
Собственно, с них и начинать теперь Байдачному. Анатолий Николаевич едва возрадуется тому, что сделанное им за год руководства национальной командой мы не торопимся доверчиво принимать в качестве аргументов “за”. И, возможно, даже обидится. Только ведь и мы уже тертые калачи с десятилетним стажем сочинения подобных предстартовых прологов. И давно наработали право с долей здорового скепсиса воспринимать обещания победных спаррингов, вроде тех, что выиграли белорусы нынче у московского “Локомотива”, команд Литвы и Турции. Дело в том, что наша сборная еще никогда не проигрывала в “товарняках”, которые предшествовали ее вступлению в официальные отборочные бои. Случалось, те настоящие баталии перечеркивали и заливали кляксами победные реляции двухнедельной давности, как было это два года назад, после эффектного августовского выигрыша со счетом 4:2 в Риге.
А потому наиболее значимыми и показательными пунктами тренерского реестра Байдачного по- прежнему числим финишные поединки минувшего цикла против чехов и молдаван, проигранные сборной уже под его началом. Если честно, те матчи (особенно последний, в Тирасполе) оставили противное чувство безысходности. Его испытываешь всегда, когда обнаруживаешь пропасть между тем, что обещается и формулируется в словах и тем, что получается на деле. Прошлой осенью команда играла так же серо, как при постэйндховенском Малофееве.
Теперешнему главному тренеру белорусской сборной можно, не задумываясь, вручать пальму первенства над предшественниками (говорунами далеко не последними!) в умении доказательно, связно и образно изложить любой теоретический постулат либо эксклюзивные воззрения на футбольные стратегию и тактику. На пресс- конференциях Байдачного испытываешь нечто сродни профессиональному восторгу, когда представляешь, как легко и захватывающе будет читаться на полосе все то, что исправно фиксирует твой диктофон. Работая с ним в телеэфире, поражаешься молниеносности точных оценок и умению через детали зацепить суть происходящего на поле.
Ораторский талант позволяет Анатолию Николаевичу очаровывать, легко обрастать доброжелателями и сочувствующими на стартовых, разгонных этапах, коих уже немало случалось на его тренерском пути. Дальше, по мере развития событий, бывало по-разному. Он, как правило, быстро обеспечивал рост результатов и качества игры, но редко дорабатывал сроки контрактов, порой конфликтовал и хлопал дверью, порой “уходили” его…
Но, пожалуй, не место и не время здесь и сейчас пытаться предвосхитить, чем заполнится и как скоро окажется перевернутой сегодняшняя страница этой незаурядной футбольной судьбы. Заметим лишь, что у очередной стартовой черты Байдачный смотрится импозантно и вполне уверенно. И это — несмотря на форс-мажорные обстоятельства, кои полной горстью подбросила сборной непредсказуемая футбольная жизнь.
Совпавшие во времени потери Саши Глеба и Валентина Белькевича тяжело оценить умозрительно — больше может сказать игра в Осло. Только пусть лучше она скажет о том, как благополучно выпутаются белорусы из тяжелейшей ситуации, в которую ставит команду отсутствие двух каркасных игроков. Доселе во всех тренерских планах именно этим парням отводилась роль безоговорочных лидеров, обеспечивающих уверенность, определяющих тактику и стиль, задающих настроение. Едва ли авральный вариант состава, о котором размышляют сегодня Байдачный и Юрий Курненин, предусмотрит лишь механические замены утраченных звезд. Все много сложнее: придется трансформировать игровые построения, перераспределять функции и зоны влияния.
С другой стороны, непредвиденные осложнения в некотором смысле развязывают Байдачному руки, ослабляют давление ответственности за результат. Ведь без Белькевича и Глеба может проститься гораздо больше, чем простилось бы, случись неладное в их присутствии. А значит, при любом исходе будут наличествовать объективные неблагоприятные обстоятельства, кои, если что, справедливо продлят кредит доверия тренерскому штабу, отсрочат всплеск критических настроений и отзывов.
По большому счету, нынешним летом Байдачный — похоже, недальновидно — собственной рукой приподнял планку требований к себе и своей команде. Его публичная реакция на события и итоги EURO’2004 насторожила поспешной безапелляционностью. Игра победивших в Португалии греков была названа “антифутболом” и “отступлением в 80-е”. На наш же взгляд, полезнее и похвальнее было взглянуть на феномен команды Отто Рехагеля в ракурсе непрерывного развития футбола как единства и борьбы противоположностей. Ведь совершенная дисциплина и организация греческой обороны — это, с одной стороны, подсказка, как футбольный скромник может совладать с оппонентом из числа именитых, с другой — повод засучить рукава и заняться совершенствованием атакующей составляющей игры. Для белорусской сборной сегодня, думается, в равной мере актуально и то и другое. И, откровенно говоря, трудно представить, какую достойную альтернативу “антифутболу” греков она готова нам явить. Это фактор дополнительного интереса к выступлению команды Байдачного. Особенно — со стороны лагеря его недоброжелателей, который не так уж мал.
И все же благодаря камуфляжу недавно отшумевшей афинской медальной истерии белорусская футбольная команда подошла к квалификации ЧМ-2006 без ажиотажного к ней внимания и завышенных ожиданий. Да и календарь услужливо предоставил нашей команде положение очевидной стратегической выгоды. Оно схоже с позицией бегуна на круг, стартующего по последней дорожке. Соперники — как на ладони. Они предъявят козыри первыми, начав турнир уже завтра. В запасе у белорусов — несколько спокойных дней для размышлений и тренировок в тишине немецкого местечка Руйт.
Не будем мешать.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь