Женщины. ЧЕ. Непутевые заметки. Любовь к сборной. Эссе на вольную тему

14:49, 19 июня 2009
svg image
2076
svg image
0
image
Хави идет в печали

В остальном Старый Свет относится к подобным соревно- ваниям с прохладцей, словно гурман, получивший на десерт плавленый сырок вместо тирамису. Однако то, что творится в эти дни в Латвии на матчах с участием национальной сборной, является исключением из правил.
Прежде всего приведу банальный математический расклад. В среднем на поединки Евролиги с участием рижского ТТТ приходит чуть больше тысячи человек. Для “Рига-Арены”, по размерам в десять раз большей, это сущий пустяк. Рекорд посещаемости женского баскетбола в стенах комплекса — 2300 зрителей, тогда как случившемуся несколько лет назад мужскому сражению местных “Бэронз” с литовским “Жальгирисом” в клубном евроформате сопутствовал аншлаг. Бюджет самого престижного дамского клуба страны (как легко догадаться, все того же ТТТ) в сезоне-2008/09 составил смешные 600 тысяч евро, когда средний показатель по континенту составляет сумму, в разы большую, что явно говорит о, мягко говоря, посредственном интересе спонсоров к виду спорта (деньги куда охотнее вкладывают в хоккей). Но! При этом матчи национальной команды непременно собирают полные трибуны с выклянчиванием лишнего билетика у входа, продажа маек ведется бойко и с ажиотажем со стороны покупателей, а за права на телевизионные трансляции идет настоящая охота…
К чему это я? Да к пресловутому вопросу о приготовлении качественного маркетингового продукта, его рекламе и вручении покупателю в подарочной упаковке. Тому, к чему в Беларуси так и не пришли за последние два года, хотя прогресс национальной сборной и ее успехи весьма схожи с достижениями дружины Айнарса Звиргздиньша, а в некоторых аспектах даже их превосходят. Взять пиар, благодаря которому даже самый далекий от баскетбола человек в Балтии знает, кто такая Анете Екабсоне, Гунта Башко или Лиене Янсоне. Девушки являются лицами торговых марок, не связанных со спортом. Регулярно приглашаются в благотворительные проекты (а порой сами их и организуют), которые широко освещаются в прессе и поддерживаются спонсорами, мелькают на экранах в качестве экспертов, почетных гостий и просто людей, благодаря которым передачи стремятся украсить эфир. Посему неудивительно, что маленькие любители баскетбола почитают за великое счастье получить автограф любимой спортсменки после мачта — благо лидеры практически никогда не отказывают поклонникам во внимании. Вспоминая о белорусских брендовых лицах, остается лишь сокрушенно качать головой и даваться диву слепоте отечественных маркетологов.
Раз уж упомянул о телевидении, не могу не заметить — в Латвии эфиры с участием национальной сборной выносятся в прайм-тайм и являются святая святых, неприкосновенным объектом. Ради этого даже календарь не грех поломать! Наглядный пример: изначально четвертьфинал белорусок против Словакии был поставлен в сетку на 20.15 среды. Но когда выяснилось, что при таких раскладах днем позже в аналогичное время на площадку выйдут не хозяйки, а иная пара претендентов на полуфинальные путевки, организаторы совершили такую ма-а-аленькую рокировочку. Потому что зрителю должно быть удобно… Соглашусь, что Латвия в нынешних условиях находится в привилегированном положении и может диктовать условия остальному континенту. Но как тогда быть с Испанией, где показ предварительного этапа с участием “дрим-тим” Эваристо Переста в записи вызвал бурю возмущения, после чего федерация и спортивные каналы пришли к компромиссу и изыскали возможности давать картинку из Риги в режиме онлайн? Очень схожая ситуация наблюдалась еще в ряде стран. Однако там проблему успели разрулить еще до начала первенства, благодаря стараниям высшего телевизионного руководства.
Забавный момент относительно атрибутики. Несмотря на то что имел минимум времени погулять по Риге, сосредоточившись на баскетбольном пиршестве, даже в формате путешествия “галопом по Европам” наткнулся на несколько магазинов, где в одном ряду со свитерами хоккейной сборной Латвии и футболками представителей игры номер один красовалась униформа хозяек Евробаскета. Все чин по чину: с логотипами, номерами, фамилиями… Минуту пребывал в ступоре, пытаясь вспомнить хотя бы одну широко известную и общедоступную точку в Минске, где желающему предлагается на выбор форма Кресс, Веремеенко, Троиной… А согласитесь, было бы здорово видеть наши фан-секторы в подобных майках. Ведь, право слово, очень сложно объяснить девушкам из Польши или России (кстати, наряженных в клубную форму наших девчат — Снытиной, Марченко, Трофимовой), что Салей или Скабелка — отнюдь не новые имена в отечественном ростере. Просто у белорусов, летевших на отпуск транзитом через Ригу и специально подгадавших стыки рейсов, чтобы заглянуть в зал и поддержать любимиц, в запасниках иных маек, кроме хоккейных звезд страны, не нашлось. “Надеялся, может, здесь куплю какую атрибутику с нашими. Но на лотках только прикиды латвийских девушек, — сокрушался в беседе один из болельщиков, признав в корреспонденте “ПБ” соотечественника. — Так из прибалток даже выбирать можно, а белорусок хоть бы одна майка какая обнаружилась”.
Кстати, о болельщиках. В Латвию прибыло несметное количество групп поддержки: из России, Польши, Франции, Чехии, Словакии, Турции, Сербии. Поговаривают, даже из Израиля один отчаянный фанат до Валмиеры докатил. А вот белорусов считайте, что и нет. Кроме уже упомянутых перелетных туристов, родителей Кати Снытиной, нашего неугомонного защитника Ольги Масиленене, приехавшей поддержать подруг, коль уж сама не смогла им подсобить (после травмы кондиции баскетболистки еще не оптимальны), да сборной U-16, проездом кочевавшей через страну и заглянувшей на матч Беларусь — Турция, поддержки практически нет. Смешно, не правда ли? Команда — бронзовый призер — творит чудеса, чтобы отстоять титул, а с трибун “Беларусь! Беларусь!” кричат местные юннаты, проникшиеся сочувствием к “бесхозной” команде… Думается, причина недоезда — если судить по форумам, готовых поддержать дружину с места хватает — в следующем. Организованный тур в Прибалтику и обратно на ЧЕ организовала лишь одна компания, “КийАвиа”. Однако расценки предлагаемого путешествия по карману далеко не всем, тем более в кризисную пору. Составить же монополисту конкуренцию и предложить более гибкий и дешевый вариант никто из коллег по цеху не удосужился (любопытно, а кто-либо из туроператоров у нас вообще осведомлен о таком событии, как Евробаскет в Риге?). Белорусы же в силу природной ментальности тяжелы на подъем и организовать сами массовую кочевку то ли ленятся, то ли стесняются. Хотя, проконсультировавшись у тех же поляков, могли бы легко и дешево осуществить паломничество в стиле хоббитов — туда и обратно… На фоне всего сказанного удивляет бездействие Министерства спорта и туризма. Неужели так сложно организовать сопровождение желающих сбиться в стаи и поддержать “буяльских девчат”? Об отдельной фирме или ветке департамента, занимающихся подобными вопросами, не говорю — в наших реалиях это утопия. Но почему бы на деле не оправдать обе части названия министерства и не снабдить сборную фанатами?..
…Следующий топ-турнир, на котором выступит женская сборная Беларуси, пройдет через год. Сравним впечатления?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?