Жеребьевка. Озеро надежды
К иностранцам жители континентального футбольного Версаля давно привыкли. Близость Женевы (на такси — всего двадцать с небольшим минут) и Лозанны, прелести Женевского озера и остатки древнеримских построек времен Цезаря, который отвоевал поселение у варваров-гельветов, — для туристов совпадение идеальное. Оценили имеющиеся в этих местах красоты не только любители дальних странствий, но и руководители континентального футбола. С 1995 года именно здесь находится штаб-квартира УЕФА. А значит — вершатся августейшие судьбы и принимаются важнейшие решения.
Обитатели Ньона на особость родного города смотрят не без иронии. “Да уж, столица европейского футбола… А знаете, как поживает местная команда “Стад Ньон”? Никогда не слышали? И не услышите! — сетует местный полицейский. — В этом сезоне чуть не вылетели из второго дивизиона. Чудом уцелели”. Сам же казус блюститель порядка объясняет: “Впрочем, чего еще ждать от команды из 17-тысячного населенного пункта? Нормальный показатель. Зато мы с мадридским “Реалом” не раз играли. Какой еще аутсайдер может этим похвастаться?”
Основанный в 1905-м клуб “Стад Ньон” действительно со “сливочными” в товарищеских поединках встречался, пожалуй, чаще всех в Европе. Из неиспанских хиляков — точно. За последнюю дюжину лет Рауль и компания в межсезонье наведывались в кантон Во для встречи с ньонцами семь раз! Самым памятным стало свидание в 2001 году. Во-первых, матч вызвал рекордный ажиотаж у зрителей: на “товарняк” пришла треть города — 6800. Во-вторых, счет также оказался рекордным — 12:1 в пользу “галактикос”. А лучший матч с мадридцами “Стад Ньон” сыграл в 1999-м — всего лишь 0:2.
Разумеется, данные сомнительные достижения футбольность городка увеличивают едва ли. Ему это и не нужно. Ведь есть внушительных размеров здание на Рут де Женев (то есть Женевской улице), расположенное на окраине у одноименного озера, в объятиях зеленых насаждений. Штаб-квартира УЕФА была спроектирована французским архитектором с чешско-футбольными именем-фамилией — Патриком Бергером. Здесь работают более сотни постоянных сотрудников Союза европейских футбольных ассоциаций. Здесь заседает конгресс этой организации. Здесь в недолгие периоды безвременья под специальными колпаками хранятся вожделенные трофеи. И здесь же начинается дорога к ним. Жребий — нейтрально-бесстрастный, как сама Швейцария, — каждый год отправляет на приятные и не очень свидания вслепую, на авось всю футбольную Европу.
Ньон и авось — и вправду почти рок-опера. Как крут ни был бы любой клуб, представленный в зале для жеребьевки, на случай он в лице своих делегатов в той или иной степени рассчитывает. Ведь будничное таскание шаров — не что иное, как предсказание будущего. Пусть всего на неделю-другую вперед, но все же. Для кого-то вытащенный из стеклянной чаши шар обернется драгоценным камнем. Для кого-то — тяжеленным булыжником на шее, потянущим совсем скоро своего обладателя на дно. От предвосхищения момента истины в воздухе висит электричество. Каждый справляется с напряжением по-своему. Включая президента УЕФА Мишеля Платини, который скромно устроился в зрительном зале.
Вчерашнее действо началось ровно в полдень — с приветственного слова генерального секретаря Дэвида Тэйлора. Он же был главным распорядителем мероприятия. Шотландец олицетворял спокойствие в этой “магнитной буре”. Что и неудивительно. Британец давно болеет за клуб из родного города “Форфар Атлетик”. Шара с такой надписью на фанте внутри в корзинах УЕФА не было еще никогда. Помогал шотландцу итальянец Джорджо Маркетти — менеджер по проведению соревнований УЕФА. Именно его рукой в середине жеребьевки БАТЭ отправился в одну упряжку с “Македонией” из Скопье.
По окончании жеребьевки на террасе с видом на Женевское озеро состоялось небольшое организационное собрание с представителями македонской делегации. Ее возглавлял вице-президент клуба Владимир Гасевски. Определяясь с точной датой проведения матчей, решили, что первый из них пройдет, скорее всего, 14 июля. Ровно через неделю — ответный поединок в Борисове. Причем встреча в Скопье начнется не позднее 18.00 из-за недостаточного освещения на местном стадионе.
А совсем скоро волноваться пришлось и остальным посланцам Беларуси: в том же зале началась жеребьевка Лиги Европы — не менее волнительное для своих участников зрелище. Кстати, тех, кто не мог вынести нервной прцедуры, Дэвид Тэйлор пригласил посетить полуфинальный матч чемпионата Европы среди девушек (U-17) Норвегия — Испания, который проходил на поле невеликого, но очень уютного спортивного комплекса Ньона, расположенного прямо через дорогу. Все присутствовавшие решили поволноваться…
Футбол действительно сближает. Многоголосые обсуждения собственной судьбы понятны даже без знания языка. Вот представители кипрского “Апоэля” деловито и радостно обсуждают что-то. Не иначе своих соперников — фарерский “Стреймюр” (его почему-то представляли исключительно дамы). А вот в диалоге делегированных из Сан-Марино представителей “Тре Фиори” отчетливо слышится меланхоличный минор. Они вместе смотрят на Женевское озеро, но видят в нем каждый свое.
Оно, кстати, большое, это озеро. Даром что озером зовется. Почти как море. Или как еврокубковый сезон. Сколько шагов отведено в нем каждому? Как их пройти? Кто взлетит, а кто поплавает? И вода вроде прозрачная. Но глянешь туда, вперед, в глубину — а там темно. И ничего уже не увидать.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь