ЗНАКОМСТВО. Юлиус Шуплер: первопроходец
— Пан Шуплер, успели адаптироваться к новым условиям?
— В принципе, да. Правда, пока есть некоторые сложности в общении. Я 15 лет не разговаривал по-русски, и сейчас приходится вспоминать то, что казалось уже забытым. Но это как компьютер: вставил дискету и работай. В повседневной жизни изъясняюсь нормально — 12 лет занятий русским языком даром не проходят. А вот специальную хоккейную терминологию нужно подучить. Я говорю ребятам: если люди хотят договориться, они обязательно договорятся — словак с русским, француз с американцем… А если не хотят, то и белорус с белорусом общего языка не найдут.
— Какими вам показались белорусские реалии? И насколько отличен наш жизненный уклад от словацкого?
— Цены в магазинах примерно схожие. Зарплаты, думаю, тоже. Я знаю, что на волне демократии и в Словакии, и в Беларуси многие люди, не имевшие ничего, быстро обогатились. Но по лицам простых белорусов видно, что живется им трудно… Хотя делать сколь-нибудь серьезные выводы рано — в Беларуси я всего пару недель. С удовольствием отмечу, что Минск показался мне безопасным городом. Прогуливаясь по его улицам, возле речки, вижу компании людей, которые спокойно, культурно отдыхают. Надеюсь, мое мнение о вашей столице не изменится и в дальнейшем. Если так, перевезу в Минск семью, которая пока в Словакии.
Однако не хотел бы продолжать эту тему: я приехал в Беларусь заниматься хоккеем, передавать свой опыт. На сегодня меня полностью устраивает отношение ребят к делу. Им не нужно, как словакам, объяснять что-либо по нескольку раз. Они очень понятливые, внимательные люди. Как тренера меня это не может не радовать. Хоть я здесь и первопроходец, с белорусским хоккеем знаком не понаслышке. До сих пор прекрасно помню перипетии решающего матча за выход в группу “В”, когда сборная Словакии победила белорусов со счетом 2:1. С Владимиром Меленчуком встречался на молодежном чемпионате мира в Чехии…
— Возрождающееся минское “Динамо” делает лишь первые свои шаги, которые наверняка сопряжены с ворохом организационных проблем…
— Да, вы правы, но от этих проблем никуда не деться — в нашей ситуации они естественны. Я осознавал, на что иду, знал, что будет тяжело. В своей тренерской практике я не раз сталкивался с подобными условиями. К примеру, в тренчинской “Дукле” каждое межсезонье менялась более чем половина состава. Но проходило полгода, год, и мы создавали крепкую, боеспособную команду. Вот и сейчас я не могу сказать: дайте мне трех игроков европейского масштаба! Материальные условия в клубе скромные, и мы можем пользоваться услугами исключительно свободных агентов. Но игроки, собранные в “Динамо”, способны на многое. У них есть трудолюбие, стремление к достижению новых горизонтов. А трудности… Их нельзя бояться, их нужно преодолевать. Чем мы вместе с руководством клуба и занимаемся. У меня установился прекрасный контакт с моими помощниками Владимиром Меленчуком и Александром Шумидубом, директором клуба Александром Белым. Есть в организационных прорехах и положительная сторона: они укрепляют коллектив, сближают, закаляют характер.
— В прошлом сезоне вы привели к очередному чемпионскому званию братиславский “Слован” — клуб титулованный, с богатой историей, традициями и, безусловно, куда более обеспеченный, чем “Динамо”. Так что же вас подвигнуло к столь крутой смене обстановки?
— Я не работаю в хоккее только ради материальной выгоды, ради громких побед. Хотя их, побед, в моей биографии предостаточно: победы в чемпионатах Чехословакии, Словакии, успехи с национальной сборной своей страны… В первую очередь я стремлюсь передать игрокам свои знания, накопленные за долгие годы тренерской карьеры. Я буду несказанно рад, если через пять-десять лет кто-то из нынешнего состава “Динамо” заиграет в НХЛ. Моя роль — познать игровую философию игроков и помочь им выбрать правильный хоккейный путь. Я даю, но и получаю. Мне интересно ознакомиться с иными методами подготовки, игровыми схемами. А что до “Слована”… Я в очередной раз доказываю всей Словакии, что могу работать в условиях, далеких от идеальных. Работать и при этом не роптать, не жаловаться.
— Как воспринял ваше назначение словацкий хоккейный мир?
— Пришлось столкнуться с непониманием: ваши коллеги-журналисты недоумевали, почему Шуплер отказался от прекрасных условий в “Словане” и уехал в Беларусь. Но дело в том, что руководство братиславского клуба принимало такие решения, с которыми я не мог согласиться. Они шли вразрез с моими представлениями о хоккее. Но распространяться на эту тему мне бы не хотелось. А вариантов трудоустройства хватало: приглашали в немецкую DEL-лигу, предлагали возглавить женскую сборную Китая… Рассматривали меня также как кандидата на пост второго тренера “Нэшвилла”.
— Задача на сезон перед “Динамо” уже поставлена?
— Основная наша цель — вернуть клубу былую славу. Своей игрой заманить болельщиков на трибуны, дарить им радостные эмоции. Непременно выиграть золото от нас не требуют — команда-чемпион собирается по крупицам, кирпичик к кирпичику. И неизвестно, сколько для этого понадобится времени. Однако мне сложно рассуждать о наших перспективах еще и потому, что я не осведомлен о возможностях конкурентов.
— Вы уверены, что к началу национального чемпионата, который стартует менее чем через полтора месяца, успеете слепить коллектив, который не уронит марку клуба?
— Сезон длинный: 45 матчей регулярного чемпионата, плей-офф… Надеюсь, в ходе его мы будем прибавлять как в игре, так и в результатах. Откровенно говоря, у меня хорошее предчувствие.
— Вы довольны, как протекает процесс селекции?
— Как я уже говорил, мы выжимаем максимум из возможного. Ребята приезжают, работают, с кем-то приходится прощаться… Однако сказать игроку, мол, извини, но ты нам не подходишь, очень непросто, мы ведь все живые люди. Не скрою, в своем выборе я, случалось, ошибался. Помнится, десять лет назад отправил одного парня в фарм-клуб. И где, думаете, этот хоккеист сейчас? В НХЛ. Его фамилия всем хорошо известна — Роберт Швехла. Кстати, в сильнейшей лиге мира выступают тридцать игроков, которые в разное время прошли через мои руки.
— Возможно ли появление в “Динамо” легионерского десанта из Словакии?
— Еще когда велись переговоры о моем приезде в Минск, мне задавали вопросы, привезу ли я с собой ассистента и игроков. Я сказал “нет”. Моими помощниками должны быть местные специалисты, которые хорошо знакомы со спецификой белорусского хоккея, лично знают ребят. Не исключаю, что словацкие хоккеисты в “Динамо” появятся. Но не сейчас. Вначале я хочу досконально узнать местных игроков, дать каждому шанс. Поверьте, мне чрезвычайно интересно начинать работу с нуля.
— Лидеры команды уже просматриваются?
— У нас много опытных хоккеистов, которые с течением времени способны взять на себя лидерские функции.
— На каких компонентах сейчас делается акцент в тренировочном процессе?
— Абсолютно на всех: физическая подготовка в зале и на льду, развитие ловкости, гибкости, работа с шайбой, катание, выход из зоны, розыгрыш комбинаций… Позже возьмемся за систему игры, отработку действий в неравных составах. Большая работа ведется с компьютерной техникой, с Интернетом. Я стараюсь использовать все самые современные методики.
— Каких качеств, на ваш взгляд, не хватает вашим подопечным?
— Надо признать, что у большинства ребят невысокое мастерство. Но, повторюсь, они обладают главным — желанием трудиться. А раз так, при правильной постановке дела недостатки можно ликвидировать. Команда мне досталась понятливая и амбициозная.
— Какой стиль вы намереваетесь привить “Динамо”? Чехословацкий?
— Мой тренерский принцип таков, что схему нужно подбирать под игроков, а не наоборот. Так что вначале необходимо понять, что могут эти ребята. Скорее всего, в начале сезоне возьмем на вооружение оборонительную тактику. Однако моя стихия — комбинационный, искристый хоккей, который в свое время демонстрировала сборная СССР. А что касается чехословацкой школы, то она за последние годы сильно модифицировалась, смешалась с канадским и другими европейскими стилями. Представьте: в НХЛ выступают 36 словаков, в низших американских лигах — около 40, а в Европе — более 300 (!)… Хоккей становится все более интернациональным.
— К какой категории тренеров вы себя отнесете — диктаторов, либералов?
— Мировая мода на тренеров с “железной” рукой была, есть и будет. Но я не диктатор. Когда ты по отношении к кому-либо применяешь давление, помни, что придавить могут и тебя, — каждое действие вызывает противодействие. Поэтому мне ближе другие принципы. Для меня хоккеист — это не бездушный робот, а человек со своими радостями, проблемами, переживаниями… Мне необходимо познать его внутренний мир. Тогда и на площадке мы будем лучше друг друга понимать. Отгородить себя от команды, значит, утратить с ней контакт. А я хочу быть ближе к людям.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь