НОРВЕГИЯ — БЕЛАРУСЬ. ИХ ЗВЕЗДЫ. Фроде Йонсен: мой прогноз — 2:0
ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”
Фроде ЙОНСЕН. Полузащитник, нападающий. Родился 19.03.74 в Шиене. Рост — 188 см, вес — 80 кг. Выступал за “Скотфосс” (1991-99), “Одд Гренланд” (1999-2000). С 2000 года — в “Русенборге” из Тронхейма. Четырехкратный чемпион Норвегии (2000, 2001, 2002, 2003), обладатель Кубка страны (2003). В сильнейшем норвежском дивизионе провел 137 игр и забил 73 гола. За национальную сборную Норвегии сыграл 22 матча и забил 6 мячей.
— Фроде, как оцениваете свои шансы выйти на поле в матче с белорусской командой?
— Трудно сказать, все зависит от решения тренера. Конечно, хотел бы сыграть, и желательно с первых минут, как в Италии. Но посмотрим, как сложится ситуация. Уверен в одном: если мы хотим попасть на чемпионат мира, белорусов обязательно надо обыгрывать. Ведь, возможно, они станут нашими конкурентами в борьбе за одно из двух первых мест в группе.
— Отважитесь предсказать счет матча?
— Мы одержим победу — 2:0. Очень надеюсь на такой исход.
— Три года назад ваша сборная дважды встречалась с белорусами, но одолеть нашу команду не сумела. Помните те игры?
— Смутно припоминаю встречу в Норвегии, в которой я принимал участие. Вроде бы она завершилась ничьей, да? Тогда у нас было полно проблем, а у Беларуси подобралась хорошая команда. Впрочем, сейчас, насколько я знаю, ваши ребята также сильны, вот недавно Турцию обыграли. Уровень футбола повышается во многих странах, поэтому удивляться прогрессу вчерашних аутсайдеров не следует.
— Многое ли вы вообще знаете о нашей стране?
— Практически ничего. У нас, в Норвегии, о ней не часто пишут в газетах или говорят по телевидению. Хотя на карте Беларусь, уверен, найду. А вот название вашей столицы не припомню. Может, подскажете?
— Минск. Осенью будущего года вам предоставится шанс посетить этот город…
— Да, надеюсь, приеду на ответный матч с белорусами. Но так далеко загадывать не хочу. Сейчас все мысли о ближайших матчах. Ведь, помимо сборной, мне в составе “Русенборга” предстоит старт в Лиге чемпионов.
— Соперниками вашего клуба по группе в этом престижном турнире будут английский “Арсенал”, голландский ПСВ “Эйндховен” и греческий “Панатинаикос”…
— Солидная компания, но шансы на выход в следующий раунд у нас есть. Главным фаворитом все считают “Арсенал”, однако не будем забывать, что лондонцы в Европе нередко выступают хуже, чем дома. А греки и голландцы обладают сопоставимым с нами классом.
— Вы оказались в “Русенборге” в 26-летнем возрасте, до этого выступая во второразрядных командах. Как считаете, почему так поздно раскрылись?
— Думаю, мне повезло, что попал в тронхеймский клуб. На протяжении многих лет “Русенборгу” в Норвегии нет равных, и подбор игроков здесь на порядок сильнее, чем в других командах нашей страны. Уверен, именно классное окружение помогло мне раскрыть свой талант. Прежде я ведь полтора года отыграл в “Одд Гренланде”, а до 25 лет вообще не выступал в сильнейшем норвежском дивизионе.
— Сменить клуб планов нет? Скажем, уехать за границу…
— Особого желания нет. Да и возможности тоже — насколько я знаю, в “Русенборг” с предложениями купить меня никто не обращался. В Тронхейме я всем доволен и собираюсь продолжить выступления в нынешней команде, контракт с которой заключен до конца 2005 года.
— В клубе вы играете чистым форвардом, в то время как в сборной Оге Харейде обычно использует вас в роли плеймейкера.
— Я комфортно чувствую себя на обеих позициях. Определенная разница, конечно, есть, однако не так уж она существенна. Сейчас нахожусь в хорошей форме, регулярно поражаю ворота соперников в норвежском чемпионате. Надеюсь проявить себя и в сборной.
— В национальной команде ведь немало представителей “Русенборга”. С кем из них приятельствуете?
— В основном с Кристером Басмой и Роаром Страндом, это мои лучшие друзья в сборной. Нередко проводим свободное время вместе, выбираемся куда-нибудь.
— А еще один одноклубник и товарищ по сборной, вратарь Эспен Йонсен, вам часом не родственник?
— Нет, просто фамилия Йонсен в Норвегии очень распространена. Особенно в футболе — кроме нас с Эспеном, есть ведь еще и опытный Ронни Йонсен, которого в сборную уже не вызывают. Но все мы только однофамильцы.
— Расскажите о вашей внефутбольной жизни. Женаты ли вы, чем занимаетесь в свободное время?
— У меня есть подруга, однако оформлять отношения официально мы с ней пока не спешим. И заводить детей — тоже. На досуге очень люблю порыбачить, а также поиграть в гольф. Правда, на все эти хобби время находится не всегда.
— Считается, что каждый уважающий себя норвежец обожает лыжный спорт…
— О да, это правда! И я в этом смысле не исключение. Но катаюсь на лыжах лишь зимой, равно как и занимаюсь не менее любимым сноубордингом. Летом же при возможности играю в пляжный волейбол. Правда, у нас, в Норвегии, климат для этого вида спорта не самый подходящий.
— За Олимпиадой в Афинах следили внимательно?
— Еще бы! С особенным удовольствием наблюдал за гимнастическими соревнованиями, а также за прыжками на батуте. Очень красивые, зрелищные виды спорта.
— А к женскому спринту как относитесь? Наблюдали за триумфом белоруски Юлии Нестеренко на стометровке?
— Конечно же, я видел это! Ваша спортсменка выступила просто прекрасно. Бег на короткие дистанции, кстати, также принадлежит к моим любимым олимпийским видам спорта. Меня привлекает динамика, когда судьба медалей решается в считанные доли секунды.
— Наверняка внимательным зрителем вы были и во время EURO’2004…
— Естественно, хотя наблюдать за сражениями в Португалии было несколько досадно. Ведь наша сборная вполне могла быть одним из участников турнира. Тем более что команда Испании, которой мы уступили осенью прошлого года в плей-офф, абсолютно ничего не показала.
— Триумф греков вас удивил?
— Знаете, не особенно. Как я уже говорил, сейчас силы в мировом футболе выравниваются. Многие сборные, которые прежде ничем не выделялись, выходят на главные роли. Это показали и чемпионат мира 2002 года, и прошедшее первенство Европы. Могла ли на месте сборной Греции быть наша команда? Почему бы и нет? Хотя потребовалось бы очень много удачи. Однако среди 16 финалистов чемпионата мы в любом случае были бы отнюдь не слабейшими.
— Есть ли у вас в футболе любимый игрок?
— Да, это непревзойденный Зинедин Зидан. Лично с ним не знаком, никогда не разговаривал, однако всегда восхищался его действиями на поле. Очень жаль, что Зизу принял решение покинуть сборную Франции. Без него предстоящий через два года чемпионат мира потеряет многое.
Стеффен Иверсен: знал, что вернусь
Звезда Стеффена ИВЕРСЕНА взошла на футбольном небосклоне в середине 90-х, и талантливому форварду “Русенборга” специалисты прочили в те времена большое будущее. Едва достигнув 20-летия, он уехал покорять Англию, однако, преследуемый травмами, выданных авансов полностью оправдать не смог. И пару месяцев назад вернулся на родину, надеясь обрести в “Волеренгене” второе дыхание и вновь заставить говорить о себе в превосходных тонах. В преддверии матча Норвегия — Беларусь корреспондент “ПБ” разыскал Стеффена Иверсена по телефону в Осло и задал нападающему норвежской сборной ряд интересующих нас вопросов.
ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”
Стеффен ИВЕРСЕН. Нападающий. Родился 10.11.76 в Осло. Рост — 185 см, вес — 79 кг. Выступал за “Русенборг” (1994-96), английские “Тоттенхэм” (1996-2003) и “Вулверхэмптон” (2003-04). С июля 2004 года — в “Волеренгене”. Двукратный чемпион Норвегии (1995, 1996), обладатель Кубка Норвегии (1996), Кубка английской лиги (1999). За национальную сборную Норвегии сыграл 45 матчей и забил 9 голов. Участник чемпионата Европы-2000.
— Стеффен, признайтесь, чего вы ожидаете от предстоящей встречи с белорусами?
— Это важная игра, в которой нужно брать три очка. Задача вполне посильная, но расслабляться нельзя, потому что наказание последует незамедлительно. Однако о прогнозе на матч в Осло меня даже не спрашивайте. Никогда не занимаюсь предсказаниями.
— Какие воспоминания остались у вас о поединках с нашей сборной трехлетней давности?
— А что я могу помнить, если в тех матчах не принимал участия?
— Как же так? 28 марта 2001 года в Минске вы вышли против белорусов в основном составе…
— Ах да, точно! Совсем забыл. Давно это было, столько встреч сыграно, сами понимаете… Припоминаю, что в Беларуси пришлось тяжело. Однако с тех пор минуло немало времени. И надеюсь, что сейчас мы выступим более удачно. Спрашиваете, какие впечатления остались у меня о вашей стране? Честно говоря, абсолютно никаких. Что мы, профессиональные футболисты, видим, приезжая выступать в другие страны и города? Сами знаете — одни лишь отели и стадионы.
— Назовете хоть пару фамилий из нынешнего состава белорусов?
— Пожалуй, нет… Говорите, Александр Глеб? А где он играет? В “Штутгарте”? Никогда не слышал о таком.
— В последнее время вы не всегда привлекались в сборную. В частности, в августе пропустили товарищеский поединок с командой Бельгии. Ожидали, что получите вызов от Оге Харейде на встречи с Италией и Беларусью?
— Я знал, что вернусь, был практически уверен в этом. Ведь последние несколько недель находился в отличной форме, журналисты и специалисты оценивали мое выступление за “Волеренген” высоко. И хотя в субботнем матче в Италии не попал даже в заявку на игру, надеюсь, что против вашей команды я выйду, возможно, и в основном составе.
— Нынешним летом вы возвратились из Англии на родину. Чем был продиктован этот шаг?
— В “Вулверхэмптоне”, где я провел минувший сезон, у меня ладилось отнюдь не все, виной чему — многочисленные травмы. И когда летом срок контракта с английским клубом истек, принял решение покинуть Великобританию. Поверьте, недостатка в предложениях не испытывал: звали команды из Голландии, Бельгии, других стран. Сначала я не хотел возвращаться в Норвегию, думал еще два-три года задержаться за рубежом, но потом, поразмыслив, решил принять предложение “Волеренгена” и не жалею об этом.
— Почему вы не вернулись в “Русенборг”, в котором когда-то столь многообещающе началась ваша карьера?
— О том, что этот клуб во мне заинтересован, я не раз слышал и читал в газетах. Однако вести со мной переговоры представители “Русенборга” не стали. По какой причине — не имею понятия.
— В ноябре вам исполнится 28 — еще играть и играть. Планируете осесть в Норвегии или же вновь отправитесь на заграничные хлеба?
— Пока не знаю. Сейчас выступаю дома, в родном Осло, и весьма этим доволен. А что будет дальше?.. Контракт с “Волеренгеном” у меня лишь на полгода, и не знаю, буду ли его продлевать. Почему я заключил столь краткосрочное соглашение? Думаю, этот вопрос вас волновать не должен.
— Разница в уровнях английской премьер-лиги и сильнейшего дивизиона Норвегии велика?
— Да, это пропасть. Ведь в Англию едут звезды со всего мира, а Норвегию лучшие мастера, наоборот, покидают. Хотя в последнее время, мне кажется, наш клубный футбол достиг определенного прогресса. И некоторые игроки сборной вернулись на родину: Петтер Руди, Мартин Андресен, наконец, я… Даже в еврокубках норвежские команды играют неплохо, показывают достойные результаты.
— Выступая в “Волеренгене”, вы постоянно находитесь в поле зрения главного тренера сборной…
— Это одна из причин, почему я решил переехать в Осло. Хотелось бы выступать за национальную команду как можно дольше, попасть с ней на предстоящий чемпионат мира. Я ведь пока участвовал только в EURO’2000, где наша сборная обиднейшим образом упустила верную путевку в четвертьфинал. На первенствах планеты же пока играть не доводилось, и вероятно, что в 2006-м будет мой последний шанс.
— Шансы на путевку в Германию велики?
— В процентном отношении мне их оценить сложно. Но неплохие перспективы есть и у нас, и у Беларуси, и у Шотландии… А фавориты, конечно, итальянцы: редко когда топ-турниры проходят без их участия. Но вообще группа подобралась довольно ровная, борьба ожидается интересная.
— Давайте сменим тему и поговорим не о футболе. Например, о ваших увлечениях…
— О-о, у меня много всевозможных хобби, и если их перечислять, не хватит страниц вашей газеты. Обожаю играть в гольф и бильярд, да и вообще пробовать себя в различных видах спорта. Я ведь вырос в спортивной семье. Мой отец Одд также был известным футболистом, играл нападающим в “Русенборге” и сборной Норвегии в 60-е и 70-е годы. Кстати, что интересно, его любимым клубом с давних лет являлся “Вулверхэмптон”, где в прошлом сезоне выступал я. С детства меня постоянно сравнивали с отцом, однако горжусь тем, что сам достиг в футболе немалого.
— Есть ли надежда на то, что спортивная династия Иверсенов продолжится?
— А почему бы и нет? Ведь у нас с супругой пятеро детей — три мальчика и две девочки. И это не предел…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь