НАЗНАЧЕНИЕ. Формула успеха Сергея Войкина
— Сергей Борисович, вы новый человек в белорусском хоккее. Давайте знакомиться…
— Родился я в Кирово-Чепецке, что в Кировской области России. В хоккейном мире этот город знаменит тем, что оттуда вышел Александр Мальцев. Он на несколько лет старше, но мы вместе выросли и играли бок о бок на ледовой площадке. Моей первой командой была местная “Олимпия”, выступавшая тогда во второй лиге союзного чемпионата. В дальнейшем довелось выступать на более серьезном уровне. В высшей лиге СССР защищал цвета воскресенского “Химика”, новосибирской “Сибири”, саратовского “Кристалла”. А завершал карьеру в ижевской “Ижстали”, с которой несколько лет кочевал из первого дивизиона в высший и обратно. Входил в обойму юношеской сборной страны, участвовал в нескольких международных турнирах, но в состав на чемпионат Европы (тогда мировые первенства разыгрывались только среди взрослых) пробиться не удалось. Тренерскую карьеру начал в детско-юношеской спортивной школе Ижевска. Далее работал с командами мастеров Воронежа, Нефтекамска, после чего меня пригласили в родной Кирово-Чепецк, где с 1992-го по 1997-й год возглавлял местную “Олимпию”. Затем несколько сезонов трудился в Польше. А в прошлом году вернулся домой и вновь тренировал “Олимпию”, которая заняла место в середине турнирной таблицы западной зоны высшей российской лиги.
— Ваше пребывание на родине оказалось не очень продолжительным…
— Не сошелся с руководством клуба в оценке возможностей команды. На мой взгляд, у “Олимпии” нет запаса прочности. Например, отсутствует собственный ледовый дворец, и клуб принимает соперников в Кирове. Уже десять лет в Кирово-Чепецке возводят каток на две тысячи зрителей, но конца этой стройке пока не видно. Есть и множество организационных проблем. Поэтому на заседании правления клуба я высказал мнение, что стремиться в суперлигу команде не только рано, но даже вредно. Меня не поняли и не поддержали. Руководство посчитало, что раз финансовые возможности позволяют платить игрокам достойную уровня элитного дивизиона зарплату, надо ставить задачу выхода в высший свет. В результате мы расстались, но я не держу ни на кого зла. Буду с интересом следить за выступлением “Олимпии” в новом сезоне и всячески желать ей успехов в покорении новых вершин.
— Как вы оказались в Бресте?
— У меня было несколько предложений из России. Но в итоге выбрал Беларусь. Приглашение из Бреста подкупило долгосрочной перспективой. Председатель правления клуба Игорь Радомский в телефонном разговоре обрисовал ситуацию. Как я понял, в городе хотят покончить с вахтовым методом работы тренеров и хоккеистов. Есть желание стабилизировать ситуацию, создать крепкую команду, привить ей стиль игры, заложить традиции. Дело это тяжелое, но интересное, и я решил попробовать. Звонил мне и председатель областного управления по спорту и туризму Анатолий Новицкий. Беседа с ним вселила оптимизм. Он заверил меня в поддержке и внимании к команде со стороны властей. В моей тренерской карьере всякое бывало. И финансовые проблемы захлестывали, и другие трудности одолевали. Но все можно пережить, преодолеть, если у руководителей города, области есть желание помочь команде.
— Ваш предшественник Владимир Марчинский, проводя параллели с Россией, был очень удивлен тем фактом, что губернатор Брестской области ни разу не присутствовал на хоккейном матче…
— В России давно все профессиональные клубы работают на зрителя, они созданы для этого. Я убежден, что формула достижения успеха такова: вначале команда своей игрой и результатами должна привлечь на трибуны зрителя, а уже затем формируется общественное мнение, которое не остается без внимания руководства региона. В свою очередь власти, видя ажиотаж, интерес к хоккею, начинают помогать жителям города поддерживать это зрелище на высоком уровне. По опыту работы знаю, что содержание профессиональных команд не обходится без государственных средств. В России 50-70 процентов сметы клуба суперлиги составляют бюджетные деньги. Если зрелище нужно народу, власти обязательно должны участвовать в этом.
В спортивном плане цель любой команды — чемпионское звание. Другое дело, какой срок уйдет на реализацию этого проекта. И здесь очень важно, сумеют ли власти в нужный момент поддержать команду финансово, организационно. Иными словами, создать ей условия для штурма вершины.
— В Беларуси работали и работают российские хоккейные специалисты. Перед принятием “Бреста” вы консультировались с кем-нибудь из них?
— Хоккейный мир тесен. И Александр Петрович Зачесов, и Володя Синицын, и мой земляк Владимир Катаев в полной мере обрисовали мне ситуацию.
— За пару лет существования “Брест” пережил два крупных скандала. Один был связан с нарушением дисциплины и массовым отчислением хоккеистов, второй — с финансовым кризисом, угрозами забастовки…
— Я в курсе проблем “Бреста”, но меня это не пугает. Повторюсь, за свою тренерскую карьеру я повидал всякого и хорошо знаю, как работать в условиях, когда не все гладко.
— Древняя пословица гласит: “Что случилось однажды, может никогда больше не случиться. Но то, что произошло два раза, непременно произойдет и в третий”. Заложниками тех неприятных ситуаций оказывались главные тренеры “Бреста”. Борис Терещенко лишился своего поста, а Владимир Марчинский сжег массу нервных клеток, “выбивая” во всех возможных инстанциях обещанные игрокам деньги…
— Знаете, можно открыть любую спортивную газету и прочитать там о долгах перед игроками в тех или иных видах спорта. Это случается не только у бедных, но и у богатых. Даже в НХЛ или в итальянской футбольной серии “А”. Спортсмены обращаются в суд, идут разбирательства. Но… У игрока нет права не выходить на тренировку, действовать во время матча спустя рукава, пренебрегать вниманием болельщиков. И только если ты разорвал контракт в установленном порядке, можешь совершать любые демарши. В Кирово-Чепецке у меня был период, когда в течение шести месяцев не выплачивалась зарплата, но команда оставалась управляемой. Вместе с тем надеюсь, что руководители “Бреста” дорожат своим словом и деловой репутацией. Чего греха таить, бывают ситуации, когда боссы не выполняют обещаний, касающихся размеров денежных сумм или сроков их выплат. Хочется верить, что в “Бресте” слова не разойдутся с делом.
— Хоккейная жизнь в Бресте не бывает тихой. Свидетельством тому недавняя смена председателя правления клуба…
— Я новый человек и могу ошибаться, но… На мой взгляд, произошла бархатная революция. Игорь Васильевич Радомский, с которым у меня сложились отличные отношения, добровольно ушел в отставку ради пользы общего дела. Но он остается в обойме клуба и еще пригодится ему. Новый председатель правления, начальник областного управления государственного казначейства Игорь Васильевич Дашкевич — грамотный, образованный человек. В беседе с ним я обнаружил знание вопроса и желание решить проблемы хоккейного клуба. Я готов работать с любым руководством и принимать к исполнению разумные решения правления клуба.
— Ваши первые впечатления от знакомства с организацией хоккейного хозяйства в Бресте?
— Никто меня не убедит, что в Бресте нельзя культивировать зимние виды спорта. Например, прекрасный ледовый дворец — отличная база для развития хоккея. В городе имеются приемлемые условия, теперь дело за правильной организацией процесса.
— За полтора месяца до старта чемпионата страны вы приняли фактически несуществующую команду. Что удалось сделать за прошедшие несколько недель?
— Пока утрясались детали моего переезда в Брест, я не сидел сложа руки, потихоньку занимался кадровыми вопросами. Звонил игрокам, тренерам, вел предварительные переговоры. Некоторых ребят хотел пригласить еще в “Олимпию”, и теперь они приехали вместе со мной в Брест. Десять крепких хоккеистов из России к началу сезона я отберу. В связи с лимитом на иностранцев сложнее обстоит дело с белорусами. Сейчас в команде тренируются 23 хоккеиста, но среди них только двое местные. Это Александр Рымша и Александр Король. Кем заполнить оставшиеся вакансии? Пожалуй, в такой ситуации наиболее оптимальный вариант — приглашение российских игроков 1984-1985 годов рождения. Согласно регламенту они не считаются легионерами. Селекционная работа продолжается, но я не планирую массовых вызовов хоккеистов в Брест на просмотр. Будем откровенны: все лучшие уже разобраны, а остальные приблизительно одного уровня. Из-за упущенного времени наши возможности по приглашению хоккеистов на грядущий сезон ограничены.
— Ваше отношение к лимиту на легионеров?
— Альтернативы этому решению нет. В дальнейшем планирую приглашать в команду белорусских игроков. Но мне требуется время, чтобы присмотреться к взрослым хоккеистам, к юным воспитанникам спортивных школ страны. Считаю, что местные ребята должны составлять восемьдесят процентов состава. Такого соотношения мы будем стремиться достичь через несколько сезонов.
— Имея в составе много молодежи, “Брест” дает фору соперникам?
— У молодых хоккеистов свои плюсы. Если будем проигрывать в скорости, тогда действительно дадим фору. А так… Молодежь не должна уступить в борьбе, ответственности, дисциплине. Конечно, мастерство, опыт имеют огромное значение. Но ничего не поделаешь, будем брать свое за счет функциональной подготовки, тактических построений, самоотдачи.
— Какой стиль игры планируете прививать “Бресту”?
— Я сам в прошлом нападающий, и атакующий хоккей мне больше импонирует. Может быть, я в нем даже лучше разбираюсь, чем в тонкостях построения оборонительных схем. Но в арсенале каждой команды должно быть несколько моделей игры. Если хоккеисты хорошо готовы функционально, стоит действовать активно, атаковать, оказывать на соперника давление. Но бывают всякие ситуации. Когда накопилась усталость или противник очень силен, надо уметь обороняться, выжидать удобный момент для контрвыпадов. В хоккее многое придумано и опробовано. Поэтому следует лишь правильно применять существующие наработки, исходя из наличия кадров и сложившейся ситуации.
— “Брест” начал занятия на льду 11 августа, всего за месяц до старта чемпионата…
— Следует сказать, что команда вообще начала централизованную подготовку к сезону поздно, лишь 30 июля. Я впервые работаю по такой сжатой программе. Приходится вносить коррективы в проверенные на практике методы. Но игроки прибыли на сбор отнюдь не в нулевом состоянии. Кто-то готовился самостоятельно, кто-то пытался пробиться в другой клуб и занимался там. Месяц на ледовую подготовку — это маловато, но уже ничего нельзя изменить. Планируем до старта в чемпионате сыграть пять тренировочных поединков. На 19 и 21 августа намечены матчи с “Юностью” в Минске и Бресте. Возможно, 22-го встретимся на своем льду со столичным “Динамо”. Подыскиваем соперников еще на несколько игр, которые хотим провести в первых числах сентября.
— Кто помогает вам готовить команду к сезону?
— Со мной приехал в Брест коллега — Игорь Михайлович Гуров. Мы почти ровесники. У него за плечами опыт выступления в высшей лиге союзного первенства за воскресенский “Химик”, “Ижсталь”, тренерская работа в командах мастеров Электростали, Ижевска. Мы хорошо знакомы, доверяем друг другу, поэтому пригласил его в качестве помощника.
— Перед “Брестом” уже поставлены задачи на предстоящий чемпионат?
— Пока нет. Насколько я знаю, сейчас обсуждается и дорабатывается долгосрочный план выступления команды. Поэтому задачи на предстоящий чемпионат официально будут озвучены на заседании правления клуба ближе к старту турнира. Лично для меня приемлемым будет место в середине таблицы. Для первого года работы это нормально. Надо присмотреться к белорусскому чемпионату, к своим игрокам, к соперникам.
Помимо спортивной задачи, есть и другая, не менее значимая. Для ее выполнения потребуются совместные усилия клуба, администрации Дворца спорта, средств массовой информации, местных властей. Надо привлечь болельщика на трибуны. Хоккейные матчи в Бресте должны стать конкуренто- способным зрелищем. В этом деле нет мелочей. Эмоции от страстей на площадке обязательно следует окружить яркой, красочной обстановкой в ледовом дворце. Надеюсь, и игру брестской команды, и атмосферу хоккейных матчей мы доведем до высокого уровня.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь