Рулевой сборной. Георгий Свириденко: оно того стоило
— Похоже, этот год ты проживаешь с небывалой прежде интенсивностью. Даже отпуска летом не будет…
— Это так. Раньше клубный ритм работы оставлял хоть немного свободного времени. Теперь его нет. Добавились вопросы, проблемы сборной.
— Оно того стоило?
— Вот сейчас, после домашнего матча против словенцев, думаю, что да. Мне эта игра в какой-то степени доставила удовольствие. Болельщики не видели недавних матчей в Словении, в Германии. Им не с чем сравнивать. Но со скамейки было видно: наконец-то стало получаться то, над чем в последнее время так напряженно бились.
— Прошлой осенью, когда стартовал этот отбор, никто и в мыслях не держал, что вам предстоит финишировать в таком составе и фактически ставить игру новой молодой команде.
— Разумеется, такого не планировали. Ставка была на опыт Бровко, Горбока, Фещенко, Синяка, Курчева. По разным причинам турнир доиграл только последний…
— Такой аврал был и по-своему интересен…
— Естественно. Пришлось переориентироваться. Вместо работы с людьми, имеющими международный опыт, получили группу тех, кто в большой игре не бывал. Ведь у меня и в “Дюссельдорфе” играли гандболисты с амбициями, немало повидавшие. А здесь — молодежь, которую нужно было многому обучать. С огромным желанием учиться.
— Что-то из тренерских воззрений пришлось пересматривать?
— Пожалуй, не разуверился ни в чем. Если выделять главный позитив, то это, безусловно, удовольствие от совместной работы с Александром Малиновским. Половина игроков сборной — его динамовцы. Он был в курсе событий в чемпионате страны. Благодаря этому мы лучше владели информацией, экономили время на оценке состояния кандидатов, не начинали каждый сбор с нуля. А еще тронуло то, как травмированные Ваня Бровко и Сережа Горбок поддерживали ребят. Они появлялись в зале на сборах, пусть даже не тренируясь. И стоило этому произойти, как все на глазах расправляли плечи…
— Давай уж сразу и о негативе…
— Конечно, мы хотели иного — составить словенцам куда более серьезную конкуренцию в борьбе за второе место. Но о неплановых потерях я уже говорил. Замена любого видавшего виды игрока сразу выявляла дефицит опыта и изменяла игру. Вани не хватило как лидера, за которым тянется вся команда. А Сергея — как “бьющего” с задней линии.
— Футболисты называют это отсутствием глубины скамейки.
— Журналисты после игры интересно разговорили на эту тему Хайнера Бранда. Вопрос был про позиции угловых. Мол, там у немцев полный «люксус». На левом краю за опытным Янзеном молодые Кляйн и Генсхаймер, которые по десятку забрасывают. Справа — три левши плюс звезда Керманн, которого всегда можно вернуть. А тренер им ответил, что никакой это не «люксус», а нормальная борьба за место в сборной, так всегда должно быть. Нам же о таком пока даже не мечтается…
— Сейчас понятно, что исход отбора определило поражение в Любляне. Ты за него себя часто коришь? Что было там не просчитано, упущено?
— Установка была на то, чтобы тщательно готовить броски. Мы знали, с какой скоростью словенцы бегут в отрыв, доигрывают контратаки вторым темпом. И вот эту установку во втором тайме как раз не выполнили. Засмущались защиты 6-0, бросали через пятьдесять секунд, неподготовленно — или в блок, или вратарь отбивал. И сразу получали голы в ответ. В рассуждениях о своих решениях или о том, что надо было сделать по-другому, проку не вижу. Все они абстрактны, оторваны от конкретной ситуации, от оценки состояния игроков.
— Для тебя не секрет суждения наших гандбольных авторитетов по поводу твоего совместительства. Многие сомневаются, что можно качественно руководить сборной наездами…
— Не я первый, кто работает в таком режиме. И у предшественников из других стран тоже хватало критиков.
Поэтому смотрю на ситуацию проще, чем здешние скептики. Если доверят, согласен работать в этом ритме и дальше. Если есть претензии, готов их выслушать и учесть при планировании дальнейших шагов.
— Насколько ты владеешь ситуацией в кадровом плане?
— Чем вызван вопрос?
— Тем, что Артура Борзенкова, который так здорово себя сейчас проявил, изначально даже не планировали вызывать на июньский сбор.
— Объясню. То, что Артур показывал на предыдущих сборах осенью, а потом в январе и марте, — небо и земля. Весной он был вообще никакой: ни желания, ни качества. Плюс почти не играл после перехода в брестский клуб. Потому и решили, что смысла в вызове нет. А потом все же пригласили. И он с первого дня понравился отношением к работе и стремлением сыграть.
— Тренерская кухня сборной — целиком твоя?
— Если вести речь о составе на игру и тактике — то да, наша с Малиновским. А при обсуждении расширенного состава кандидатов можем прислушаться и к мнению со стороны, сверху, к рекомендациям клубных тренеров. Так было сейчас и с Борзенковым, и с аркатроновцем Камышиком.
— Задавая вопрос, я имел в виду нашумевший апрельский сбор, который протрубили в твое отсутствие.
— Его предложил председателю федерации на правах консультанта Спартак Петрович Миронович. Считаю, что это был, как говорят немцы, «флоп». Сели на известное место, ничего не проверив, не натренировав. Сбор организовали спонтанно, не подготовили. Его ориентированность на общефизическую подготовку в разгар сезона была совершенно «не в тему». Для половины тренировавшихся провели тесты, для других — нет, потому что те сказались или оказались больными. А потом после специфических нагрузок пришлось продолжить чемпионат. Считаю, пользы не было — ни клубам, ни сборной.
— Сравнивать тебе не с чем, но все же: насколько оправдан отборочный цикл, так растянутый во времени, с таким подбором участников?
— Считаю, резоннее было бы сыграть этот турнир как прежде — в короткий срок, одним махом. Там тоже присутствовали бы напряжение, тяжелые переезды. Но упростилось бы планирование. Подготовка не велась бы клочками. Уменьшилось бы влияние фактора травм. А потом такой турнир было бы проще анализировать, объективнее получились бы его итоги.
— Интересно услышать оценку выступления тех, кому достались в сборной главные роли.
— На позиции левого крайнего Виталий Коженевский полноценно заменить Ваню Бровко не мог. Но как передний защитник смотрелся неплохо. Если, конечно, закрыть глаза на то, что в Словении он не справился с Урошем Зорманом. А вот в Германии и дома против словенцев сыграл отлично. Да и в нападении забрасывал довольно много. О том, как прибавил Артур Борзенков, уже говорили. Вначале обнадежил на месте левого полусреднего и Антон Пракапеня. Однако он в физическом плане пока не силен, а в Словении и психологически надломился. Отвлекусь и расскажу, как здорово поддержал этих парней на прощальном ужине Сергей Горбок. Сказал, чтобы не кисли из-за проигрышей, что увидел в них настоящих конкурентов. Боре Пуховскому пожелаю точнее соизмерять классные индивидуальные качества и интересы командной игры. Это только повысит его авторитет как игрока.
Хотя замечу, что в Германии ко мне уже подходили скауты и всерьез интересовались мнением о перспективах и Пуховского, и Борзенкова, и Шиловича.
Думаю, будущее у них может быть интересным. Очень не хватало в заключительных играх Димы Никуленкова. Своими выходами в розыгрыш он часто добавлял атакам разнообразия и динамики. Андрей Курчев постоянно держал бомбардирскую марку и был носителем дефицитного для нас ветеранского опыта. Очень понравился на правом углу Максим Баранов, которому из-за травмы Дениса Рутенко пришлось играть в июне почти без замен. Сказывалась нехватка игровой практики у Юры Громыко — многовато нереализованных стопроцентных возможностей. Макс Бабичев здорово дрался в защите. Саша Титов и в нападении, и в обороне выглядел надежно. От вратарей хотелось бы большей стабильности…
— Принимаешь упрек Владимира Коноплева, озвученный на последнем заседании исполкома?
— Упрек в чем?
— В том, что игра сборной сейчас не так красива, как в последних матчах с прежними тренерами?
— Ну, смотря что понимать под красотой.
Пара удавшихся «парашютов» — для меня не аргумент.
У нас тоже есть и интересные розыгрыши, и движение. И много задумок.
— В организации работы сборной, всего гандбольного хозяйства мы за этот год приблизились к знакомым тебе западным стандартам?
— Больше стремились сохранить свою самобытность. То, что у нас было. Допустим, сейчас есть группа высоких ребят с бросковыми задатками в «Аркатроне». Но если пустить их по пути Борзенкова, Пракапени и Нестеренко, которые все больше сидели на скамейке в Бресте и «Динамо», они остановятся в развитии.
— Выход?
— Что-то придумывать. К примеру, почему бы не отдать этих парней в аренду за рубеж? Если зарплату им платить здесь, иностранцы наверняка согласятся. И через год вернут нам окрепших игроков. Я в своем клубе на такой вариант точно пошел бы. Кстати, так в свое время подросли в Словении братья Рутенко и Горбок.
— Можно еще и ограничить приток легионеров в наш чемпионат. В составах освободятся вакансии для своих…
— Нет-нет. Если сейчас начать убирать иностранцев, здесь снова ничего не станет. И наша молодежь будет деградировать, соревноваться сама с собой.
— Замкнутый круг?
— Вроде того. Надо искать золотую середину.
— Из контекста сказанного на пятничном заседании исполкома федерации вытекает, что к отбору на чемпионат мира сборную готовить твоему штабу…
— Ну, в этом вопросе хорошо бы руководствоваться не контекстом.
— Так с какими планами ты улетаешь?
— Ясно, что вариантов существует ровно два. Готов одинаково спокойно воспринять любой. Хотя продолжить начатое здесь очень хочется. С этими парнями мне интересно.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь