U-21. Беларусь — Италия. Глядя с трибуны. Брешь в сетях фортуны
С пенальти, реализованного Аквафреской, наше время на шведском EURO начало обратный отсчет. Да и весь вторничный матч с итальянцами стал ядреным средоточием сонма драматичных событий, точно кто- то свыше начинил его адреналином в компенсацию за прозу вчерашних дней.
Сборная Беларуси завершила выступление на чемпионате Европы. Завершила аккордом громким, но, увы, минорным.
Чиркетта в тихом омуте
Чтобы далеко не ходить и назад не возвращаться, “во первых же строках” необходимо сочинить “судейский рапорт”. Имя швейцарского рефери Клаудио Чиркетты в один ряд с румынским арбитром Александру Тудором, конечно же, не станет. Не тот масштаб, не тот контекст. Но нашему поколению next и всем, кто за него болел, запомнится надолго. Да и уже запомнилось — только по этому адресу и раздавались гневные тирады в белорусском лагере по горячим следам. Тогда думалось и негодовалось ровно им в тон. Ведь по дальновидному заведению на стадионных табло не показывают повторы спорных эпизодов — дабы не будить лихо на поле, скамейках и трибунах. И падение Ковеля в итальянской штрафной в дебюте, и та самая афанасьевская рука, и второй гол Аквафрески легко выстраивались в цепочку, которую так и подмывало провести по линии если не произвола судейской бригады, то ее очевидной предвзятости. Внимательное изучение видеозаписи эту обличительную страсть приглушило. Но не уняло.
Все три яблока раздора как минимум противоречивы на вкус и цвет. И всякий из моментов допускает двойственность трактовок. Ковель, наверное, не был откровенно срублен итальянским капитаном Моттой — однако на позицию он выходил расстрельную, где, как мы знаем из Лиги чемпионов, даже легкие контакты чреваты не только пенальти, а и карточными санкциями. С рукой Афанасьева мяч, бесспорно, повстречался — причем явно, аккурат в районе капитанской повязки. Но игра этой самой рукой даже в правилах прописана столь нечетко, что всякий раз истиной в последней инстанции является пресловутое и субъективное судейское усмотрение. То же самое — и по части пассивного офсайда, этого рудимента футбольного кодекса, который однажды непременно будет из него изъят. Победная итальянская атака была скора и в общем-то изящна. Белорусскую защиту она прошила в три вполне классических хода. Тот же Мотта услужливо поднес мяч выдумщику Джовинко, и он коротким пасом поощрил забегание ушлого резервиста Кандревы. В момент именно этой передачи в метровом “вне игры” в центре штрафной находился Аквафреска. Его безучастность к происходящему была обманчивой, ибо в следующее мгновение он уже замыкал ударом в пустые ворота ювелирный прострел…
Взятый каждый в отдельности, любой из этих несчастливых для нас случаев вполне можно квалифицировать как пример верных решений рефери в сложной ситуации. Не сомневайтесь, именно такую оценку им и дадут в УЕФА. Но в совокупности они представляют то самое усмотрение судьи несколько, так скажем, однобоким — или не слишком разнообразным, что ли…
Не будучи любителем теорий заговоров, трудно выводить заключения о злонамеренных кознях судебной власти в отношении маленькой, но гордой белорусской команды. Однако, кажется, хельсингборгское поле — благодатное для тех, кому мнятся происки закулисы. Здесь лыком в строку и апеннинские корни швейцарца-рефери, и свойские его разговоры с итальянцами на языке Гарибальди… На субъективный же авторский взгляд, вторничная (не)последовательность арбитра Чиркетты есть производная естественного человеческого — а никак не профессионального — почтения к сильнейшим. Это в нашей природе почти по Фрейду — когда фавориту благоволит не только фортуна, но и Фемида.
И уж, если резонно сетовать на судейскую несправедливость в отдельно взятом матче, то, видимо, нужно поминать и справедливость иного — более высокого — порядка. Отсылающую нас к итоговым местам в группе. Там белорусы первые с конца. Из большой восьмерки в большую четверку — сиречь в полуфинал — не пробились. И это, пожалуй, есть закономерный итог нашего участия в EURO. Так что в некотором философском роде спорные эпизоды позавчерашнего матча были отданы не только на усмотрение судьи, но и на усмотрение всевидящей судьбы.
Но это уже, как говорят, совсем другая история.
Накатанной колеей
На матч со сборной Италии — важнее которого не было в истории этого молодежного созыва — Юрий Курненин не припас ничего нового. Задача прыгать выше головы была вменена в обязанность тем же персонажам, что тяжко выковали нулевую ничью с сербами в пятницу. Разницу составила лишь линия атаки, откуда изъяли Юрченко и куда вернули Комаровского (провидческим, забегая вперед, этот шаг не оказался). Намеков творить историю не выдавало и тактическое построение — все та же, давно раскушенная соперниками, модель 4-2-3-1. На изюминку в ней претендовали разве что частые командировки Кривца в чужие тылы — и тогда схему можно было читать как 4-4-2. Впрочем, редкие перемены мест слагаемых не дали разительного преображения в стиле молодежного футбола по-белорусски. Подопечные Курненина по-прежнему лелеяли в руках ненужную в этих турнирных условиях синицу, а журавля норовили подбить как-нибудь при случае.
Впервые едва не подбили вскоре после того самого падения Ковеля в чужой штрафной. Кривец добро ахнул откуда-то с правого угла штрафной, да так, что мяч полетел увесистым ядром — и едва не спикировал под перекладину. Это был один из двух доантрактных ударов сборной Беларуси. Зато второй принес успех, явив торжество нашего жанрового эстетического минимализма.
Гол Кисляка — второй на EURO — вышел под стать первому, забитому феноменальным оружейным выстрелом под шведскую перекладину. Красиво бить не запретишь — чуть ли не в первый и последний раз за матч белорусы по-настоящему высекли искру. А минский динамовец стал и начальным, и конечным звеном той цветистой эскапады.
Приняв мяч от Бордачева, коротко разыгравшего штрафной, он отправил его направо — Шитову. А сам понесся как угорелый за спины не почуявших подвоха апеннинских опорников — дальше была передача в штрафную и шикарное ее замыкание с лету, из-под защитника Андреолли, без сколько-нибудь реальных шансов для голкипера Консильи. 1:0! — белорусская часть жиденьких трибун зашлась в нечеловеческом восторге, а официальные лица со средиземноморским загаром в VIP-ложе разом заиграли желваками…
Шла уж 45-я минута — лучшего времени, чтобы вытащить счастливый билет, придумать было трудно. Дотерпеть до перерыва, чтобы перевести дух и принять тренерские наставления, оставить сопернику мучения синдромом “гола в раздевалку”… Но вместо всех этих благ нашим пришлось уносить в подтрибунье точно такой же предантрактный голевой груз.
Афоня рубль должен
Итальянцы в первом тайме били по воротам в шесть раз чаще белорусов. И мячом владели больше — в процентной пропорции примерно 60 на 40, — и двигались быстрее, и вообще не вели себя так, как ведет себя команда, для которой и ничейный счет во благо. Пьерлуиджи Казираги также не изобрел велосипед, чтобы въехать на нем в полуфинал. В двух предыдущих матчах он использовал один и тот же состав — его выпустил и во вторник, с той лишь разницей, что дисквалифицированного Балотелли сменил стриженный “под ноль” Абате. В результате атакующий трезубец “Скуадры адзурры” приобрел импозантный вид. Массивный Аквафреска в центре и два “мухача” — Джовинко и Абате — по обе стороны от него. Они по преимуществу и терзали белорусскую оборону и души ее болельщиков.
И так вышло, что Афанасьев, прежде чем “привез” пенальти, дважды побывал в шкуре героя-спасителя. На пике доантрактного натиска итальянцы подали четыре угловых. Два из них верными ударами в упор вершили защитники Кришито и Боккетти — но за вратаря расторопно играл капитан, вынося мяч с линии ворот. Не иначе тогда-то и задолжал Афоня фортуне — и та четверть часа спустя взыскала с него по кредиту с особым цинизмом…
Рисунок игры не поменялся и после перерыва. Против позиционного наступления соперника белорусы предъявили немногое — разве что пару могучих штрафных от Ковеля. Волей-неволей стали раскрываться — и у итальянцев ко всему расцвела еще и комбинационная игра. Из нее и произошел второй их гол, снявший все вопросы.
Кроме него, были еще и удары в перекладину Боккетти и Джовинко, и его, Джовинко, выход один на один (браво, Чесновский), и много еще было Джовинко — так что даже не вполне ясно, отчего не туринскому мальчишу, а сардинскому страйкеру Аквафреске достались лавры первой звезды вечера. Зато есть цельное ощущение, что итальянцы в этот вечер белорусов оказались сильнее. И полуфинала, стало быть, они достойны больше нашего. Как бы нам ни было жаль, и как бы там ни свистел в свой свисток этот загадочный рефери по фамилии Чиркетта.
БЕЛАРУСЬ — ИТАЛИЯ — 1:2
ХЕЛЬСИНГБОРГ. 23 июня. Стадион “Олимпия”. 3014 зрителей (вместимость — 16673). Ясно, 21 градус. Электроосвещение. Начало в 20.45. Билет — 21-250 крон (2-25 евро).
СУДЬИ: К.Чиркетта (Швейцария), Ж.Де Брейн (Бельгия), Э.Убиас (Чехия).
КОМИССАР: А.Прокопиу (Кипр).
ИНСПЕКТОР: Б.Карлссон (Швеция).
Составы
ЗАПАСНЫЕ: Беларусь — 3.Мартынович, 6.Баланович, 12.Гомелько, 13.Сачивко, 14.Путило, 16.Веретило, 19.Янушкевич, 22.Ковалевский, 23.Чухлей; Италия — 6.Мардзоратти, 12.Сиригу, 13.Раноккья, 14.Пизано, 17.Поли, 18.Черчи, 19.Палоски, 22.Секулин.
ТРЕНЕРЫ: Беларусь — Юрий Курненин, Георгий Кондратьев, Эдуард Тучинский; Италия — Пьерлуиджи Казираги, Антонио Рокка.
ФОРМА КОМАНД: красные майки, зеленые трусы — белые майки и трусы.
ГОЛЫ: 1:0 — Кисляк (45, пас — Шитов). 1:1 — Аквафреска (48+, с пенальти за игру рукой). 1:2 — Аквафреска (75, пас — Кандрева).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Комаровский (13, за грубую игру), Верховцов (48+, за неспортивное поведение), Афанасьев (47), Маркизио (51) (оба — за грубую игру), Боккетти (72, за задержку соперника руками), Кисляк (79, за грубую игру).
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МАТЧА: 97.11 (48.04+49.07).
БЕЛАРУСЬ | ИТАЛИЯ | |||||
1-й тайм | 2-й тайм | ВСЕГО | 1-й тайм | 2-й тайм | ВСЕГО | |
– | 4 | 4 | УГЛОВЫЕ | 6 | 5 | 11 |
2 | 6 | 8 | УДАРЫ ПО ВОРОТАМ | 13 | 12 | 25 |
1 | 4 | 5 | В створ ворот | 5 | 3 | 8 |
– | – | – | В штанги и перекладины | – | 2 | 2 |
1 | 2 | 3 | Мимо ворот | 5 | 4 | 9 |
– | – | – | Блокированные | 3 | 3 | 6 |
11 | 9 | 20 | ФОЛЫ | 5 | 7 | 12 |
1 | 2 | 3 | ОФСАЙДЫ | 2 | 4 | 6 |
ХРОНИКА ОСТРЫХ МОМЕНТОВ
2 — Мотта вдоль правой бровки совершает продольную передачу на ход Абате, который догоняет мяч у лицевой линии и простреливает в штрафную. На фланговый пас откликается Аквафреска, который наносит удар с ходу с девяти метров — рядом с ближней штангой.*
7 — Итальянцы опять развивают атаку правым флангом, откуда Мотта делает передачу в штрафную. На ближнем углу вратарской первым на мяче оказывается Верховцов, который совершает опасную срезку над самой перекладиной — угловой.*
7 — Джовинко, разыгрывая корнер, низом адресует мяч в направлении сегмента штрафной, где Чигарини коротким пасом подключает к атаке Абате. Последний наносит хлесткий низовой выстрел с 22 метров — мяч следует вблизи правой стойки ворот.**
12 — Ковель откликается на длинную верховую передачу Шитова и выигрывает верховую борьбу вблизи чужой штрафной. При этом первым на подборе оказывается Комаровский, который тут же возвращает мяч на ход Ковелю. Леонид врывается в штрафную, где его не по правилам атакует Мотта. Тем не менее судья не реагирует на падение белоруса.***
16 — Кривец овладевает мячом невдалеке от правой бровки и, не долго думая, решается на дальний удар с 32 метров — чуть выше ворот.*
29 — Джовинко подает угловой с правого фланга. В центре штрафной выше всех выпрыгивает Кришито, удар которого на линии ворот корпусом блокирует Афанасьев. От капитана белорусов мяч отлетает к Абате, и тот мощно бьет с 12 метров — Чесновский из-под перекладины переводит мяч за лицевую линию.***
30 — После очередного корнера в исполнении Джовинко мяч летит на дальнюю штангу, откуда Боккетти беспрепятственно наносит удар головой — наших вновь спасает Афанасьев, который выбивает мяч с линии ворот.***
30 — Новая волна итальянской атаки завершается тем, что Абате, удачно играя на подборе, сильно бьет с 18 метров — мимо цели.*
42 — Чигарини навешивает со штрафного от левой бровки в район одиннадцатиметровой отметки, где Кришито подрезает мяч головой, — неточно.*
45 — Бордачев, разыгрывая штрафной в центре поля, делает среднюю передачу на Кисляка. Тот в свою очередь, пасуя на правый фланг Шитову, устремляется к чужой штрафной. Игорь, замечая маневр опорного хавбека, возвращает ему мяч, после чего Кисляк первым же касанием с 13 метров неотразимо бьет в левый «низ» — 1:0.***
48+ — Абате с правого фланга подает в штрафную, где мяч попадает в руку Афанасьеву. Пенальти. Одиннадцатиметровый исполняет Аквафреска. Мяч летит в правый угол, а Чесновский падает в противоположную сторону ворот — 1:1.***
49 — Маркизио продольным пасом адресует мяч на ход Аквафреске, который из пределов штрафной бьет рядом с левой штангой.**
57 — Джовинко совершает подачу углового, на которую откликается Боккетти. Удар защитника головой с 12 метров приходится в перекладину.***
65 — Кандреева пасует вразрез на Джовинко. Себастьян врывается в штрафную и выходит один на один с Чесновским. Белорусский голкипер парирует удар, после чего вратарю приходит на подмогу Шитов, который в акробатическом прыжке разряжает обстановку.***
73 — Ковель, выполняя «стандарт» от правого угла штрафной, прямой наводкой целит под перекладину — Консильи переводит мяч на угловой.*
73 — Кривец подает угловой с левого фланга. Мяч летит на дальнюю штангу, откуда Бордачев бьет головой выше левого угла ворот.*
75 — Мотта с правого фланга пасует Джовинко, который снабжает продольной передачей Кандреву. Тот вбегает в штрафную и, оставаясь с глазу на глаз с Чесновским, адресует мяч на двигающегося параллельным курсом Аквафреску. Роберт с близкого расстояния поражает пустые ворота — 1:2.***
79 — Джовинко встречается с мячом на чужой половине и продвигается по направлению к штрафной. Примерно с 23 метров Себастьян решается на удар — мяч задевает перекладину и покидает пределы поля.***
Бережливость
Традиционные схемы игровой активности, несмотря на явное количественное превосходство итальянцев, дают повод похвалить и нашу команду. Белорусы нанесли не так уж и много ударов, однако каждый из них таил потенциальную угрозу владениям Консильи. Наша геометрия не даст соврать: 5 из 8 выстрелов белорусов пришлись в створ ворот, да и траектория оставшихся трех прошла невдалеке от “рамки”. Это напрямую свидетельствует о том, что подопечные Юрия Курненина бережливо относились к своим моментам и дорожили буквально каждым шансом. В то же время об итальянцах такого не скажешь. Им потребовалось произвести четверть сотни ударов для того, чтобы забить два гола.
Среди персоналий самым заметным стал автор дубля Аквафреска, произведший шесть выстрелов. У наших по два удара на счету Кисляка, Кривца и Ковеля. Кроме того, по одной попытке записали в актив Шитов и Бордачев.
Рейтинг игроков сборной Беларуси. Версия читателей «ПБ»Посетители прессболовского сайта по окончании поединка со сборной Италии имели возможность оценить действия белорусских футболистов по 10-балльной шкале со следующей градацией: 10 баллов — идеальная игра, 9 — мирового класса, 8 — отличная, 7 — очень хорошая, 6 — хорошая, 5 — удовлетворительная, 4 — слабая, 3 — очень слабая, 2 — неудовлетворительная. Классифицировались футболисты, сыгравшие не менее 20 минут (Владимир Юрченко и Александр Володько остались вне предложенного списка). На основании всех мнений выведена средняя оценка каждому футболисту.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь