ПОРТРЕТ. Без пяти минут белорус

05:13, 16 сентября 2005
svg image
1526
svg image
0
image
Хави идет в печали

— Иван, по словам главного тренера, проблему легионеров в этом сезоне “Химволокно” попытается решить путем натурализации ряда игроков. Ты в их число, случайно, не входишь?

— Как раз вхожу. Ты правильно подметил, что основной причиной является перебор легионеров в нашей команде. И поскольку вопрос борьбы за призовые места чемпионата с повестки дня никто не снимал, проблему надо как-то решать. Согласись, что, имея достаточно хороших исполнителей, оставлять их вне игры, как это происходило на Кубке страны, было бы верхом расточительства. В итоге мне, а также Саше Боровкову, Максиму Цветкову, Виталию Горбачеву и Андрею Антонову предложили сменить гражданство на белорусское. Мы оформили отказ от российского гражданства и сейчас ждем новые паспорта.

— Согласись, что шаг довольно рискованный.

— Очень серьезный. И каждый из нас взвесил все “за” и “против”. Поэтому принятое решение целиком продумано и обосновано. Нормальных предложений от российских клубов не поступало, а в Беларуси уровень хоккея постоянно растет, повышать мастерство можно и здесь.

— Что и доказал финал Кубка, где вам противостояло “Динамо”. В таких напряженных матчах с сильным соперником и совершенствуются профессиональные навыки.

— Согласен. Игры, несмотря на начало сезона, прошли очень интересно, хотя обстановка на площадке была довольно нервозной, что и вылилось в обилие удалений. Нам немного не повезло. Забрось первой наша команда, трофей наверняка остался бы в Могилеве. Что ж, раз “Динамо” справилось с этой задачей лучше, то на данный момент оно действительно заслужило приз. Думаю, мы сделаем правильные выводы и по ходу сезона попытаемся взять реванш.

— Считаешь “бело-голубых” фаворитом нынешнего сезона?

— Возможно. У минчан подобрался очень крепкий коллектив. Селекционная работа в межсезонье проведена на высоком уровне, и динамовцы уже начали пожинать плоды. Хотя не стоит списывать со счетов и остальные команды. “Гомель”, “Керамин”, с которыми мы встречались в тех же кубковых поединках, оставили хорошее впечатление. “Неман” достойно выступил на “Кубке “Спартака”. Пока не удалось увидеть в деле чемпиона — столичную “Юность”. Значительно укрепился и “Брест”. А есть ведь еще украинский “Сокол” и латвийские клубы. То есть, по сути, все команды приблизительно равны, и чемпионат должен быть еще интереснее предыдущего.

— “Химволокно” по сравнению с прошлым сезоном укрепилось?

— У нас практически сохранился прошлогодний бронзовый состав, и это, несомненно, сыграет нам на руку. А пришедшие в команду ребята призваны укрепить проблемные, на взгляд руководства, участки. Поэтому, если вопрос с нашими паспортами решится, в скором времени у нас окажутся в наличии четыре равноценные пятерки, каждая из которых способна обеспечить результат. То есть повторить, а то и улучшить прошлогодний успех нам будет вполне по силам.

— Александр Волчков еще в конце прошлого сезона заявил о том, что количество нагрузок в этом году удвоится. Нововведения уже почувствовал?

— Сначала действительно приходилось нелегко. Но потом втянулся, и сейчас работа дается так же, как в прошлом году: какого-то дискомфорта уже не ощущается. Да, нагрузок прибавилось, увеличилось количество тренировок. Но я думаю, что это пойдет команде только на пользу.

— А среди коллег по хоккейному цеху роптания нет?

— Не слышал, чтобы кто-то жаловался. Бывает, что игрок получает микротравму, ему тут же снижают нагрузки. Ломать нас никто не собирается — осуществляется грамотный подход к каждому человеку.

— За последний рубеж обороны не беспокоитесь?

— Во-первых, у команды появился наставник, занимающийся вратарями, — перешедший на тренерскую работу Алексей Емельянов. Он постоянно остается с ребятами на льду после тренировок, разбирает ошибки, что-то советует, подсказывает. Это уже плюс. Леня Гришукевич — один из голкиперов сборной страны, поэтому в его компетентности сомневаться не приходится. Сергей Фадеев — вратарь со стажем. Сейчас он набрал хорошую форму и в последних играх был достаточно надежен. Не стоит сбрасывать со счетов и Сергея Дегтярева, которому доверили ворота в матчах с воскресенским “Химиком”. Отрадно, что дублер не растерялся, доказав то, что в случае чего может подстраховать выбывшего по тем или иным причинам основного голкипера.

— Если тренерский штаб решит чередовать вратарей, это как-то скажется на команде? Голкиперов это обычно немного нервирует.

— На внутреннее состояние стражей наших ворот всегда обращаем внимание. Если вратарь нервничает, это заметно уже на разминке и передается полевым игрокам. Когда ты видишь, что с ним все в порядке, чувствуешь, что за спиной стоит стена, действуешь раскрепощеннее. Если же вратарь волнуется, стараешься помочь, подстроиться под его игру, чуть больше отрабатывать в обороне.

— Как ты относишься к обязанности участия в защитных действиях?

— Спокойно. Очень часто приходится играть в меньшинстве, причем бывает, что по целому периоду. Двадцать минут отобьешься, а в раздевалку заходишь, и создается такое впечатление, что отпахал все сорок. Хотя, с другой стороны, хоккей — игра коллективная. И каждый из нас обязан участвовать как в созидании, так и в разрушении. К тому же сейчас нет такого жесткого понятия, как игрок обороны или атаки. Чем универсальнее хоккеист, тем больше пользы он приносит.

— Чтобы сыграть 20 минут в меньшинстве, нужно еще постараться нахватать удалений. Как оценишь уровень белорусского судейства?

— Я переехал в Беларусь три сезона назад, и, как мне кажется, судейство осталось примерно на том же уровне, что и прежде. Новых лиц пока не заметно, а аксакалам не хватает стабильности. Может отсудить матч просто великолепно, а назавтра начудить так, что хоть стой, хоть падай. Это действительно серьезная проблема.

— Оцени белорусский отрезок своей карьеры. Это особенно интересно, если вспомнить про твой немодный нынче клубный патриотизм.

— Самым удачным назову первый сезон, когда стал лучшим бомбардиром “Химволокна”. Событие для форварда весьма приятное. Но не скажу, что два последующих чемпионата сложились неудачно. Вот в прошлом году в первой половине шла, как говорится, непруха. Зато после экватора ничего — разыгрался. Надеюсь, что в этом чемпионате дела пойдут лучше.

— С чем связано снижение твоих бомбардирских показателей?

— В первую очередь с тем, что уровень чемпионата заметно вырос. Пришли игроки, выступавшие в суперлиге и высшей лиге чемпионата России. Они заметно усилили свои клубы. И, само собой, сейчас поразить ворота соперников стало намного сложнее.

— А тебе не кажется, что ваше звено во главу угла ставит зрелищный компонент игры, причем зачастую в ущерб завершению атаки? От ваших перепасовок, забеганий и финтов голова идет кругом, а вот бросить по воротам порой и некому.

— На публику иногда сыграть тоже надо, болельщики для этого и приходят. Хотя в чем-то ты прав. Причина кроется, скорее всего, в нашей армейской школе. Получил — обыграл — отдал — открылся и так далее. Вот и выходит карусель. Увлекшись плетением паутины, очень просто в ней запутаться и не довести дело до броска. Тренер требует, чтобы звено чаще бросало. Думаю, в этом сезоне мы сделаем правильные выводы.

— Ты вспомнил о школе ЦСКА. Считаешь себя стопроцентным армейцем?

— Конечно, ведь хоккейные азы начал постигать именно в армейской школе. Хотя хоккей выбрал не сразу. Какое-то время параллельно занимался еще и в футбольной секции ЦСКА. Был у меня замечательный тренер Гринин, царство ему небесное. Вот после его смерти, где-то через полгода, окончательно определился, что перейду в хоккей. А так, если бы не эти трагические обстоятельства, возможно, отдал бы предпочтение зеленому газону, а не ледовой площадке. Но выбор был сделан, и дальше пошло по накатанной: молодежная команда ЦСКА, затем основной состав.

— Как же тебя занесло в Могилев?

— После того как я покинул тихоновский ЦСКА и перешел в команду Семенова, в которой провел предсезонный сбор, произошло объединение двух клубов. Причем на базе той команды, которую тренировал Тихонов. Меня обратно не взяли. Пришлось искать варианты продолжения карьеры. Попробовал силы в пермском “Молоте”, но клуб конкретных условий и гарантий предложить не смог. И тогда мой агент посоветовал рассмотреть вариант с “Химволокном”, которое в то время тренировал Зачесов. Правда, из Перми потом звонили, звали обратно, но я решил не дергаться, остаться здесь.

— Ты, кстати, пришел в команду в вместе с Боровковым. Складывается впечатление, что вы идете бок о бок не только на льду?

— Вообще-то мы общаемся всей командой. Это позволяет установить нормальный внутриклубный микроклимат. А насчет Сани согласен. Общаемся и здесь, и в Москве. Да и на выездах живем в одном гостиничном номере. Хотя, повторюсь, в “Химволокне” довольно теплые отношения между всеми игроками. И если в коллектив приходит новый человек, он очень быстро находит со старожилами общий язык. И даже если кто-то переходит в другой клуб, отношения все равно стараемся поддерживать.

— А есть ли в команде человек, которого можно назвать заводилой? Кто у вас рассказывает анекдоты, байки, придумывает клички?

— У нас все не без чувства юмора. Каждый, как говорится, может “выстрелить” в любую минуту, вовремя пошутить, приободрить, подколоть, если нужно. Что касается кличек, этот процесс всегда происходит спонтанно. Кто-то ляп языком — и как в десятку попал. Все, кличка приклеилась.

— Никто не обижается? Вот я, например, знаю, хотя озвучивать не буду, прозвище новоиспеченного тренера Емельянова.

— Да никто еще не обижался. И Алексей в том числе. Вообще с его переходом на тренерскую работу, кажется, ничего не изменилось. Он остается для ребят своим — прежним Лешей, который может и подколоть, и посмеяться вместе с нами. Хотя теперь, конечно, называем его уже по отчеству, субординацию блюдем.

— Чувствуешь ли пристальное внимание со стороны могилевской публики?

— Постоянно. После игры подходят люди, чтобы просто поздороваться, взять автограф или поинтересоваться моими делами и проблемами. Во время игры слышу слова поддержки и одобрения, особенно когда удается какое-нибудь техничное действие или бросок. Но чтобы какое-то особое отношение или обожание — это едва ли.

— Поставлю вопрос по-другому. Пословица “Мал, да удал” тебе ни о чем не говорит? Ведь, несмотря на небольшие, по хоккейным меркам, габариты, ты не боишься ответить на грубость, а иногда сам пытаешься спровоцировать оппонента на конфликт. Что это — привычка с детства, или жизнь заставила?

— Это и есть хоккейная школа ЦСКА. Именно там вырабатывался мой характер. С малых лет мне постоянно говорили о том, что на льду все равны. На площадке не важен ни рост, ни возраст, ни титулы. Если ты выходишь на лед, должен стремиться только к победе. Так что страха у меня нет ни перед кем.

— А чувство мести к обидчику знакомо?

— Не скрою, случается. Но это наблюдается практически у каждого хоккеиста. Согласись, если против тебя сыграли не по правилам, судья не заметил, а ты спустил это на тормозах, с тобой поступят так же и во второй раз. Поэтому стараюсь как можно скорее встретить обидчика. Желательно — в рамках правил, хотя получается не всегда. С другой стороны, я никогда не стремился и, слава богу, до сих пор ни разу не нанес сопернику травму. Это уже за гранью, не мое.

— То есть Иван Сахаров — человек не злой. Плюс ко всему — заботливый папа. Познакомь с сыном и, если можно, расскажи о своей семье. Ведь, кроме бронзовых наград, в прошлом сезоне ты примерил еще и супружеское кольцо. Жена — белоруска?

— Сынишку зовут Егор, ему уже семь месяцев. А вот жена как раз и не здешняя, русская. Она постоянно мне помогает, поддерживает в трудные минуты. К тому же основная обязанность по дому и по воспитанию сына лежит именно на ней. Простой пример: когда ночью Егор начинает капризничать, Лена забирает его и уходит в другую комнату. То есть чувствует, когда мне нужно восстановиться после матча или подготовиться к грядущей игре. Но как только у меня появляется свободная минутка, всегда стараюсь помочь.

— Семья на хоккей приходит?

— Один раз попытались, я как раз в том матче не играл. Но уже через пять минут пришлось ретироваться с трибун. Бурные эмоции болельщиков спровоцировали плач Егора. Видно, посещать такие мероприятия нам пока еще рановато. Хотя через годик, думаю, сын придет поболеть за папу.

— Чем живешь, помимо хоккея?

— В последнее время все больше нахожусь с семьей. Хотя очень люблю рыбалку. Раньше частенько выезжал с дядей и мужем моей сестры. Правда, в этом году порыбачить не удалось. Весь отпуск провел в Подмосковье на даче. Хотя отдохнул тоже хорошо.

— А на выезде?

— На выезде с ребятами любим погулять по городу, пообщаться, на компьютере поиграть. Или, в конце концов, телевизор в номере посмотреть. Короче, делаем все, чтобы не загружать ни тело, ни душу и спокойно подойти к предстоящей игре. Тем паче, как я говорил, в этом сезоне проходных матчей не предвидится.

— Но ведь у “Химволокна” есть и дополнительный козырь, по крайней мере в половине матчей…

— Ты о болельщиках? Даже спорить не стану. Так, как поддерживают свою команду в Могилеве, болеют разве что в Гомеле. Ну, возможно, еще на некоторых матчах в Минске. А вообще, самые преданные болельщики именно здесь. Даже если мы проигрываем, нас все равно провожают аплодисментами. Это очень приятно, когда твои старания, пусть и не увенчавшиеся успехом, кто-то ценит. И если в этом году поддержка будет не меньшей, то уж мы просто обязаны будем, по крайней мере, не сдать прошлогодние позиции.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?