Интернет и газета. На том стоим
Неделями не включаю телевизор! Точнее, он работает лишь в тех случаях, когда из профессиональной необходимости становится обязательным просмотр той ли иной спортивной трансляции. В остальное время предпочитаю домашнюю тишину наедине с газетой или книгой и все реже — включенный компьютер. Наверное, это элементарная защитная реакция организма, регулирующего поведение в соответствии с его возможностями. Плюс избирательность, которую диктует жизненный опыт.
Точно знаю, что у многих современников — сообразно возрасту, стремительно меняющемуся кругу интересов и много чему еще — все происходит с точностью до наоборот. И пишу об этом только затем, чтобы предостеречь читателей от подхода к предложенному здесь разговору, исходя из собственных сиюминутных предпочтений и ощущений. Если, к примеру, вы с некоторых пор перестали бывать в театре, смотреть кино или читать классику, это отнюдь не значит, что, во-первых, ровно так же поступили все вокруг вас и, во-вторых, что вас уже никогда не потянет к этим достопочтенным занятиям.
Надеюсь, вы уже изучили заметки моего собрата по рубрике. И, подобно мне, обнаружили в них четкую границу, которая разделила их собственно на две темы, смежные лишь отчасти. Поначалу автор замахивается на вопросы глобальные, а затем предлагает и пробует подойти с мерками этого самого глобализма к актуальной конкретной ситуации, что сложилась в отношениях нашей газеты и части ее читателей.
Совершенно не с руки, и даже глупо, возражать наблюдениям Вячеслава Игнатовича по поводу революции во всемирном информационном пространстве. Все так. Более того, готов подтвердить эти выводы впечатлениями недолгой легионерской отлучки, во время которой посчастливилось потрудиться на популярном российском спортивном интернет-портале, тогда только набиравшем теперешние исполинские обороты. Правда, со дня возвращения из Москвы и поныне чувствую себя… слетавшим в космос и по-новому глянувшим оттуда на все, что происходит в родимых белорусских медиапределах.
Если совсем коротко и упрощенно, то веяния означенной революции коснулись нас разве что самым краешком. Быть по-другому в условиях социально стреноженной экономики, наверное, и не может. Там, где неистовствует воспетое Вячеславом интернет-цунами, информационное пространство давно сделалось полем бизнес-сражений за огромную прибыль, местом выгоднейших инвестиций. Белорусские же СМИ без инъекций через дотационную иглу (не суть важно, какого происхождения) в лучшем случае с трудом выходят “на ноль” при минимальных возможностях развития. Это — про наш “Прессбол”. Не думаю, что принципиально иначе обстоит дело и в любом из белорусских интернет-проектов. Там основным источником заработка, в отличие от белорусских же газет, по определению может быть только рынок рекламы. А он у нас в сравнении с той же Россией и вовсе непаханая целина…
Так что и безапелляционно распространять на наше медийное пространство глобальные тенденции увядания печатных СМИ и их неизбежного проигрыша электронным и виртуальным конкурентам преждевременно, причем весьма. В приложении к “ПБ” здесь важно учесть отнюдь не очевидное, но красноречивое обстоятельство, моим партнером упущенное. При поступательном уменьшении числа подписчиков общий тираж газеты в последние годы оставался стабильным. А с учетом учащения периодичности он и вовсе рос. Иными словами, от почтовых ящиков читатель просто переместился к киоскам. Спрос сделался дискретным, не всегда гарантированным, чуть менее выгодным для редакции технологически — но он ведь не упал, а вырос! Даже несмотря на неуклонно ширившееся “халявное” потребление прессболовского контента в интернете!
В ответ на призывы резко поменять ориентиры в пользу ускоренного развития виртуальной версии “ПБ” замечу, что это потребует не только колоссальных дополнительных денег, которых у редакции пока нет, но и основательной ломки годами сложившихся производственных и творческих структур. Если без обиняков, понадобится значительно увеличить штат — со всем из этого вытекающим.
Чтобы было совсем уж понятно, прибегну к аллегории. Если вы делаете хорошо раскупаемые, ну, скажем, войлочные валенки, вы ведь не станете спешно переключаться на производство хромовых сапог лишь по той причине, что изо дня в день читаете и слышите сентенции о надвигающемся глобальном потеплении. Вы примете решение не раньше, чем зимой действительно перестанет выпадать снег. А у нас, братцы, холода пока еще те…
Теперь — для смены темы — аллегория в чем-то схожая. Вы печете самый вкусный в округе хлеб. Он расходится с пылу с жару. Вы довольны. И даже согласны сквозь пальцы смотреть на прореху в заборе, через которую ежесменно выносится десяток-другой неучтенных буханок — в конце концов, это тоже своего рода индикатор спроса, пиар-эффект. Но в один сумрачный денек магазины вдруг заметно урезают вам заказы. Вы недоумеваете, поскольку знаете, что хлеба вкуснее вашего как не было, так и нет, а потенциальных едоков меньше не стало. В поисках причины вы ненароком присматриваетесь к безобидной доселе дыре в заборе и с удивлением обнаруживаете там уже ладно сбитую калитку, которая не закрывается под напором потока несунов. И вам сразу понятно, почему покупателей в булочных стало заметно меньше.
Ничего не напоминает? Если честно, антилогика свободного доступа в интернете к большинству материалов свежего номера “ПБ” была очевидна уже давно. Имиджевый эффект такой благотворительности едва ли окупал очевидную несправедливость в отношении большинства “едоков”, потреблявших “ПБ” на бумаге. По сути, они расплачивались и за интернет-халявщиков. В нашем недавнем опросе по поводу причин отказа от подписки те и вовсе с вызывающей бравадой выдали себя в числе, возросшем критически. Оно оказалось куда большим, чем случившаяся потеря полугодовых подписчиков — рекордная после января 2001 года (кстати, это время становления веб-сайта “ПБ”).
Не спешите обвинять автора в непонимании отнюдь не прямой причинно-следственной связи описанных явлений. Ясно, что во многих случаях все проще: подписка попала в перечень статей экономии семейных бюджетов, подточенных экономическими реалиями. Только это отнюдь не отменяет вставшую теперь и перед нами необходимость затянуть пояса и по возможности “подлатать забор”. Замечу, что делается это вполне благопристойно. Пресловутую калитку мы не выламываем и не забиваем досками крест-накрест. На ней просто поставили турникет, аккуратно сдерживающий нарастающую волну привыкших пользоваться ею неодолимо. Хотите пользоваться и дальше? Оплатите услугу…
Между прочим, цивилизованность и выгоды платной доставки pdf- версии замечательно подтверждает и сам Вячеслав Игнатович, отказывающийся “сердцем принять” наши меры. Он-то заблаговременно, еще о них не зная, оформил интернет-подписку! Полагаю, любой двинувший по стопам Осеннего Дождя (а их число в последние дни ощутимо прибывает) в первый же вечер комфортного мониторного знакомства с полной (!) версией завтрашнего номера “ПБ”, который еще и до типографии не доехал, согласится: страхи и претензии по части нашего неуважения к виртуальным читателям не стоили выеденного яйца. Мы ничего не меняем в сложившейся системе отношений, которыми очень дорожим. Мы просто решили уважительнее относиться к собственному труду. И ждем того же от тех, для кого он предназначен.
Если уж быть откровенным до конца, замечу, что интересовался опытом взимания платы за интернет-продукцию печатных СМИ за рубежом. Там он частенько проваливался. Пользователи, привыкшие к бесплатному контенту, предпочитали качественной продукции суррогат, наспех испеченные тексты. Нас в связи с этим утешают три обстоятельства. Во-первых, в экономическом смысле мы ничем не рискуем. Во-вторых, мы высокого мнения о своих многолетних “пользователях”. В-третьих, даже мало-мальски годный к потреблению суррогат в нашей округе тяжело испечь без прессболовской муки. А она-то нынче подорожала.
В пору, когда о всемирной компьютерной паутине даже не мечталось, родился в чем-то циничный, но справедливый афоризм: “Газета живет один день”. Теперь его суровая суть стала еще очевиднее. Нам не остается ничего иного, как проживать каждый день так, чтобы назавтра не было мучительно больно за бесцельно растраченные труды и время.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь