АКТУАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР. Владимир Крикунов: умрем не мы
— Какие чувства оставил прошедший сезон “Нефтехимика”?
— Перед началом чемпионата перед нами поставили задачу бороться за выход в плей-офф. Мы очень хотели туда попасть, но не дотянули. Самое главное, что удержались в суперлиге. Это считаю достижением — чемпионат выдался невиданным по напряжению. Да и уровень турнира значительно вырос.
— За счет чего?
— За счет колоссальной конкуренции. Вспомните, что в “Салавате Юлаеве” творилось: Николаева снимают, Николаева оставляют… Такие страсти кипели, вам не передать! Потрясения коснулись не только уфимского, но и многих других клубов. Подлила масла в огонь борьба за выживание. На одном из этапов и мы зависли над пропастью. Так наш директор заволновался: бог с ним, с плей-офф, в лиге удержаться бы…
— На финише “гладкого” сезона появилось много странных матчей…
— Это вы о “Северстали”? Она специально матчи отдавала, чтобы с “Магниткой” разминуться. Но все усилия Сергея Михалева были тщетны — в четвертьфинале череповчане попали на “Металлург”.
— Каких ресурсов вам не хватило, чтобы зацепиться за плей-офф?
— Психологической закалки. Игроки не верили в свои силы. А ошибка при выборе капитана и вовсе стала роковой. Выдвинули на эту роль Титова, но он повел команду в другую сторону. От него исходила масса негатива. И я, конечно, опоздал с его отчислением.
— Финансовые условия в Нижнекамске пристойные?
— По меркам богатых клубов, в деньгах, конечно, не купаемся. Из команд, занявших четыре последних места, пожалуй, только у “Крыльев” бюджет ниже, чем у “Нефтехимика”. Никак не начнется строительство новой арены. Зато база у нас прекрасная. В принципе жаловаться не на что.
— Сильные и слабые игровые стороны “Нефтехимика” в этом сезоне?
— Не справилась со своими обязанностями атака. Оборона сыграла сильнее, но и она без провалов не обошлась. Если помните, от “Ак Барса” умудрились десять шайб получить. Кроме того, шесть нам забрасывал “Локомотив”, пять — “Северсталь”… Многовато. Но эти фиаско также могу списать на психологические издержки. Сильных сторон у нас немного. Отнесу к ним организацию игры. Тактику правильную выбрали, правда, отработали ее не до конца. Неплохо действовали в большинстве.
— Лучший и худший матчи в вашем исполнении?
— Худший, бесспорно, — против “Ак Барса”. Не игра, а сущий кошмар. А лучший провели в начале сезона в Тольятти. Продемонстрировали полную самоотдачу, выполнили игровое задание, выиграли у “Лады” по делу.
— Как проявили себя наши соотечественники — Хмыль, Олег Микульчик, Расолько?
— Хмыль провел сезон на нормальном уровне. Без спадов Олег не обошелся, однако в целом мы им довольны. Микульчик уже на сходе карьеры, заканчивать собирается. Но главное, что команду он не подвел. От Расолько ожидал большего — Андрей смотрелся откровенно слабо.
— Кольцов принял правильное решение, уехав за океан? Уровень АХЛ, в которой Костя проводит львиную долю сезона, думается, и близко не дотягивает до суперлиги…
— Ему советовали не спешить с отъездом, еще годик поиграть в России. Причем за те же деньги, что и в Америке. Взбаламутили воду Костины агенты. Полагаю, Кольцов сделал неверный шаг.
— С руководством уже обсудили итоги чемпионата? Претензий к тренерскому штабу не возникло?
— Разговор состоялся. И претензий в свой адрес я не услышал. Мы уже начали закладывать фундамент новой команды — работаем на перспективу. Радует, что клуб нам всячески в этом помогает.
— Значит, железно остаетесь в Нижнекамске?
— Это вопрос решенный.
— Кого, по-вашему, можно назвать главными претендентами на золото?
— “Ак Барс” и “Локомотив”. По подбору игроков эти клубы объективно сильнейшие. Правда, казанцы с приходом на пост главного Владимира Плющева сбавили обороты. При невыразительной игре победы им даются все сложнее.
— Думаете, наплыв в Россию легионеров из дальнего зарубежья продолжится?
— Полагаю, да. Клубы не жалеют средств на покупку квалифицированных кадров. Но отныне этот процесс будет меньше отражаться на судьбах белорусов. С уверенностью можно сказать, что со следующего сезона белорусы, украинцы и казахстанцы вновь перестанут считаться легионерами.
— А как вы относитесь к введению лимита на легионеров в чемпионате Беларуси?
— Сугубо положительно. Необходимость в этом решении назрела давно — нужно развивать свой хоккей. Причем постепенно квота должна уменьшаться. Более того, я ратую за то, чтобы в Беларуси играли в три пятерки. Заявка на матч будет тогда составлять не двадцать два, а девятнадцать игроков. Объясню, какие это дает плюсы. Каждый хоккеист получит больше игрового времени. У доморощенных ребят станет больше шансов себя реализовать. Перестраиваясь на действия в четыре пятерки, они будут легче переносить нагрузки. Весь мир в три пятерки играет, кроме России! Ну и Беларусь по ее стопам пошла. Убежден, что пункт, касающийся сокращения заявки, нужно внести в регламент.
— Получил ли российский хоккей ожидаемую отдачу от обязательной заявки на игру пятерки молодых игроков?
— Талантливые хоккеисты и без этого правила имеют места в составе. А получается, что по окончании молодежного чемпионата мира клубы вынуждены отказываться от двадцатилеток. Из них в командах остаются единицы. Опять-таки самые одаренные. А все почему? Набираются ребята 1984 года рождения. И так будет происходить год от года. Зачем российской “молодежке” три состава? Я против всякой искусственности.
— 15 апреля будет рассматриваться вопрос о расширении суперлиги. Как известно, предлагается сохранить элитный статус четырем неудачникам этого сезона и добавить к восемнадцати клубам двух лучших представителей “вышки”. Проект, как мне кажется, абсурдный. Во-первых, теряется спортивный принцип. Во-вторых, такие решения задним числом не принимаются…
— У меня двоякое отношение к этому. К повышению класса турнира расширение, пожалуй, не приведет. С другой стороны, оно будет способствовать развитию хоккея. Клубу, теряющему место в суперлиге, значительно урезается финансирование. А ведь за ним стоят школа с сотнями ребят, молодежная команда… Рассматриваются два варианта. Согласно первому, в следующем сезоне лигу сократят до шестнадцати команд, а через сезон расширят до двадцати. Поборники второго настаивают на немедленном расширении. Но при условии, что каждый участник внесет в кассу ПХЛ миллион долларов на нужды лиги. Я скорее сторонник расширения, чем противник. Есть у клуба деньги — пусть играет.
— Как оцениваете работу в российской сборной преемника Михайлова Владимира Плющева? Вы ведь несколько лет ассистировали Борису Петровичу в национальной команде…
— Плющев резко омолодил сборную, отказавшись от опытных лидеров. Но я придерживаюсь мнения, которое не раз высказывал, что он поступил опрометчиво. В глобальных переменах команда не нуждалась — до золота ей оставался один шаг. Но это его право. Оценку работе Плющева даст чемпионат мира.
— Связь с Минском поддерживаете регулярно?
— Да, постоянно общаюсь с Наумовым, Сафоновым. Все, что творится в белорусском хоккее, не проходит мимо меня.
— Программа подготовки к мировому первенству имеет законченный вид?
— План работы расписали с Владимиром Сафоновым детально. К чемпионату мира будем готовиться основательно, засучив рукава — мелочей в таком деле не бывает. Расписание контрольных матчей, думаю, вы знаете: 12 и 13 апреля играем в Минске с Украиной, 17-го — с берлинским “Кэпиталз” на его площадке, а 20-го и 23-го в Ганновере и Берлине встретимся со сборной Германии.
— А ёкакая команде польза от немецкого сбора?
— В паузах чемпионата все российские клубы выезжают за границу. Цель зарубежных сборов проста: отвлечь игроков от бытовых забот. Дома они больше думают о личных проблемах, чем о работе. В Германии мы настроим команду на нужный лад, поможем избавиться от посторонних мыслей.
— Кто, помимо вас и Сафонова, войдет в тренерский штаб?
— Пока не определился. Известно только, что на чемпионат поедут четыре тренера.
— Кто из наших легионеров, выступающих в России, в этом сезоне производит на вас наилучшее впечатление?
— В хорошей форме Володя Цыплаков. Классный сезон проводит Леша Калюжный. Правда, в конце “гладкого” чемпионата у него был спад. Могу отметить также Диму Панкова, Скабелку. Большинство белорусов в своих клубах все-таки на ведущих ролях. Жаль, так и не заиграл Андрей Костицын. Провел несколько игр за ЦСКА, не прижился в “Химике”… Кое-кого из молодых ребят, возможно, заберу к себе в Нижнекамск. Благо от статуса легионеров они будут избавлены. Того же Башко хочу посмотреть.
— Матчи “Евровызова” удалось посмотреть по видео?
— Пока нет. Но видеотека собрана, и ею всегда можно воспользоваться. У меня есть полная статистика по каждому игроку. Имею представление, кто чего стоит.
— От курса на омоложение отказываться не собираетесь?
— Конечно, нет. А нам деваться некуда. Сборная давно нуждается в свежей крови, и мы будем ее вводить.
— Но ведь на сбор вызваны почти все ветераны…
— Пусть работают, доказывают свою состоятельность. А мы по итогам сборов сделаем вывод, заслуживают ли они места в составе. Это нормальная практика.
— Какие тревоги гложат главного тренера сборной?
— Острая нехватка центральных нападающих. В России и Европе форвардов этого амплуа с белорусскими паспортами почти не осталось. Высокому уровню соответствует лишь Калюжный. Боюсь также, что ребята могут недооценить свои силы. Они должны верить, что при верном подходе можно обыграть любого соперника.
— Кроме центральной оси, слабых мест в команде нет?
— У нас все места слабые. Если на золотые медали нацеливаться. А если серьезно, то люди есть. Хотелось бы, конечно, больше, но имеем то, что имеем… Верю, что в скором будущем выбор станет богаче. Белорусский хоккей на правильном пути. Нужно пережить переходный этап, и все нормализуется.
— Какой матч в групповом турнире, полагаете, станет для нас решающим — с канадцами, шведами или латвийцами?
— В каждой игре будем нацеливаться на победу. Нашу группу все называют смертельной. Надеюсь, что умрем не мы. Смотрю на чемпионат с оптимизмом: волков бояться — в лес не ходить. Ребята — бойцы закаленные, матерые, все изведавшие. Молодым, может, трудновато придется. Но им поможет эмоциональный настрой.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь