МНЕНИЯ ТРЕНЕРОВ. Анатолий Байдачный: в Осло ребята поверили — мне и себе

14:02, 9 сентября 2004
svg image
592
svg image
0

У нас было время хорошо подготовиться к матчу, ибо мы пропускали первый тур. Стратегию игры строили на уверенности, что ближе к концу встречи норвежцы устанут — тяжелый поединок с Италией не прошел даром. Так и вышло: я считаю, что во втором тайме мы сыграли мощнее соперника.

— Что произошло: вы не совсем угадали со стартовым составом или вышедшие на замену футболисты сыграли очень удачно?

— У меня был тяжелый выбор. Те ребята, что вышли на замену, точно так же появились на поле во втором тайме поединка со “Штутгартом” и переломили ход игры. Стартовый же состав неплохо выглядел в Турции. Единственное, что не учел, — тогда в числе первых одиннадцати был Александр Глеб. При всем моем хорошем отношении к Виталию Булыге, он не смог равноценно заменить его на этой позиции.

— Что конкретно Булыга делал не так, как от него ожидалось?

— Дело в том, что Виталий пребывает в неважном клубе, где его попросту отучили играть вперед. Я ему говорю: “Что ж ты меня подводишь? Ни в коем случае не должен гнать мяч назад”. Увы, на протяжении первого тайма подобное происходило довольно часто. К тому же Булыга смотрелся невыигрышно еще и потому, что в нападении слабо сыграл Слава Глеб, совершивший уйму тактических ошибок. Он многое делал неверно, и порой создавалось впечатление, что играл не за нас, а против.

— Глеба вы убрали с поля за минуту до перерыва. Подобные замены сильно бьют по самолюбию спортсменов: нельзя ли было потерпеть до антракта?

— Любого футболиста может подстеречь неудача. Верю, что впереди у Славы множество хороших матчей, но в данном случае его нужно было заменить еще раньше. Кстати, у меня имелись все предпосылки к тому, чтобы его сегодня не ставить в состав — в последнем матче со “Штутгартом” он выглядел неважно. Но в памяти засел образец его игры в Турции, к тому же мне не хотелось производить в составе слишком большие подвижки. Однако уже через пятнадцать минут понял, что интуиция меня подвела.

— Зато в случае с Сащеко получился прямо противоположный эффект. Денис не только органично вписался в командную игру, что весьма сложно для дебютанта, но и придал ей ускорение.

— Меня искренне порадовало спокойствие этого парня. Спрашиваю: “Не волнуешься?” — “Нет”. — “Тогда дерзай”. И Денис сыграл прекрасно. Какие карусели они закрутили на фланге вместе с Кутузовым! Опытнейший Риизе, и тот не знал, что с ним делать. Молодец, мальчишка!

— А игрой Близнюка довольны?

— Гена также сыграл здорово. И за мяч “цеплялся”, и прессинговал — в общем, делал именно то, чего мы ждали от Славы Глеба.

— Разительные перемены в действиях Кутузова произошли после того, как он был переведен с позиции правого полузащитника в нападение. Не сужаете ли вы возможности Виталия, отряжая его на фланг?

— Не думаю. Тем более что и в “Сампдории” ему поручаются аналогичные функции.

— Лаврик оправдал ваши ожидания в качестве опорного хава?

— В полной мере. Он даже выглядел убедительнее Кульчия: бесстрашно действовал в обороне, хорошо начинал атаки.

— Ваш комментарий к двум грубым ошибкам на выходах Хомутовского в концовке встречи?

— Это плохая тенденция. Аналогичные просчеты он совершил в матчах со “Штутгартом” и сборной Турции. Безусловно, сей факт меня тревожит.

— Третий поединок кряду наша сборная начинает проявлять свои лучшие игровые качества лишь после того, как пропустит гол, а то и два.

— Действительно, труднообъяснимая скованность мешает команде играть раскрепощенно до тех пор, пока она не даст сопернику фору. Вот и на сей раз в перерыве пришлось поговорить с ребятами на несколько повышенных тонах. “Вы можете уступить, но сыграйте так, чтобы не было стыдно перед болельщиками”. Рад, что мои слова дошли до сознания ребят — второй тайм разительно отличался от первого.

— Оба гола в этом матче были забиты со “стандартов”. Это типично для норвежцев, но не для белорусов.

— Ничего, дайте время. А что касается норвежцев, то на основании анализа мы выяснили: “викинги” не только часто забивают со стандартных положений, но и сами пропускают. И взяли это на вооружение. Впрочем, во втором тайме мы могли забить не только со “стандартов”. Очень досадно, что не сумел поразить ворота Ромащенко — несколько раз партнеры пасовали ему под правую, “нерабочую” ногу. С левой из такой позиции он пробил бы вратаря насквозь.

— Вы очень эмоционально восприняли гол Кутузова.

— Я вообще очень эмоциональный человек. Разве это плохо?

— В пассиве сборной снова оказались неоправданные “горчичники”: Лаврик придержал соперника в центре поля, а Штанюк решил выразить несогласие арбитру.

— Я предупреждал ребят об осторожности. Эмоции взяли верх. Что касается арбитража, то у меня претензий нет. После матча португалец заявил: “Извините, коуч, но я был неумолим”.

— Для вас не стало сюрпризом то, что Кэрью был лишен места в стартовом составе?

— Нет, потому что в Италии он сыграл плохо. Несмотря на забитый мяч. Думаю, если бы играл Кэрью, нам было бы легче. Он действует намного примитивнее, нежели Рушвельдт.

— Анатолий Николаевич, вы настойчиво прививаете национальной сборной линейно-зонную систему игры. Как новинка воспринимается футболистами?

— Мне как тренеру, пытающемуся реализовать на практике свои идеи, приятно было услышать от наших ребят, выступавших и выступающих в солидных европейских чемпионатах, что предложенная модель игры ими полностью одобряется, она позволяет раскрыться лучшим качествам. И это вдохновляет. Постепенно командные действия приобретают рисунок, стройность и четкость. Вспомните, когда последний раз в выездном официальном матче белорусская сборная диктовала хозяевам свои условия, вынуждала их гоняться за мячом? Вот и мне трудно вспомнить. В лучшем случае отчаянно отбивалась в защите и уповала на контратаки. Теперь мы делаем качественный шаг вперед. И очень приятно, что футболисты поняли идею, одобрили ее. Видели, как я по ходу матча постоянно гнал их вперед? Только в атаке мы можем найти свое счастье. И ребята поверили — мне и себе. Они перестали быть мальчиками для битья.

— Значит, психологический перелом в сознании игроков уже произошел?

— Сознание одно, а вот система игры меняется. Славяне — консервативный по своей сути народ, новые веяния воспринимающий с большой долей скептицизма. Возможно, поэтому на нашей почве едва дают всходы идеи, которые уже давно приносят богатые урожаи на Западе. Весь передовой футбольный мир играет в линию, мы же плетемся в хвосте. И чем скорее перестроимся, тем больше у нас шансов сократить отставание, и весьма значительное, от грандов.

Александр ДОБРИЯН

Оге Харейде: надо что-то менять

— Господин Харейде, результатом вы явно недовольны…

— Конечно. После осечки в Италии белорусов побеждать было необходимо, но реальная возможность завоевать три очка оказалась упущена. В первом тайме наша команда контролировала ход игры, создала пять прекрасных голевых моментов. И уже после того как белорусы сравняли счет, мои подопечные имели шансы. Однако, как и в матче с итальянцами, реализация была не лучшей, а в играх такого уровня тратить возможности непростительно. Встреча показала, что нам далеко до идеального командного взаимодействия — частенько из игры выпадали фланги, в частности, я недоволен действовавшими на краях обороны Риизе и Хойландом. Они должны были активнее участвовать в наступлении.

— В общем, хорошего мало…

— Сгущать краски не собираюсь, были и положительные моменты. До ответного гола белорусов мы действовали относительно неплохо, до перерыва вообще не давали сопернику развернуться. Может, со стороны гости и казались слабыми, однако я знал, что это не так, и понимал, что во втором тайме Беларусь должна прибавить. Так оно и случилось, и, к сожалению, мои подопечные потеряли уверенность. А при счете 1:1 ребята стали нервничать, едва ли не запаниковали, слишком велико было напряжение. Да, в конце встречи зрители нас освистали. Но это вполне закономерно, ведь все надеялись на победу. Удержи мы преимущество в счете, и нас провожали бы аплодисментами.

— Считаете ли вы, что допустили в подготовке к матчу ошибки?

— Я принимаю критику, которая обрушилась на меня после неудачного старта в отборочном турнире. В футболе всегда так: если команда проигрывает, не добивается желаемого результата, велика вина тренера. Но что касается игры с Беларусью, мне кажется, серьезных просчетов при выборе состава и тактики я не совершил. Надо ли было выпускать Кэрью раньше? Я так не думаю.

— После двух матчей у сборной Норвегии лишь одно очко…

— Это очень мало, после успешной серии товарищеских встреч мы надеялись на иной старт в отборочном турнире. Придется наверстывать упущенное уже в октябре, когда померимся силами с Шотландией и Словенией. В двух встречах необходимо взять шесть очков. Будем вести к этим играм активную подготовку, используем накопленный опыт и учтем допущенные ошибки. Вполне вероятно, что решусь на определенные кадровые перестановки. Некоторые игроки сейчас не соответствуют уровню сборной, и будем вызывать вместо них футболистов другого типа. Ситуация непростая, и что-то надо менять…

Сергей НИКОЛАЕВ

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?