АНАЛИТИКА. Если жириновские возникают, значит это кому-нибудь нужно
Главным упущением сезона, бесспорно, следует признать неритмичный, разболтанный календарь, составители которого оказались под огнем справедливой критики. Однако странно, что большинство клубов встало в воинственную позу уже по ходу сезона. Ведь проект расписания на их рассмотрение был предоставлен заблаговременно, летом, — времени для исправления недочетов было достаточно. Полагаем, что кивания на изъяны календаря явились во многих случаях камуфляжем собственных ошибок… Чтобы не наступать на те же грабли, на последнем исполкоме ФХРБ создана специальная комиссия. При разработке схемы будущего сезона она призвана блюсти интересы и национального чемпионата, и ВЕХЛ, и клубов. Однако уже точно известно, что первенство страны финиширует в начале апреля, в канун сбора национальной команды — с неудачными экспериментами, надо полагать, покончено.
К сожалению, густым туманом до сих пор покрыт процесс возрождения минского “Динамо”. Пока видимые подвижки есть лишь по фарм-клубу, а сама идея возрождения былого флагмана в реальность воплощаться не спешит. Если случится, что “Динамо” так и останется командой-фантомом, будет обидно за сокращение белорусского клубного представительства в ВЕХЛ (напомним, что оно было предпринято во имя расширения внутреннего первенства). Не поспешило ли с этим решением хоккейное руководство, выдавая желаемое за действительное? Да и, откровенно говоря, тяжело представить, как за два с половиной месяца, оставшихся до старта чемпионата, можно сформировать профессиональный клуб со всеми его атрибутами: технической базой, источниками финансования, тренерским штабом, игровым составом… Кадровый вопрос, требующий особой тщательности и основательности, в преломлении на динамовские перспективы выглядит нетронутым. Любопытно, кем будет комплектоваться команда? Рынка свободной рабочей силы в Беларуси, по сути, не существует: все местные игроки более или менее приличного уровня пристроены в клубах, а перспективные легионеры в родную страну возвращаются пока не потоками, а лишь единицами. А тут еще и давно назревший лимит на иностранцев ввели. Формирование же по остаточному принципу как-то не вяжется с намерениями ставить перед собой флагманские задачи…
Немало нареканий вызвало в минувшем чемпионате и судейство, которое под определение “квалифицированное” подпадало от случаю к случаю. По традиции на “отлично” отработал сезон ведущий представитель нашего судейского цеха Сергей Бервенский. Не высшую, но положительную оценку заслужил и Николай Разумович, арбитраж которого выгодно отличался на общем фоне. Кстати, из-за возрастного порога прошедший сезон был последним в его судейской практике. В работе же остальных арбитров прогресс, увы, нельзя разглядеть и под микроскопом, что с пугающей регулярностью находило отражение в тренерских послесловиях. Как неоднократно замечали в приватных беседах старейшины судейского цеха, у молодых рефери есть желание зарабатывать, но большого рвения к работе не просматривается…
Организация хоккейных матчей — проблема и вовсе для нас извечная. Во всех городах, кроме образцово-показательного Гомеля, работа строится по старинке, лишь бы как. Цивилизация, понимаете ли, мимо прошла, вот и окунаем публику в серые будни. Хотя в соседней России уже давно научились превращать их в праздники. Танталовы муки журналистской братии — тема для отдельного, совсем уж безрадостного разговора. Для того чтобы сделать ее работу более комфортной и продуктивной, никто и пальцем не шевельнет. К примеру, в минском Ледовом дворце доходит до абсурда: журналисты, которых вежливо попросили с мест владельцы билетов, попросту не знают, куда приткнуться… Хотя что может быть проще, чем отвести для прессы отдельный ряд? А про такое чудо техники, как ксерокопия протокола, часто и мечтать не приходится. Как и десятилетие назад, чем-то мифически невероятным в большинстве городов представляется пресс-конференция, на которой с тренерами можно пообщаться в нормальной обстановке, а не в коридорной толкотне или на пороге раздевалки. А нежелание общаться с прессой тренерского штаба того же “Химволокна” пресечь очень просто — ввести штрафные санкции, как это принято повсюду в мире. А то получается, что чья-то прихоть, каприз превращаются у нас в традицию и пускают глубокие корни. Выход в Интернет? Нет, что вы, это с другой планеты… Но ведь могут же, если захотят. Примеры Гомеля и Минска, принимавшего четвертый этап “Евровызова”, — наглядное тому подтверждение.
К плюсам сезона без тени сомнений отнесем повысившееся качество игрового зрелища. Драматизм, интрига, накал — все это хорошо, красиво и “вкусно”. Без этих ингредиентов наше хоккейное блюдо, как в недавнем прошлом, имело бы нетоварный вид и пресный вкус. Однако главным итогом 11-го чемпионата страны видится то, что тройка команд-призеров продемонстрировала хоккей более высокой, чем в прошлом сезоне, пробы. Это наблюдение подкрепляется и цифрами, свидетельствующими о стабильном зрительском интересе: привычным явлением стали аншлаги в Гомеле и Могилеве, устойчивая хоккейная аудитория сложилась и в Минске. Любопытная деталь: многие домашние матчи “Керамина” собирали больше народа, чем игры футбольного “Динамо”, а “Химволокна” — “Днепра-Трансмаша”…
Наконец, в чемпионате Беларуси вновь появились личности, раскрасившие турнир новыми оттенками. Это и талантливейший бомбардир Костя Захаров, и его не менее одаренный ровесник Карага, и заново родившийся Страхов, и прибавляющие на глазах Башко, Рядинский, Чуприс и Мелешко, и нестабильный, но артистичный словенец Мохорич, наши ветераны — Алексеев, Копать, Бекбулатов, Шитковский… Понятно, что последние при возвращении в Беларусь не руководствовались благими намерениями поднять родной чемпионат, однако на растущем имидже первенства это нисколько не сказалось. Легионеры, накопившие солидный опыт выступлений в топ-турнирах, как правило, очень гармонично вписываются в игровые построения наших клубов.
Звучали мнения, что на взлете белорусский чемпионат может подкосить введение лимита на легионеров. Однако если мы и снизим высоту, то на самую малость. Отступление — это не капитуляция. А вот маринование на “банке” доморощенных “звездочек” — это сущее преступление. Посмотрите, как расцвели, получив “зеленую улицу” в “Гомеле” у Владимира Синицына, 18-летние Шипило, Захаров, 16-летний (!) Костицын-младший… При этом Владимир Геннадьевич дает смелые обещания, что вскоре его “рыси” станут еще моложе.
Лимит — это не искусственный препон на пути квалифицированных кадров. Это фильтр для второсортного “секонд хэнда”. Команда из числа претендентов на медали, питаемая исключительно “привозным сырьем”, у нас одна — “Химволокно”. Но можно не сомневаться, что у амбициозного Александра Зачесова хватит тренерского таланта, чтобы на стержень двух ударных российских пятерок нанизать еще две боеспособные белорусские. Возможно, “химики” станут менее мастеровитыми, но более слабыми — едва ли. Сменив на посту главного талантливого, но излишне мягкого Владимира Бояринцева, Зачесов провел действенные лечебно-профилактические процедуры, за короткое время вдохнув жизнь в чахнувший организм. И раз он решил остаться в Могилеве, значит, верит в успех новой операции.
Кстати, как ни парадоксально это звучит, появление в Беларуси “громовержца” Зачесова — один из факторов, подогревших интерес к нашему хоккею. Каждый матч с участием “Химволокна” сопровождался кипящей интригой: удален ли вновь до конца матча Александр Петрович, какие словесные “изыски” слетели с его уст? Зачесов кричит, скандалит, ругается, часто, очевидно, перегибая палку. Однако почему-то не покидает ощущение, что скандальная манера поведения Александра Петровича — часть его имиджа. Как у Жириновского в политике. Вне площадки Александр Петрович — спокойный, уравновешенный человек с интересной жизненной философией. Похоже, эпатаж по-зачесовски — это хитро спланированный спектакль. Правда, финальная сцена уроженцем Подольска, возможно, еще не написана. И это еще одна интрига…
Тренер чемпионов Владимир Синицын — полный антипод его могилевского коллеги: каждое его слово, каждый шаг взвешены и продуманы, в общении с прессой Владимир Геннадьевич всегда корректен и приветлив. Он не устрашает подопечных оглушительным криком, подвигая их тем самым к активным действиям. У него иные принципы работы, иные подходы. Синицын — либеральный диктатор, во главу угла своей политики ставящий дисциплину и взаимопонимание. За два года работы в Беларуси он достиг потрясающих результатов: для Могилева завоевал серебро, а для Гомеля — золото. Заменив в “Гомеле” принявшего “Керамин” Евгения Лебедева, Синицын с подкупающими основательностью и усердностью, кирпичик за кирпичиком, строил чемпионский дом. Поставив на широкие рельсы селекционную политику, тренерский штаб “Гомеля” тем не менее к оптовым закупкам не прибегал, а приглашал проверенных бойцов. И почти ни в ком не ошибся. Заметим, что точечная селекция продолжалась весь сезон, и подкупало, что в “рысье” логово вливались белорусы — это сыграло на руку и национальной сборной. Ближе к зиме в Гомеле оформилась команда, классность которой проявлялась во всем: ведении тренировочного процесса, тактических построениях, их гибкости, взаимозаменяемости состава. Со времен “Тивали” образца середины 90-х, ставшего костяком национальной сборной, в белорусском клубном хоккее, пожалуй, не было такой мощной боевой единицы, как чемпионский “Гомель”.
Насыщенный, трудный, но очень плодотворный сезон провел и “Керамин”. Разрываясь на несколько фронтов (чемпионат Беларуси, Кубок страны, ВЕХЛ, этапы “Евровызова”, Континентальный кубок), ни на одном из них столичные хоккеисты не капитулировали. Не секрет, что назначение на пост главного Евгения Лебедева кое-кто воспринял скептически. Однако сплав из клубных достижений, отлитый новым тренерским штабом, говорит сам за себя: первое место в ВЕХЛ, второе — в чемпионате страны, четвертое — на Континентальном кубке… Не будем забывать и о победе в “Евровызове” экспериментальной сборной Беларуси, в которой наблюдалось широкое представительство “Керамина”. Игра столичного клуба, которую Лебедев, едва заняв пост, начал активно перестраивать, обогатилась современными веяниями, которые особенно четко просматривались в ударном зимнем цикле. К финалу же чемпионата страны, чего и опасался Евгений Иванович, кераминовцы подошли морально выхолощенными. Но это отнюдь не умаляет достоинств “Гомеля”, явившего собой образчик собранности, выдержанности и азартности — о такой захватывающей концовке сезона, пусть и под палящим летним солнцем, можно было только грезить…
Выступление же “Немана”, “Бреста”, “Витебска”, “Юности” и “Полимира” сопровождалось финансовыми волнениями, из которых и проистекали пресловутые проблемы с составом, текучесть кадров, нехватка стабильности… Не имея под ногами устойчивой денежной почвы, клубы оказываются подобны резиновой лодке в открытом море: повезет — прибьет к берегу, не повезет — утянет на дно. С созданием профессионального клуба “Юность”, заручившаяся поддержкой городских властей, из состояния вечной неопределенности, похоже, выбралась. Разыщут плодоносное дерево остальные — палки в колеса “Гомеля” и “Керамина” станут попадать куда чаще.
Следующий сезон для белорусского хоккея станет особенным. Нашей стране доверена честь принять сразу два турнира мирового масштаба — суперфинал Континентального кубка и юношеское первенство планеты. А это, как ни крутите, веха. Растем!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь