РОССИЯ. ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР. Максимум Тихонова

12:49, 9 июля 2003
svg image
859
svg image
0
image
Хави идет в печали

Так было ли то четвертое место поражением Тихонова, после которого на нем как наставнике сборной, казалось, навсегда поставили крест? Спустя девять с половиной лет 73-летнего великого тренера единогласно востребовал на царство в своей сборной исполком ФХР.

— Виктор Васильевич, ожидали, что спустя такое время вернетесь на пост главного тренера сборной России?

— Наверное, нет. Во-первых, мы в ЦСКА пережили очень большой и сложный период. Надо было сохранить клуб, людские ресурсы, чтобы поднимать команду вновь. Объем работы очень большой… Думаю, если бы результат последнего чемпионата мира был иным, вопрос о главном столь остро не стоял бы. Это как последняя капля… За 10 лет такие перепады в выступлениях сборной, понятно, оставить равнодушными не могут никого. Потому на этот раз на тренерском совете впервые за долгие годы к вопросу отнеслись так серьезно и в то же время благожелательно…

— Трудно ли возвращаться?

— Было бы тяжело, если б все это время я не работал тренером, а, к примеру, сидел на печке или ушел на пенсию. Но я не отходил от работы. Так что процесс совершенствования не останавливался: практики было много… И все-таки легко никогда не было… Первое предложение вернуться в сборную шло от наших болельщиков в регионах. Куда бы я ни приезжал, почти везде меня спрашивали: “Виктор Васильевич, когда возвратитесь в сборную?” На чемпионате мира в Финляндии эти призывы продолжались. Причем с ними выступали не только поклонники нашей сборной, но и специалисты. Ну и, конечно, в Москве все пошло по нарастающей… Когда мне позвонил давний соратник Владимир Юрзинов и сказал, что, если я соглашусь работать в сборной, он готов стать моим помощником, я понял: пора всерьез браться за дело. Принципиально договориться о сотрудничестве много времени нам не понадобилось. Но вы же понимаете, что сам себя выдвинуть я не мог…

После избрания я пожелал видеть своим помощником только Юрзинова, о чем и заявил на исполкоме ФХР. С моим предложением согласились. С еще одним ассистентом пока не определились. Думаю, это будет очень опытный, матерый волк.

— Владимир Юрзинов, работающий в Швейцарии, будет приезжать на этапы Евротура?

— Да. Мы с ним это обсудим. Конечно, наша главная цель — чемпионат мира-2004 в Чехии. Четыре турнира Евротура будем считать этапами подготовки к нему. Ну а разве раньше “Приз “Известий”, Кубок “Глобена” или турнир “Руде право” мы не рассматривали сквозь призму подготовки к главному старту года? Но мы всегда будем преследовать максимальные цели. Иначе дух победителей ребятам не привить… Работать на перспективу я не имею права. Да и ставить только эту задачу неправильно…

— Каков же план ваших действий?

— Программа молниеносно не рождается. Вопросов по сборной множество. Какой главный — комплектование или тактика, сразу определить трудно. Кто-то спросил меня сразу после назначения: “Виктор Васильевич, за что вы возьметесь в первую очередь?” Не знаю! Не могу сделать акцент на чем-то одном. Если уж браться, то сразу за все! Иначе результата надо будет ждать очень долго. Так было и в первый мой приход в сборную в 1977 году.

По той же молодежи. Весь вопрос в том, сколько ее нужно. Каждый сезон российский хоккей дарит нам мастеров. В свое время ежегодно я вводил в состав сборной одного-двух молодых талантливых ребят. Хотя кое-кто говорил: “Рано!”… Все знают, как много критики обрушивается на тренера, когда он убирает ветеранов. В мемуарах часто вспоминают, пишут “мог бы еще поиграть”. Но жизнь требует результата, и волей-неволей обновлять команду необходимо. Вот эту-то грань по соотношению в сборной опытных игроков и молодежи и должен тонко чувствовать главный тренер. Только он может определять, кого и когда поставить в состав. Перегибы в этом деле неприемлемы!

— Кто будет просматривать игроков в России, кто — за океаном?

— Пока ответить не могу. Думаем над этими проблемами. Важно не повторять ошибок прошлых лет. Мы пришли к выводу, что не нужны одиночные выезды за океан тренеров национальной команды или специалистов ФХР. В этом случае штаб сборной получает лишь отрывочные сведения. В НХЛ нужен постоянный человек, который ежедневно просматривает игроков, следит за их состоянием, в том числе функциональным. Только в этом случае у нас будет полная картина. Одними лишь техническими результатами в этом вопросе не обойтись.

— На минувшее первенство мира из-за океана приехали молодые российские ребята, которые на поверку оказались рангом ниже тех, кто играет в Суперлиге и мог бы помочь команде…

— Из НХЛ должны приезжать мастера, причем с душой и сердцем! Только тогда они в состоянии помочь. Но в сборной должна быть для всех одна дисциплина. И вы знаете, что она у меня будет. Так что уверен: справимся! Сложность возникнет только одна — дефицит времени.

— Планируете ли вы вернуться к старой гвардии, игрокам-лидерам?

— Все будет определять только игра. Ни возраст, ни клуб, ни протекция! У каждого есть шанс попасть в сборную. Выходи на лед и доказывай. Мы посмотрим и пригласим…

— Каким вам видится контракт между тренером сборной и ФХР?

— Конкретно это пока не обсуждалось. Но мне представляется разумным договор на трехгодичный срок. Сюда должны войти чемпионат мира, Кубок мира и Олимпийские игры. Если разделять, что один наставник готовит команду к чемпионату, второй — к Кубку, а третий — к Олимпиаде… Поверьте моему опыту, ничего толкового из этого не выйдет. Ведь по этой причине и Борис Михайлов отказался руководить сборной.

— В советскую сборную, которой вы успешно руководили раньше, игроки приходили частенько уже готовыми связками из сильнейших команд. Не хотите вернуться к подобной тактике набора?

— Да я-то готов брать и тройки, и пятерки, если они будут отвечать уровню сборной. Конечно, это был бы идеальный вариант. Вопрос тактики здорово бы упростился. Когда соединяешь в одно звено незнакомых людей, в силу сразу вступает человеческий фактор. Подойдут они по характеру или нет? У меня в ЦСКА та же история. Игрок подходит и говорит: “Уберите из звена либо меня, либо его. Ну что такое, я пасы отдаю, а обратно никогда не получаю.” В прошлом, помню, не заладилась игра у связки Балдерис — Жлуктов — Капустин. В жизни Балдерис и Капустин были настоящими друзьями, но на площадке — как кошка с собакой. Не желали пасы друг другу отдавать, и все тут!

— Ваши цели?

— Они, как всегда, максимальные.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?