Тур де Франс. Сергей Курдюков: белорусы были заметны
— Нынешний “Тур де Франс” получился более ярким, чем предыдущие. Может быть, мое восприятие связано с тем, что прошлое разбивается на эпизоды. Но осталось стойкое ощущение, что на многодневках 2006 и 2007 годов не хватало ярких фигур. Были восходящие звезды, однако таких глыб, какой является Армстронг и какой в этом году стал Контадор, тогда еще не наблюдалось. В нынешнем году маховик ожиданий раскрутился задолго до старта. Во многом это связано с появлением Армстронга. Его возвращение стало настоящим взрывом, а интрига с противостоянием в “Астане” заставляла предвкушать каждый день соревнований. Тем более и дистанцию организаторы подготовили хитрую, необычную для “Тура”. Так что никто не знал, как все сложится.
Публика была подготовлена к экстраординарному, благодаря чему мы стали свидетелями совершенно особой, выдающейся атмосферы.
Ожидания борьбы за желтую майку не совсем оправдались: Контадор оказался доминирующей силой на горных этапах. Тем не менее финиш был на Мон-Венту, так что ситуация все равно висела в воздухе. И звучали прогнозы, что все может взорваться. Но, к счастью, все сильно укатались, и революции не произошло. Да и не думаю, что Армстронг пошел бы против Контадора. Здесь мы увидели, что даже мега- звезды могут умерить амбиции.
Меня, как и всех, удивило выступление Брэдли Уиггинса. Собственно, на своем Твиттере британец описывает, как смог добиться большого прогресса в горном ходе. Конечно, сейчас такое время, что мы разучились верить в чудеса, поневоле возникает некий скепсис. Но мне все равно было бы чрезвычайно интересно приподнять завесу и увидеть, как это делается. Пусть даже там будет что-то запрещенное. Тем не менее хотелось бы понять, как человек, не умевший ехать в горах, так быстро может этому научиться.
Отмечу и выступление белорусов. Они были заметны, впрочем, как всегда, и, безусловно, оживили события — каждый в меру своей специализации. У Кучинского есть четкое место в гонке. Его манеру работать многие комментаторы называют фирменным стилем, не похожим ни на какой другой. Публике в Европе, знающей толк в велоспорте, очень нравятся такие гонщики, как Александр, которые действуют, которые пытаются. Тем более все его маневры интересны, осмысленны.
Гутарович выступал в майке чемпиона страны на “Тур де Франс”, благодаря чему выделялся на протяжении всей гонки. Он проявил себя вполне ярко выраженным спринтером. Конечно, Евгений еще молод, и ему надо пообтесаться в этой компании. Только Кавендиш смог зарекомендовать себя сразу же. Но это исключение — он пришел из трека с запасом скорости и смог быстро адаптироваться к шоссе. У Гутаровича более последовательная, классическая эволюция. И уверен, что лучшие его результаты впереди.
У Гутаровича «красный фонарь»
Во время награждения Контадор, по понятным причинам, был в прекрасном настроении. Шутил, улыбался. Но затем настал момент, когда должен был прозвучать гимн страны победителя. Альберто тотчас стал серьезным, выпрямился по стойке смирно, снял бейсболку и приложил ее к сердцу. А затем на его лице появились признаки недоумения. Вместо испанского гимна на Елисейских Полях звучал датский. Интересно, как организаторы умудрились так опростоволоситься?
Не иначе как звуки датского гимна были отложены еще со времен 2007-го, когда казался неизбежным триумф Микаэля Расмуссена. Однако без пяти минут победителя “Большой петли” тогда сняли с гонки, а титул чемпиона достался как раз Контадору.
Возможно, теперь некий шутник из оргкомитета решил морально поддержать Расмуссена. Благо Цыпленок после двухлетней дисквалификации возвращается в гонки.
Не остались без номинаций на “Тур де Франс” и белорусские велосипедисты. Евгению Гутаровичу достался “красный фонарь” — иронический неофициальный приз, полагающийся гонщику, занявшему последнее место в общем зачете. Кто-то от незнания может посчитать подобный результат чем-то вроде фиаско. Однако истинные поклонники велоспорта понимают: любой, доехавший до финиша такой тяжелой гонки, заслуживает звания героя.
Долгое время шедший последним Кенни ван Хюммел не стеснялся заявить, что “красный фонарь” — его главная и единственная цель на гонке. Голландец мечтал увидеть Париж, но “умер” раньше. Ван Хюммел сошел на 18-м этапе, а звание досталось белорусу. При этом выступление Гутаровича во Франции можно расценить как безусловно успешное. Ведь место в общем зачете для спринтера не имеет значения. В то же время Евгений доказал и себе, и болельщикам, и руководству команды, что является одним из элитных финишеров. Его третье место на 11-м этапе — лучший результат белорусов в “Большой петле”. Показал себя Женя и на Елисейских Полях, финишировав пятым и опередив многих звездных коллег по специализации.
Отсутствие допинговых разоблачений стало наиболее заметным отличием нынешней гонки от предыдущих. Любители велоспорта уже привыкли к скандалам, будь то снятие Винокурова по обвинению в использовании переливания крови, обнаружение тестостерона в крови Лэндиса на следующий день после коронации или использование ЭПО нового поколения со стороны Риккардо Рикко со товарищи. Нынче же по-прежнему тишина.
Отсутствие подозрений — это и есть самое подозрительное. Именно так считает глава Французского антидопингового агентства Пьер Бодри. По его мнению, гонщики начали использовать какие-то новые запрещенные препараты, которые пока не удается выявлять. Кроме того, Бодри отметил, что 15 гонщиков были предупреждены о том, что данные их биометрических паспортов вызывают подозрения. На основании этого будут заново протестированы на ЭПО CERA пробы, взятые на “Туре”-2008.
Так что еще не вечер!
Глаза на лоб
Многие прогнозы, данные накануне “Большой петли”, сбылись. Контадор доказал, что по праву считался главным фаворитом, Кавендиш подтвердил звание быстрейшего спринтера. И все же “Тур де Франс” — особенная гонка. Чтобы стать полноценным ее участником, необходимо творить чудеса. К этому стремятся все, однако некоторые гонщики, кажется, удивили сами себя.
Брэдли УИГГИНС
Скажи кто-то до старта “Большой петли”, что британец будет бороться за подиум, его подняли бы на смех и посоветовали повнимательнее смотреть горные этапы, чтобы увидеть, как на них мучается Брэдли. Что ж, удивлены были все без исключения.
Умению выживать в горах и терпеть сумасшедшие нагрузки, сохраняя высокую скорость, гонщики учатся годами. Далеко не у всех это получается. Уиггинс же за несколько месяцев превратился из трековика, мастера прологов и “разделок”, не имевшего успехов в общих зачетах сколь-нибудь значимых гонок, в незаурядного многодневщика, на колесе у которого оказывались неспособны сидеть Састре и Эванс. Чудо да и только! Такое изумительное преображение сразу навевает ассоциации с прошлогодним примером Бернхарда Коля, восхождению которого из грязи в князи нашлось до боли прозаичное объяснение.
Хочется надеяться, что в случае Уиггинса все чисто. Тогда это значит, что, если очень захотеть, можно полностью изменить себя даже в солидном возрасте 29 лет.
Кристоф ЛЕ МЕВЕЛЬ
Кто-то, может быть, и не обратил внимания на парня из “Де Же”. Однако за него болела вся Франция! Ворвавшись в число лидеров общего зачета благодаря отрыву с участием Джорджа Хинкэпи, гонщик “Франсес Де Же” категорически отказывался выпадать из звездной компании. Доселе лучшими его результатами были 26-е место в общем зачете “Джиро”-2005 и 40-я позиция на прошлогоднем “Тур де Франс”. Все ожидали, что Кристофа надломят Альпы, подкосит “разделка”, а окончательно добьет Мон-Венту. Однако Ле Мевель, хоть и теряя позиции, продолжал отчаянно сражаться и в итоге сохранил место в первой десятке общего зачета. С 2006 года Ле Мевель первый француз, кому удалось подобное.
Петер ВЕЛИЦ
Старший из двух одаренных словацких братьев вроде как и не был очень заметен на “Большой петле”, но в то же время сделал заявку на звездное будущее. На некоторых финишах 24-летний Велиц обгонял признанных спринтеров, а на горных этапах то и дело опережал первого номера команды Линуса Гердемана. Сочетание подобных качеств — редкий дар. Выступление Петера стало нескрываемой претензией на превращение уже в ближайшем будущем в звезду мирового масштаба. Не случайно ушлые менеджеры “Коламбии” подсуетились и перехватили братьев Велицов из “Милрама”, подписав с ними контракты на 2010 год.
Марк КАВЕНДИШ
Доминирование уроженца острова Мэн на спринтерских этапах было вполне ожидаемо. И даже рекордное количество побед — шесть — не стало таким уж откровением. По-настоящему удивил Кавендиш на третьей неделе, когда будто в пику Туру Хусховду продемонстрировал, что умеет неплохо ездить и в горах. На 19-м этапе все только и ждали, когда мускулистый британец по обыкновению выпадет из пелетона на продолжительном подъеме. Однако Кавендиш не только выдержал темп восхождения, но и сохранил фирменную скорость на последних метрах.
А на следующий день Марк одним из первых въехал на Мон-Венту, пока не вспомнил: “Это ж не моя специализация!” Хусховд и Кавендиш завершали подъем в группетто, а на макушке решили устроить шоу на потеху публике и выяснить, кто же из них на самом деле горный спринтер. Марк и здесь победил, выиграв у норвежца спор за 104-е место!
Теперь он стал совсем неуязвимым.
Лэнс АРМСТРОНГ
Американец уже приучил к чудесам. В этом году он удивил еще раз, показав, что не бывает ничего невозможного. Никто из ветеранов даже не осмеливается подумать о подобном — вернуться на высочайший уровень после четырехлетнего простоя в возрасте за 35. Зачем? Чтобы опозориться и занять место где-нибудь во втором полтиннике?
Армстронг не испугался. И даже солому на случай провала стелить отказывался, заявляя, что приехал за восьмым титулом! Ни больше ни меньше.
Сумасшедшая скорость куда более молодых Контадора и Анди Шлека на подъеме к Вербье разбила чемпионские планы техасца. И казалось, что даже в тройке места не найдется. На 16-м и 17-м этапах конкуренты нанесли ему новые удары. Но Армстронг вновь победил, преодолев собственные слабости и сомнения. Его умение не сдаваться и возвращаться в гонку из безнадежных ситуаций вызвало всеобщее восхищение. Вы обратили внимание на эмоции Лэнса во время церемонии награждения? Он не демонстрировал радости. Третье место не для Армстронга! Через год он вернется, чтобы вновь подняться на первое.
ТУР ДЕ ФРАНС
19-й ЭТАП. БУРГУАН-ЖАЛЛЬЕ — ОБЕНА. 178 км. 1.М.Кавендиш (Великобритания, Коламбия) — 3:50.35. 2.Т.Хусховд (Норвегия, Сервело), 3.Г.Циолек (Германия, Милрам), 4.Г.Авермат (Бельгия, Сайленс-Лотто), 5.О.Фрейре (Испания, Рабобанк), 6.Ж.Пино (Франция, Квикстеп) — у всех время победителя… 63.А.КУЧИНСКИЙ (Беларусь, Ликвигас) — +2.01… 143.Е.ГУТАРОВИЧ (Беларусь, Де Же) — +18.37.
20-й ЭТАП. МОНТЕЛИМАР — МОН-ВЕНТУ. 167 км. 1.Х.М.Гаратэ (Испания, Рабобанк) — 4:39.21. 2.Т.Мартин (Германия, Коламбия) — +0.03. 3.А.Шлек (Люксембург, Саксо Банк) — +0.38. 4.А.Контадор (Испания, Астана) — +0.38. 5.Л.Армстронг (США, Астана) — +0.41. 6.Ф.Шлек (Люксембург, Саксо Банк) — +0.43. 7.Р.Кройцигер (Чехия, Ликвигас) — +0.46. 8.Ф.Пелидзотти (Италия, Ликвигас) — +0.56. 9.В.Нибали (Италия, Ликвигас) — +0.58. 10.Б.Уиггинс (Великобритания, Гармин) — +1.03. 11.Ю.ван ден Брук (Бельгия, Сайленс-Лотто) — +1.39. 12.А.Кледен (Германия, Астана) — +1.42… 15.К.Ле Мевель (Франция, Де Же) — +2.26. 16.К.Вандевельде (США, Гармин) — +2.34… 18.М.Астарлоса (Испания, Эускальтель) — +2.44… 21.Л.Л.Санчес (Испания, Касс д»Эпарн) — +3.15. 22.С.Касар (Франция, Де Же) — +3.20… 28.В.Карпец (Россия, Катюша) — +5.36… 32.К.Эванс (Австралия, Сайленс-Лотто) — +5.45… 42.А.КУЧИНСКИЙ — +6.05… 71.К.Састре (Испания, Сервело) — +9.36… 98.Д.Меньшов (Россия, Рабобанк) — +19.18… 122.Е.ГУТАРОВИЧ — +25.49.
21-й ЭТАП. МОНТРО-ФОТ-ЙОН — ПАРИЖ. ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ. 164 км. 1.М.Кавендиш — 4:02.18. 2.М.Реншоу (Австралия, Коламбия), 3.Т.Фаррар (США, Гармин), 4.Г.Циолек, 5.Е.ГУТАРОВИЧ, 6.Т.Хусховд… 32.А.КУЧИНСКИЙ… 97.А.Контадор — у всех время победителя.
ИТОГОВЫЙ ЗАЧЕТ
1.А.Контадор — 85:48.35. 2.А.Шлек — +4.11. 3.Л.Армстронг — +5.24. 4.Б.Уиггинс — +6.01. 5.Ф.Шлек — +6.04. 6.А.Кледен — +6.42. 7.В.Нибали — +7.35. 8.К.Вандевельде — +12.04. 9.Р.Кройцигер — +14.16. 10.К.Ле Мевель — +14.25… 92.А.КУЧИНСКИЙ — +2:23.58… 156.Е.ГУТАРОВИЧ — +4:16.27.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОЧКАМ. 1.Т.Хусховд — 280. 2.М.Кавендиш — 270. 3.Г.Циолек — 172. 4.Х.Х.Рохас — 145. 5.Т.Фаррар — 136… 20.Е.ГУТАРОВИЧ — 70… 105.А.КУЧИНСКИЙ — 8.
ГОРНЫЙ ЗАЧЕТ. 1.Ф.Пелидзотти — 210. 2.Э.Мартинес (Испания, Эксальтель) — 135. 3.А.Контадор — 126. 4.А.Шлек — 111. 5.П.Федриго (Франция, Бибокс Буйге Телеком) — 99… 30.А.КУЧИНСКИЙ — 24.
МОЛОДЕЖНЫЙ ЗАЧЕТ. 1.А.Шлек — 85:52.46. 2.В.Нибали — +3.24. 3.Р.Кройцигер — +10.05. 4.П.Ролан (Франция, Бибокс Буйге Телеком) — +33.33. 5.Н.Рош (Ирландия, Ажедеар) — +34.09. 6.Б.Фейю (Франция, Агритюбель) — +37.03.
КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ. 1.Астана — 256:02.58. 2.Гармин — +22.35. 3.Саксо Банк — +28.34. 4.Ажедеар — +31.47. 5.Ликвигас — +43.31. 6.Эускальтель — +58.05. 7.Де Же — +1:01.48. 8.Кофидис — +1:05.34. 9.Катюша — +1:13.57. 10.Агритюбель — +1:20.38.
Самый боевитый гонщик — Франко Пелидзотти.
Реинкарнация
Где-то мы все это уже видели: и горный танец, которому никто ничего не может противопоставить, и победы в “разделках”, которые делают преимущество безоговорочным. Со времен ухода Армстронга после выигрыша седьмого чемпионского титула в 2005-м никто не доминировал на “Большой петле” столь безоговорочно, как Альберто КОНТАДОР на нынешней многодневке. Он выиграл у Шлека-младшего более четырех минут, а мы так и не поняли, где у испанца предел, верхняя планка.
Думается, Контадор должен благодарить Армстронга за решение вернуться. Иначе испанец вряд ли выдал бы такое выступление. Дело здесь не в помощи со стороны американца — тот работал скорее против. Но именно Лэнс дал Альберто новую мотивацию, заставил с особой скрупулезностью подойти к подготовке к “Большой петле” и мобилизировать психологические ресурсы. Контадор понимал, что должен быть безупречен, дабы не возникло и тени сомнения насчет того, кто сейчас номер один. Если бы не получилось, лидерство в команде могло перейти к Армстронгу. А Альберто, того и гляди, призвали бы по примеру Кледена соблюдать субординацию.
Контадора порой обвиняют в тактической незрелости, но он просчитал все: и то, кто представляет главную опасность и как ей противостоять. В общем, не зря его фамилия переводится с испанского как “бухгалтер”. В итоге Альберто оказался не только сильнее Армстронга нынешнего, он столь же хорош, как Армстронг прежний.
Альберто будто повторяет звездный путь Лэнса. Испанец не становился, подобно американцу, чемпионом мира в 21 год, зато с юных лет считался перспективным многодневщиком. А его жизнь также едва внезапно не прервалась. Пять лет назад Контадор упал во время гонки “Вуэльта Астуриас”. Но это был тот случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло. Глубокое обследование выявило у спортсмена церебральную аневризму головного мозга. Из-за подобной аномалии смерть может наступить в любой момент. Однако операция прошла успешно, и сгустки крови были удалены. “Когда я был в госпитале, то боялся, что не смогу вернуться к нормальной жизни, — рассказал Альберто после первой победы на “Большой петле”. — Возможность вновь выходить на старт выглядела как чудо. Но пример Лэнса вдохновлял меня. Я прочитал в госпитале его книгу, которая очень меня мотивировала и сделала сильнее. Но сравнения на этом заканчиваются. Армстронг выиграл семь “Туров”, а я только только один”.
Нет, сравнения не закончились. Эти два чемпиона действительно похожи — прежде всего желанием побеждать, всегда быть первым. И какие бы теплые чувства испанец ни питал, он с самого начала дал понять: вторым быть не намерен. И когда Контадор на 17-м этапе пытался сбросить Шлеков, а обрубил Кледена — почти наверняка это была не спланированная акция, а просто инстинкт чемпиона, не желавшего все время ехать на колесе.
У Контадора нереспектабельная репутация в отношении допинга. Впрочем, у кого она сейчас чиста, как слеза ребенка?! Как и в случае с Армстронгом, против испанца нет ничего, кроме намеков и косвенных улик. Альберто припоминают выступление за бесславно распавшуюся “Либерти Сегурос”, а его инициалы “A.C.” фигурировали в списке клиентов доктора Фуэнтеса, одного из главных распространителей допинга. Однако в испанской федерации посчитали, что в равной степени эти опознавательные знаки могут принадлежать другому гонщику. Например, Антонио Колому, недавно, кстати, схлопотавшему дисквалификацию.
Другие говорят проще: ну не бывает такого, чтобы гонщик мог порхать в горах и столь мощно ехать разделку. Со времен Армстронга такое никому не удавалось. Лагерь скептиков возглавил трехкратный чемпион “Большой петли” Грег Лемонд. По его мнению, на подъеме Вербье Контадор продемонстрировал рекордную в истории велоспорта скорость горовосхождения, которая просто-напросто выходит за пределы человеческих возможностей. Что ж, и в этой аномалии Контадор и Армстронг похожи.
Нет ничего удивительного, что они не ужились в одном коллективе. Техасец так и не смог отыскать в партнере-сопернике слабое место. Он увидел, кажется, лишь отражение себя.
Три цвета доблести
Десятки самых выносливых, быстрых и стабильных гонщиков не форсируют форму и месяцами готовятся исключительно к “Туру”. А отличиться удается лишь избранным.
В красный горох
По сложившейся в последние годы традиции майка горного короля обрела хозяина задолго до окончания “Большой петли”. Отдавать пальму первенства Франко Пелидзотти следовало уже после семнадцатого этапа, поскольку для соблюдения формальностей ему достаточно было набрать всего три балла. В результате он победил с внушительным отрывом от ближайшего преследователя Эгои Мартинеса в 75 очков.
Хотя итальянцы с давних пор слывут прекрасными горовосходителями, последний раз они выигрывали в данной номинации в 1992 году. Тогда отличился Клаудио Кьяпуччи. Накануне никто особо не рассчитывал, что итальянцы вернут себе одеяние. Тем более что Дельфин из Биббионе потратил огромное количество сил на “Джиро д»Италия” и не считался охотником за желтой майкой. Кстати, Меньшов и Састре — спортсмены, которые находились в неплохой готовности на первой многодневке сезона, — в отличие от итальянца ничего на “Туре” не показали.
Франко же четырежды в течение гонки уходил в отрывы, прежде всего на пересеченных дистанциях, и собирал максимум разыгрываемых премий. Вот только победить на этапе не удалось. То попутчики на финише оказывались более свежими, то догоняла основная группа.
В результате Пелидзотти к гороховой майке прихватил еще и красный номер самого агрессивного гонщика…
Зеленый
Всего десять пунктов разделили в Париже Тура Хусховда и Марка Кавендиша. Излишне говорить, что сражение за зеленый свитер было как никогда напряженным. Судьба драгоценных очков порой решалась не только на основных финишах, но и на промежуточных, расположенных между горными массивами. За весь “Тур де Франс” норвежцу так и не удалось в очной борьбе хотя бы однажды переиграть реактивного британца, будь то борьба за этап или просто за несколько баллов. Но даже установление нового спринтерского рекорда (шесть викторий на велогонке) не гарантирует победу в зачете лучшего финишера. Этот “Тур” подтвердил, что для завоевания любой майки необходимо держаться в горах. Как, например, Хусховд, уже пару лет имеющий репутацию самого выживающего среди коллег по спринтерскому ремеслу.
Викинг не раз в одиночку преодолевал перевалы первой и высшей категорий, чтобы собрать спринтерские премии. Таким образом, для завоевания второго в карьере зеленого одеяния Хусховду хватило всего одной победы, как в прошлом году Оскару Фрейре. Только в распоряжении Тура не было команды, и на последних километрах ему приходилось отвоевывать позицию для атаки самостоятельно.
Финиш четырнадцатого этапа стал предметом для разбирательств, в результате которых Кавендиша лишили дюжины очков за блокировку главного конкурента. Но замечания прессы по этому поводу норвежца не смущали. В ближайший альпийский день он упрочил преимущество и доказал, что достойнее победителя спринтерского зачета не найти.
Белый
Вопрос об обладателе белого свитера, считай, вовсе не стоял. Накануне “Тур де Франс” букмекеры видели борьбу за звание лучшего молодого настолько предсказуемой, что Анди Шлек считался фаворитом более явным, чем все остальные вместе взятые! Так оно, по большому счету, и вышло: люксембуржец перехватил лидерство на пятнадцатом этапе и во второй раз подряд стал сильнейшим на “Большой петле” в возрастной группе до 25 лет.
Закономерно, что в минувшем году Анди впервые (потом, как оказалось, навсегда) надел премиальную майку лишь на день позже. До этого ее носили Кройцигер и Нибали — гонщики, которые были основными конкурентами капитана “Саксо Банка” и в этом “Туре”. Им так и не довелось поносить почетное одеяние. Атаковать Шлека никто из них оказался не способен. Тем более что на третьей неделе многодневки люксембуржец продемонстрировал выдающуюся стабильность и стал вторым в генеральной классификации.
Что-либо изменить дуэт из “Ликвигаса” рассчитывал на индивидуальной гонке. Спортивный директор команды Роберто Амадио перед стартом “разделки” полагал, что Нибали способен отыграть у Анди значительную часть отставания. Получилось наоборот: итальянец уступил 21 секунду. Шлек отстоял лидерство в молодежной номинации и стал третьим в истории, кому удалось повторить подобное достижение. В свое время это делали Марко Пантани и Ян Ульрих.
Обладатели призовых маек
Гороховая | Зеленая | Белая | ||
2008 | Б.Коль | О.Фрейре | А.Шлек | |
2007 | Х.Солер | Т.Боонен | А.Контадор | |
2006 | М.Расмуссен | Р.Макьюэн | Д.Кунего | |
2005 | М.Расмуссен | Т.Хусховд | Я.Попович | |
2004 | Р.Виранк | Р.Макьюэн | В.Карпец |
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь