СУБЪЕКТИВНЫЙ РЕПОРТАЖ. Наше наследие

16:10, 10 сентября 2003
svg image
806
svg image
0
image
Хави идет в печали

Не пощадили даже знаменитые “вавилонские” башни. Та же картина с “Храмом хоккея” — великий “Toronto Maple Leaf Gardens”, ведший свою историю еще с позапрошлого века, принял последнюю игру НХЛ в 1999-м и, несмотря на столетнюю славную биографию, прекратил существование во имя нового сооружения. Мировая практика давно доказала, что возводить новое во сто крат дешевле, нежели реставрировать старое, но у белорусских строителей на сей счет своя логика…

Миллионы долларов вбуханы сегодня в ванну столичного Дворца водного спорта, именуемого ныне СОК “Олимпийский”, хотя иностранные специалисты предлагали более эффективный и дешевый вариант строительства нового бассейна, а своды старого, в свою очередь, можно было бы приспособить под игровые площадки с трибунами, так необходимые нынче отечественным гандболу, баскетболу, волейболу и т.д. На очереди — минский Дворец спорта, реконструкция которого ведется много лет и постепенно съедает средства, также сопоставимые со стоимостью новой арены.

Остается только гадать, какая архитектурная мысль занесла сооружение, возведенное по типовому (!) проекту на берегу Свислочи сорок лет назад и размножившееся в десятках экземпляров от Вильнюса до Урала, особенно вдоль Волги, в разряд “памятников историко-культурного наследия Республики Беларусь”. Но именно этот достопамятный статус не позволил “за те же деньги” соорудить на проспекте Машерова не бездонную бочку в виде перманентно реставрируемого объекта, а спортивную арену XXI века.

Как бы там ни было, никаких массовых мероприятий, помимо вестибюльной барахолки, в стенах Дворца спорта в последние годы не проводилось. Хотя даже статус “священной коровы” при умелом подходе спортивных руководителей позволил бы без дополнительных вложений, за счет средств той же ярмарки преобразовать арену в простенькое сооружение для летних игровых видов спорта, а уже для большого хоккея строить что-то современное, на десяток тысяч мест и поближе к кольцевой дороге, как это делается во всем мире. Но год назад на реконструкцию “памятника” бюджет страны выделил 420,7 млн. рублей, плюс Минфин со своего валютного депозита профинансировал покупку у финской фирмы “BAFO” холодильного оборудования по цене 795700 USD. Добавим к этому закупленные за 98000 евро системы кондиционирования и вентиляции и получим груду металла на сумму свыше миллиона долларов, более года прислоненного к стенам дворца. В самих стенах заменили витражи, разрушили все внутри и… На том стройка замерла, время для нас остановилось — оно пошло лишь во истечение гарантийных обязательств продавцов сложнейшего оборудования, взятых на 24 месяца с момента поставки, следовательно, к сему моменту уже урезанных вдвое.

“Освоив” выделенные бюджетом деньги, чиновники успокоились, а “памятник историко-культурного наследия” бывшего руководства Минспорта перешел к нынешнему в замороженном состоянии, без каких-либо признаков жизни и… в преддверии юношеского чемпионата мира по хоккею. Именно апрель будущего года станет экзаменационным для федерации Владимира Наумова, которая волей-неволей оказалась заложницей вопиющей бесхозяйственности, граничащей с криминалом. Ведь без Дворца такой турнир не проведешь, а потому требовался выход из положения. Наумов нашел подрядчика, согласившегося вести сложные, практически реставрационные строительные работы, а заодно от лица ФХРБ гарантировал выделение на объект двух миллионов долларов.

Решающим же фактором, сдвинувшим дело с мертвой точки, как водится в нашей стране, стал вчерашний ревизионный визит во Дворец спорта Александра Лукашенко. “Развалить ты все развалил, а делать некому, — с ходу произнес глава государства в адрес министра спорта Юрия Сивакова, встретившего шефа в пустынном полуразрушенном зале. И, обратив внимание на подготовленные к визиту макеты и схемы, добавил: — Картинки рисовать вы научились, а строить пока что нет”. Взяв ироничную, но в то же время нешуточную ноту, Александр Григорьевич провел собеседование с новым генподрядчиком стройки (старый в лице Стройтреста N 7 “ушел” в библиотеку). Руководитель ООО “Эльвира” посетовал на сложность работ, мол, плиты приходится тягать вручную, кран сюда не подгонишь, нет приспособлений и т.д. “Так возьми телегу от сивого коня и вози. Сколько плита весит?”“Около тонны”.“Ну вот, хорошего коня достаточно. На “жигулях” можно перевезти, тем более за те деньги, что вы тут запрашиваете. По вашим расчетам получается 16 миллиардов 420 миллионов рублей, а по моим — вдвое меньше!”

Львиную долю времени нахождения на объекте Александр Лукашенко уделил выяснению стоимости и технологии конкретных работ. Узнав, например, что одно новое кресло, устанавливаемое на трибуне, тянет примерно на 40 долларов, глава государства предупредил мэра столицы Михаила Павлова и директора Дворца спорта Геннадия Алексеенко: “Советую вам результаты этого тендера пересмотреть. Головой у меня за каждую копейку ответите. Если проверяющие обнаружат какие-то нарушения или завышения, пеняйте на себя”. Досталось по ходу дела и пожарным, современные требования которых ведут к удорожанию работ: “Меры безопасности, конечно, не могут упрощаться, но и дури всякой, выдумок, быть не должно”.

Но главный вопрос в создавшейся ситуации, разумеется, коснулся финансирования. В результате возник протокол поручения главы государства, согласно которому Совмин при уточнении бюджета должен предусмотреть выделение Дворцу спорта до конца года 5 млрд. рублей. Также поручено иметь в виду средства на реконструкцию арены при формировании Государственной инвестиционной программы на 2004 год. Протокольно оформлены 2 млн. долларов, что ранее пообещал председатель ФХРБ Владимир Наумов. Не остался в стороне Мингорисполком — ему вместе с правительством незамедлительно необходимо выделить порядка миллиарда рублей.

Средства огромные, и теперь можно не сомневаться, что юношеский форум, на который соберутся сборные ведущих хоккейных держав планеты, как и положено, откроется 8 апреля в Минске. Благодаря чемпионату не сгниет под снегом и дождем стареющее финское оборудование, не останутся без новых комиссионных белорусские чиновники, получат подряды рабочие, ощутят спортивный праздник болельщики и участники будущих соревнований. Но так ли мы ценим свои спортивные храмы, чтобы превращать их в памятники столь тяжкого наследия? Хотелось бы верить, что наши наследники выберутся из окутавших нас догм архитектурного сектантства и проторят дороги к новым храмам.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?