Финская шляхта. Осси Вяянянен: хочу сыграть с Лукашенко
ИЗ ДОСЬЕ «ПБ»
Осси ВЯЯНЯНЕН. Родился 18.08.80 в Вантаа (Финляндия). Защитник. Выступал за «Йокерит» (Хельсинки, Финляндия, 1998-2000, 2004-05), «Финикс» (НХЛ, 2000-04), «Колорадо» (НХЛ, 2003-04, 2005-07), «Юргорден» (Стокгольм, Швеция, 2007-08), «Филадельфия» (НХЛ, 2008-09), «Ванкувер» (НХЛ, 2008-09). С августа 2009 года — в минском «Динамо». В чемпионате Финляндии провел 151 матч, набрал 15 (4+11) очков, заработал 146 минут штрафа, в чемпионате Швеции — 50, 15 (7+8), 104, в НХЛ — 479, 68 (13+55), 482, в Кубке Стэнли — 20, 1 (0+1), 26. Бронзовый призер чемпионатов мира-2001 и -2008. Серебряный призер Олимпиады-2006. Лучший молодой хоккеист Финляндии-2000.
— Осси, чем занимаетесь?
— Да вот, ждал вашего звонка! (Смеется.) Серьезно, Шон Симпсон предупреждал, что белорусские журналисты обзванивают всех новичков «Динамо» и скоро доберутся до меня. А вообще-то я в родном Хельсинки. Сейчас заехал проведать родителей.
— Они не удивились, что их сын сменил Северную Америку на Минск?
— Нет. Я ведь уже давно вел переговоры с «Динамо» и держал родных в курсе. НХЛ, конечно, сильнейшая лига в мире, и все такое, но есть и другие интересные турниры. Мать с отцом только рады, что в моей карьере начинается новая глава.
— А что мешало оформить соглашение с минским клубом раньше?
— Рассматривал различные варианты, в том числе, не буду скрывать, и за океаном. Но не хотел оставаться в НХЛ во что бы то ни стало. Будь я моложе, наверное, думал бы иначе, старался бы любым способом зацепиться за Северную Америку. Но там уже наигрался, и подписывать не совсем устраивающий меня контракт с клубом только потому, что буду выступать в НХЛ, как-то не хотелось. А предложений, которые бы нравились, не имел.
— Были другие варианты в КХЛ? Или, может, звали на родину?
— Как только я четко определился, что в НХЛ не вернусь, приоритетом сразу же стал минский вариант. Другие даже не рассматривал. Слышал о «Динамо» и Минске много хороших слов и от тех, кто играл в команде, и от тех, кто просто приезжал в белорусскую столицу. У меня ведь немало приятелей, которые уже в прошлом сезоне выступали в КХЛ. Знаю, что в клубе интернациональный коллектив, надеюсь, это облегчит адаптацию. Привлекает меня и возможность поработать с Гленом Хэнлоном.
— Правда, что год назад он приглашал вас в «Йокерит»?
— Нет. Глен просто был добр ко мне, дал возможность в межсезонье потренироваться с командой. Но на тот момент я уже заключил контракт с «Филадельфией». А «Йокерит» вообще-то мой родной клуб, я начинал в нем карьеру и потом, во время НХЛовского локаута, защищал цвета «шутов». С Хэнлоном же до прошлого лета мы вообще не были знакомы. Хотя, конечно, я знал, что есть такой тренер, помнил его по работе в «Вашингтоне».
— А что о коуче «Динамо» говорят в Финляндии?
— Я не был на родине в ходе прошлого сезона, поэтому могу всего не знать. Но у меня есть друзья в «Йокерите», и они отзывались о Хэнлоне очень тепло. По их словам, Глен умеет найти подход к игрокам, знает, как работать с людьми. И его хоккейная компетенция не вызывает сомнений, все-таки человек столько лет поварился на НХЛовской кухне.
— Вы пополнили состав минчан практически одновременно с Вилле Пелтоненом. Хорошо знакомы с ним?
— Да. Нынешним летом мы не раз тренировались вместе в Хельсинки, так что было время обсудить переезд в «Динамо». Вилле в Финляндии очень популярен, его любят и как хоккеиста, и как человека. Я еще был подростком, когда Пелтонен стал знаменитым. Он прославился после того, как в финале чемпионата мира-95 забросил три шайбы шведам. И после этого Пелтонен сделал очень многое для финского хоккея, стал капитаном сборной.
— Минское «Динамо» теперь в шутку называют финским: в нем шесть представителей Страны Суоми…
— Для меня этот факт стал своего рода бонусом. Всегда приятно выступать вместе с соотечественниками. Можно сказать, финнов в «Динамо» даже шесть с половиной — ведь швед Юсеф Бумедьен обладает и гражданством моей страны. С ним я знаком, как и с Хювененом, Йокелой. Вот только с Макконеном общаться не доводилось. Ничего, еще успеем.
— Мнения белорусских болельщиков насчет приглашения большого количества легионеров разделились. Одни рады, другие, наоборот, недовольны…
— Я прекрасно понимаю чувства скептиков. Они хотят видеть в форме «Динамо» белорусских игроков, и это логично. Поэтому, обращаясь к фанам, хочу сказать: ребята, мы ведь едем в Минск, чтобы сделать команду сильнее и радовать вас. Нам, иностранцам, надо просто выкладываться на сто процентов, и тогда вопросы отпадут сами собой.
— На сколько лет вы подписали контракт?
— Всего на один год. О других сроках речь просто не велась. Что будет потом — не знаю. Если много думать о будущем, то начнешь испытывать постоянный стресс. Зачем это нужно?
— Какую роль сыграл денежный фактор?
— Не основную. Понятно, что мы профи, получаем за игру вознаграждение. Но я и в НХЛ кое-что заработал. Никогда не выходил на лед ради денег. Когда велись переговоры с «Динамо», я даже не поднимал вопрос о зарплате.
— Как думаете, КХЛ может сравняться по уровню с НХЛ?
— В ближайшие годы — нет. В пользу НХЛ говорит богатая история, а Континентальная лига еще в младенческом возрасте. Репутация создается годами, и сложно в одночасье завоевать такую же популярность. Но при этом КХЛ уже сейчас составляет конкуренцию заокеанскому чемпионату, так что перспективы у лиги хорошие.
— В свое время вы рано уехали за океан — в 20 лет.
— Некоторые считают, что торопиться не надо. Но я ни секунды не жалел, что поступил именно так. Тем более что меня выбрали на драфте уже в 18-летнем возрасте. Доволен ли карьерой в НХЛ? Всегда хочется большего. Были хорошие моменты, случались и неудачи. Но в целом — нормально.
— В Северной Америке играет много финнов. Поддерживали с ними контакт?
— Постоянно. Все же знаем друг друга, пересекаемся в сборной и так далее. Сейчас общаться вообще легко — электронная почта всегда поможет. У меня хватает друзей среди хоккеистов-соотечественников. Даже не хочу всех называть — боюсь кого-то забыть. Еще прочитают потом это интервью, обидятся!
— Как сложился минувший сезон в НХЛ?
— Неоднозначно. Первая половина сезона в «Филадельфии» выдалась успешной. Но затем я оказался в «Ванкувере» и там редко выходил на лед. Осталось какое-то странное ощущение. Хотя успел поучаствовать в Кубке Стэнли.
— Поэтому вы не приехали на швейцарский чемпионат мира?
— Да. Я даже практически не смотрел матчи этого турнира — в Северной Америке их мало показывали.
— И встречу Беларусь — Финляндия не видели?
— Нет. Кажется, ваша команда выиграла? Помню, читал, что она сыграла очень здорово. Ее успех стал неожиданностью, ведь финны считались явными фаворитами. Хотя я давно не видел белорусов в деле. Может, поэтому и удивился.
— Но с некоторыми игроками из Беларуси вы наверняка сталкивались в НХЛ.
— Первым на ум приходит Салей. Еще — братья из «Монреаля». Они ведь белорусы? А этот парень из «Торонто»? Точно — Грабовский. Классные мастера. Но лично ни с кем из них не знаком.
— Вилле Пелтонен среди наших хоккеистов выделил Андрея Мезина…
— О да, и я слышал об этом парне. Он ведь был признан лучшим вратарем чемпионата мира, верно? Знаю, что сейчас Мезин тоже пополнил состав минского «Динамо». Это радует.
— Опишете свой игровой стиль.
— Я хороший защитник, эмоциональный, действую со страстью. Неплохо катаюсь, выделяюсь физическими кондициями, предпочитаю не мудрить, а действовать просто. Всегда играл в обороне, с детства. Не сказать, что я защитник атакующего плана. Бывает, иду вперед, но в основном занимаюсь прямыми обязанностями. Дерусь нечасто, предпочитаю вместо этого использовать свою мощь. Бойцы просиживают все время на скамейке штрафников — зачем мне это? Лучше играть.
— Что знаете о Беларуси, Минске?
— Читал, что ваша столица — город-герой. Кажется, это звание она получила после Второй мировой войны? Еще, как я понял, фашисты организовали в Минске большой концлагерь, гетто или что-то вроде этого, куда свезли много евреев. И затем большинство убили, 100 тысяч человек. Ужасно… А о современном Минске знаю, что его население — почти два миллиона. В два раза больше, чем Хельсинки с пригородами. Видел в интернете фотографии строящейся арены, красивых церквей, еще каких-то пока не знакомых мест.
— Интересуетесь историей?
— Бывает. Когда куда-то переезжаешь, любопытно, что представляет собой город, что было там раньше. Кое-что знаю и о политике. В Беларуси управляет президент… как же его фамилия? А, точно — Лукашенко. Известно, что он очень любит хоккей.
— Даже сам выходит на лед. Хотели бы сыграть против него?
— Зачем против? (Смеется.) Тогда уж вместе с ним. С таким человеком лучше быть в одной команде!
— У хоккеистов, конечно, хорошая зарплата, но уровень жизни в Беларуси ниже, чем в Финляндии или США. Это вас не волнует?
— Мне много не надо. Вот вы говорите так, а раньше я слышал совсем другие отзывы о качестве жизни в Минске…
— Какие-нибудь русские слова знаете?
— Только «спасибо». В «Динамо» столько иностранцев, тренер из-за океана, так что наверняка рабочим языком станет английский. Для меня это хорошо — куда хуже было бы оказаться в какой-нибудь российской команде, где ты единственный легионер и никого не понимаешь. Но основные русские слова попытаюсь выучить, чтобы объясняться в ресторанах, магазинах.
— Собираетесь в Минск с семьей?
— Я не женат, детей нет. Есть девушка, но ей надо закончить учебу в Хельсинки. Так что пока еду один, а уже потом меня начнут навещать родные и близкие.
— Одному не будет скучно?
— Я контактный, общительный человек, легко обзавожусь новыми друзьями. Надеюсь, так будет и в Минске. В свободное время постараюсь изучить город. Знаете, как в Хельсинки — вроде родился в его пригороде Вантаа, вырос здесь, но иногда сяду на велосипед, куда-нибудь заеду и понимаю, что не все места еще исследованы. Очень люблю свой родной город. Вы бывали там?
— Ну да. Очень понравилось, только вот чайки у вас агрессивные. Купишь на улице мороженое, так они клювом выбивают его на землю и налетают всей стаей…
— Ха, для Хельсинки это действительно проблема. Птицы обнаглели — как только возьмешь что-нибудь перекусить, они тебя атакуют. Особенно в центре, возле морского побережья, где у меня квартира. Даже городские власти озаботились этим вопросом. Надеюсь, в Минске такого нет…
— Вы с детства хотели стать хоккеистом?
— Да, это ведь спорт номер один в Финляндии. Хотя я рос спортивным парнем, играл также в футбол, теннис, баскетбол. Но больше всего фанател по «Йокериту». Помню весь состав начала 90-х, тем более что с трансляциями из НХЛ тогда была напряженка. Кумиров детства у меня хватало — Селянне, Тикканен, Курри. В «Йокерите», помню, играл отличный чех Янецки…
— Сейчас футбол смотрите?
— С удовольствием. Знаю, что в этом виде спорта тоже есть минское «Динамо». Надо будет выбраться в Беларуси на стадион. Любимый игрок? Раньше был Зидан, сейчас нравится Криштиану Роналду. В Финляндии самый великий, само собой, Литманен. Надеюсь, наша сборная наконец-то пробьется на чемпионат мира или Европы. А то пока футболисты прилично отстают от хоккеистов…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь