Владимир Шантарович: приучили Канаду к белорусскому гимну

21:09, 19 августа 2009
svg image
3227
svg image
0
image
Хави идет в печали

Роман Петрушенко, Вадим Махнев, байдарка-двойка, 200 м
Петрушенко, Махнев, байдарка-двойка, 500 м
Петрушенко, Махнев, Тарас Валько, Демьян Турчин, байдарка-четверка, 200 м
Петрушенко, Махнев, Алексей Абалмасов, Артур Литвинчук, байдарка-четверка, 1000 м
Денис Гаража, каноэ-одиночка, 500 м
Александр и Андрей Богдановичи, Александр Волчецкий, Дмитрий Рябченко, каноэ-четверка, 200 м
Дмитрий Войтишкин, Волчецкий, Рябченко, Гаража, каноэ-четверка, 1000 м
Этого фантастического фейерверка не могло случиться без тренерского коллектива, во главе которого стоит Владимир ШАНТАРОВИЧ, лучший наставник страны 2008 года. По возвращении на родину Владимир Владимирович ответил на вопросы корреспондента “ПБ”.

— Вы установили своеобразный рекорд — семь золотых медалей. Было ли когда-нибудь у кого-то больше?
— Когда я работал в сборной СССР, брали по четыре-пять золотых медалей, и это считалось хорошим результатом. Но чтобы семь — такого не припомню. Наверное, вы правы: это рекорд. Однако уже думаю о новых достижениях, у меня готова программа подготовки к новому сезону, ориентированная на 2012 год.
А сегодня рад, что мы приучили канадцев к белорусскому гимну. В прошлую пятницу они его слушали дважды, а в воскресенье — пять раз! Чемпионат вызвал у них большой интерес: практически вдоль всей дистанции стояли зрители и следили за гонками. Среди них было много эмигрантов из России и Беларуси. Они за нас болели, горячо поддерживали. Это приятно.

— Наблюдая за финалами на олимпийских дистанциях, отметил, что байдарка-двойка Петрушенко — Махнева, а также четверка, в которой с ними гребли Абалмасов и Литвинчук, шли по дистанции очень уверенно, не давая поводов сомневаться в победе. У Гаражи было немного по-другому…
— Все дело в стратегии прохождения дистанции. Классический вариант: когда вторую половину проходят быстрее, чем первую, или в то же время. К примеру, Петрушенко и Махнев начали за 45 секунд, а продолжили за 44.5. Это классика! У Гаражи стратегия прохождения пока не доработана: он быстро начинал, но удержать скорость ему было трудно, потому россиянин Липкин и француз Губель составили парню конкуренцию.

— Как оцените соперников?
— Сильно прогрессируют французы, сохраняют высокий уровень немцы. У венгров же, наоборот, регресс: два года назад умер главный тренер, а нового пока нет. Потому превалируют клубные интересы. И у поляков такая же история: за лидерство бьются варшавские и познаньские клубы, а толку от этого мало..

— Удовлетворены ли вы выступлением ребят?
— Оптимальным было бы выйти в 14-15 финальных заездов. У нас получилось 10. Могло быть и 12, однако я пожалел ребят и решил не стартовать в эстафетах 4 по 200 метров в байдарке и каноэ. Ну взяли бы мы в этих дисциплинах по серебру и бронзе, однако на фоне семи золотых они бы не смотрелись. Я так и объяснил министру. Все же у некоторых ребят прихватило спины, это надо учитывать.
Честно говоря, планировал пять золотых. Думал, в байдарке-двойке на 200 метров испанцы будут свежее. Но, получив от нас удар в двойке и четверке, видимо, скисли. Вадим и Рома выиграли у них две тысячных секунды. Что касается каноэ-четверки, то братья Богдановичи в спринте ее здорово усилили. Все-таки парни они мощные. Вот и получилась победа. В целом я очень доволен своей командой.

— Какие гонки произвели самое сильное впечатление?
— Наиболее драматичными оказались, на мой взгляд, три гонки. Финальные заезды байдарок-двоек на 200 метров, в которых Петрушенко и Махнев рубились с испанцами, борьба Дениса Гаражи на 500 метров с россиянином и французом и дуэль байдарок-двоек на 1000 метров, где соперничали немцы с дуэтом из Азербайджана. В этих противостояниях все решали несколько тысячных долей секунды. Победы, где преимущество чемпионов определялось двумя-тремя десятыми и более, считаю чистыми.

— Роман и Вадим выступали на четырех дистанциях и четырежды выиграли. Случались ли подобные прецеденты на мировых форумах?
— Нет, такое произошло впервые в истории. А был бы у нас день отдыха, могли бы и эстафеты выиграть… Ребята восприняли триумф адекватно: сначала, конечно, эмоционально, а потом спокойно. Четыре победы, ну и что с того?
Но знаете, какая это работа?! Считайте, за сезон ребята прошли два этапа Кубка мира, чемпионаты Европы, Беларуси и нынешний, мировой. В каждом по 11-13 стартов, в сумме получается 40. А вместе с тест-тренировками, на которых они идут на полную выкладку, со скоростью 92-102 процента от модельной, набирается 90 стартов. Это очень прилично!

— Некоторые наши легкоатлеты больше двух-трех раз в сезон не стартуют, что-то пропускают, к чему-то готовятся…
— Я вообще не понимаю, как это можно пропустить сезон?! Это же производство! Спросите у людей, которые трудятся на заводах, в вузах, школах, могут ли они год не работать? И не надо прикрываться разговорами о травмах и болезнях. Это всего лишь неправильное отношение к своему здоровью, к профессии спортсмена. Кто на производстве спрашивает про здоровье? Там требуют выполнения плановых заданий — другого и быть не может! Или вот еще приходится слышать: пока результата нет, но спортсмен мобилизуется и выиграет. Как можно выигрывать на мобилизации? Один, два раза, наверное, возможно, но не больше. Такая вот мобилизация и разрушает здоровье, приводит к травмам. У нас все методически обосновано и планомерно, никаких мобилизаций.

— Кто-то сравнил Шантаровича с Турецким, тренером знаменитого российского пловца Попова и группы австралийских звезд водных дорожек.
— Да, он тоже начинает рабочий день с анализа крови. Мы постоянно следим за фоновым лактатом. Отталкиваемся от этого в определении нагрузок. Мне удивительно, что коллеги из других видов спорта вообще этим не занимаются. Видимо, жадность мешает потратиться на биохимика, физиолога. Как же можно без этого управлять тренировочным процессом?!

— А зачем управлять, если можно привезти биатлонистов, хоккеистов, борцов, боксеров и прочих из России и Украины?
— Нам этого не нужно. У нас тренируются свои, белорусские ребята и становятся победителями Олимпиады, чемпионами мира и Европы.

— Один из них — Денис Гаража — произвел настоящий фурор! Парень ведь дебютант…
— Кстати, с вашей легкой руки. В прошлом году, когда он стал чемпионом мира среди студентов, “Прессбол” написал, что вот, мол, зажглась новая звездочка. И оказался прав. Парень и в самом деле молодец. С листа выиграл чемпионаты мира и Европы. За ним я наблюдаю уже три года. Фундамент его мастерства заложили первые тренеры Рамиль Минодаров и Игорь Савенко, сейчас с ним работает Владимир Рыбак. Гаража — из мозырской школы профсоюзов, как и Дмитрий Рябченко. Мозырский нефтеперерабатывающий завод их поддерживает.

— Кто еще из молодых в этом году обратил на себя внимание?
— Пожалуй, байдарочник Тарас Валько. Он у меня в поле зрения уже лет пять. Надеюсь, вскоре бобруйчанин сможет конкурировать в одиночке на дистанциях 200 и 500 метров.

— К сожалению, в этом году выпал из обоймы талантливый каноист Константин Щербак.
— У него появилась сердечная аритмия. Вероятно, перебрал нагрузок. Я его из списков национальной команды не вычеркивал, лечится. При благоприятном стечении обстоятельств чемпионские титулы никуда от него не денутся.

— Появилась информация об изменениях в олимпийской программе в вашем виде спорта.
— На чемпионате мира разыгрывается 27 комплектов медалей, на Олимпиаде — 12. Количество видов на Играх будет тем же. Изменится лишь ассортимент дистанций. При этом программа на 1000 метров остается прежней. Коррективам подвергнется “пятисотка”. Может, людям надоело, что все награды разбирают Германия, Беларусь и Венгрия, вот и хотят что-то новое внести, чтобы вклиниться в медальные разборки. Мы этого не боимся. Я сейчас планирую глубже влезть в спринт, чтобы и 200 метров не упускать.

— Но пока нужно отдохнуть. Когда и на сколько ваша команда уходит в отпуск?
— С 1 сентября. Отпуск у нас, как и положено по законодательству, 24 календарных дня. Затем начнем подготовку к новому сезону с углубленного медицинского обследования.

— А вы-то сами куда собираетесь поехать?
— Вот решаем пока с женой, сыном и невесткой. Обязательно куда-нибудь рванем всей семьей.

— Что в новом сезоне?
— У меня уже по дням все расписано: где тренируемся, когда и куда переезжаем, где выступаем. Я этим живу! Ничего больше не умею, кроме как писать тренировочные программы. Мне не нужна победа любой ценой. Мне интересно, как переиграть немцев, передумать. А они размышляют, как обдурить меня… Их непросто превзойти: у них ведь и инвентарь отличный, и лаборатория образцовая, и целая гребная индустрия. Вот и думаю денно и нощно…
В конце нашей беседы прошу вас передать мою благодарность всем-всем, кто прислал нам поздравления с успехом. Пришло море эсэмэсок! Спасибо, мы побеждали для вас!

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?