ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. Владимир Наумов: В Турине у Беларуси будет самая молодая команда
За кулисами праздников
— Серьезных оснований быть недовольным этим полугодием, как будто, нет. Одним из главных событий стало проведение в Гомеле Суперфинала Континентального кубка. Без тени скромности — это была премьера хоккейной Беларуси в качестве хозяина на международной арене. Да, прежде проводились мировые чемпионаты низших дивизионов, этапы “Евровызова”, но турнир такого элитного уровня мы принимали впервые. И вряд ли кто-либо обоснованно скажет, что экзамен был провален. А праздник, подаренный нашим болельщикам “Гомелем” в матче с “Лугано”, все будут помнить долгие годы. Радует и динамика роста уровня и нашего национального чемпионата. Я уже отмечал, что основным критерием является посещаемость поединков — она возросла едва ли не вдвое. И это еще до стадии плей-офф, на которой, уверен, арены будут заполнены. Правда, на фоне победных здравиц вскрылись и некоторые недостатки. Один из главных — проблемное судейство. Все-таки не дело, когда ни один арбитр не прошел аттестацию федерации. Летом мы намерены всерьез взяться за устранение этого недочета.
— Исключительно своими силами?
— Наоборот, в аттестационную комиссию планируется приглашение зарубежных арбитров с безусловным европейским авторитетом. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд: одно только проведение Суперфинала Континентального кубка позволило наладить контакты с судьями высочайшего уровня.
— Но не кажется ли вам, что проблема арбитража зачастую буквально притягивается за уши наставниками команд?
— Не могу не согласиться. И тут мы подходим ко второй части проблемы. Возможно, у нас уровень судей пока не идеален, но и осуждают их наставники едва ли намного более высокого уровня. Проведи мы экзамен среди тренерских кадров по всем правилам ИИХФ, есть подозрение, что половина провалила бы испытание. Поэтому аттестация тренеров — также одна из первоочередных задач. Правда, здесь нужно идти по иному пути, направляя наставников на аттестацию за рубеж в развитые хоккейные страны. Так будет гораздо эффективнее.
— Кстати, об эффективности. Не подлежит сомнению, что хоккей в Беларуси имеет едва ли не самую мощную государственную поддержку. По крайней мере — среди стран-соседей. Но не кажется ли вам, что прямые финансовые вливания способны породить убийственные иждивенческие настроения? Избавленные от необходимости зарабатывать деньги сегодня, клубы могут погибнуть в случае, если таковая появится…
— Несомненно, и все понимают, что проблему нужно решать. В ближайшее межсезонье планируется организовать семинар по этому вопросу. Благо у нас есть и положительные примеры — столичные “Юность” и “Динамо”, использующие возможности для самостоятельного маркетинга. Наверное, хоккеисту все равно, играет ли он в свитере с одной только эмблемой клуба, или на нем куча рекламы, как это принято в Европе. Главное для него — чувствовать стабильность и профессионально выполнять свою работу. Надеемся, уже в следующем сезоне в этом смысле наметятся сдвиги в лучшую сторону.
— Однако вернемся к судейству. Как вы относитесь к активно лоббируемой многими клубами идее привлечения российских арбитров к обслуживанию матчей плей-офф?
— Скорее отрицательно. Я не раз наблюдал за работой россиян и не уверен, что они намного профессиональнее наших, которым, помимо лицензирования, неплохо бы больше внимания уделять самоподготовке. Единственным очевидным плюсом судейского импорта можно признать разве что конкуренцию, способную подстегнуть наших арбитров. Именно поэтому было выдвинуто предложение о допустимости приглашения тех же россиян в случае, если обе команды из пары плей-офф горячо настаивают на этом.
— Насколько, на ваш взгляд, актуальна для Беларуси проблема судейской коррумпированности?
— Думаю, она преувеличена. Арбитрам, особенно молодым, нет необходимости брать подачки у клубов — официальные премиальные у нас на вполне приличном уровне, кроме того, белорусские судьи, как правило, имеют дополнительные источники доходов по месту основной работы. Да и формат чемпионата, по большому счету, делает “конверты” бессмысленными: плей-офф ведь состоит не из одного матча, а “заряжание” каждой бригады — прямой путь к клубному банкротству. Не надо сбрасывать со счетов и третью сторону возможных конфликтов — собственно хоккеистов. После Суперфинала Континентального кубка я спрашивал у Сергея Бервенского, почему судьи из Чехии, Финляндии или Швеции могут отрабатывать так четко. Мы что — хуже? Его ответ в общем-то был вполне аргументированным: на этом уровне сами хоккеисты относятся к игре по-другому. Удаления зарабатываются главным образом в чисто игровых моментах. У нас же, будем честными, нередки грубость, а то и просто хамство по отношению друг к другу. Надеюсь, у наших команд хватит профессионализма осознать особый уровень плей-офф и быть корректнее. Тогда и проблем с арбитражем станет значительно меньше.
Открытие Беларуси
— В начале сезона вы предполагали, что он — последний, в рамках которого белорусские клубы участвуют в ВЕХЛ?
— Совершенно искренне — нет. Хотя сразу, после того как я возглавил федерацию, проблема “чемпионат Беларуси — ВЕХЛ” стала для меня очевидной. Нет в мире прецедента, чтобы два турнира столь высокого уровня так тесно переплетались между собой — на каком-то этапе неизбежно начали бы возникать конфликты. Но при этом я никогда не был и не являюсь ярым противником лиги. Допускаю, что латыши могут действительно взяться за ее спасение, создав нечто принципиально новое. И если в этом пожелают принять участие одна или несколько белорусских команд, федерация не станет чинить препятствий. Надеюсь, это будет содействовать движению вперед.
— Открытый чемпионат Беларуси может способствовать прогрессу?
— В определенной мере. Признаюсь, я был искренне рад, узнав о намерении киевского “Сокола” участвовать в нашем первенстве. Во-первых, после расформирования “Юниора” украинцы помогут сохранить принцип четности и интригу — все-таки выбирать восьмерку плей-офф из девяти клубов было бы менее интересно. Кроме того, играть с киевлянами будет интересно, особенно пятерке сильнейших белорусских команд. Последовавшая вслед за этим инициатива латышей выглядела менее однозначно: их присутствие резко увеличивает расстояния переездов, а мы пока не столь богаты, чтобы преодолевать их самолетом, а значит, расходы клубов заметно возрастут. Вообще же, судя по последним новостям, прибалты пока не могут разобраться в горниле собственных противоречий. Надеюсь, в скором времени это произойдет, и они определятся. Останутся тверды в уже озвученном намерении присоединиться к нам — милости просим; найдут другие варианты — думаю, ничего страшного для нас не произойдет. В случае же присутствия более одной иностранной команды действительно могут возникнуть некоторые казусы организационного плана, но нерешаемых проблем не бывает.
Эффект перспективы
— Не уменьшилось ли желание ФХРБ принять старт в гонке за право проведения мирового чемпионата самого высокого уровня?
— Уже на ближайшем конгрессе ИИХФ в мае этого года мы намерены подать официальную заявку на проведение чемпионата 2009 или 2010 года. Прекрасно понимаем, что и принятие, и реализация положительного решения трудны как для Беларуси, так и для ИИХФ. С нашими проблемами все ясно: проведение потребует возведения в стране арены более, чем на десять тысяч мест. Думаем, арены-спутники для предварительных матчей имеются уже сейчас — в Гомеле и Могилеве, и не исключено, что в ближайшие годы подобные появятся еще.
Сложность же для ИИХФ состоит в ситуации, сложившейся вокруг проведения чемпионата мира 2006 года в Латвии. Чем меньше времени остается до его старта, тем большие сомнения возникают в реальности затеянного латышами проекта — они заметно выбиваются из графика. Если случится самое неприятное и международная федерация будет вынуждена перевозить турнир куда-либо, к заявкам из Восточной Европы в ближайшем будущем станут относиться с понятной опаской, требуя абсолютных гарантий.
— Но даже в случае готовности к их выполнению нашей стране придется бороться за это право с несколькими хоккейными тяжеловесами.
— Естественно, однако и тут не все безнадежно. Право проведения будут оспаривать, к примеру, шведы, давно не принимавшие у себя мировые хоккейные форумы. Но мы можем пойти на соглашение, поддержав их в случае неудачи проекта “Латвия-2006” или голосования о месте проведения первенства-2009 в обмен на их поддержку организации чемпионата 2010 года в Беларуси. Это нормальная мировая практика, в которой нет ничего зазорного. Кроме того, мы намерены также вступить в борьбу за проведение в 2007 году чемпионата сильнейших команд планеты среди 20-летних спортсменов. Нежелание же перегружать Восточную Европу мировыми форумами несколько лет подряд, которое многими представляется как аргумент против нашего проекта, не слишком состоятельно. Думаю, ИИХФ, равно как и авторитетные национальные федерации, напротив, заинтересованы в скорейшем появлении новых достойных конкурентов — от этого в конечном итоге выиграют все.
— Вы сказали о возможности появления новых арен. Предыдущая кампания ледового строительства за несколько лет увеличила их число в Беларуси более чем вдвое. Но это — в относительных величинах. В абсолютных же мы по-прежнему уступаем даже Латвии, заметно меньшей и по площади, и по населению.
— Это действительно так. Дело в том, что несколько лет назад строительство вызвало неоднозначную реакцию в обществе, став своего рода политическим вопросом. И государство, почувствовав это, решило не будоражить общественное мнение, взять паузу. Но я уверен, что через непродолжительное время полезный эффект от развития спорта вообще и хоккея в частности сумеет растопить лед непонимания. У нас, к сожалению, многие привыкли судить поверхностно, оценивая только стоимость возведения катков и не утруждая себя рассуждениями о реальной пользе, которую они приносят. О сотнях детей, выбравших спорт вместо алкоголя и наркотиков, о тысячах болельщиков, для которых это прекрасный отдых, наконец, об инвестициях в страну. Салей ведь каждый год приезжает на родину, оставляя здесь заметный процент своих доходов, полученных за океаном. И поверьте, он не единственный НХЛовец, который так делает. Думаю, Словакия, делегировавшая в сильнейшую лигу мира уже более тридцати своих воспитанников, ощущает реальную отдачу только по этой схеме, а она далеко не единственная. Поэтому надеюсь, что по мере возможности возведение арен будет продолжено. Как известно, после областных центров подобные объекты планировалось построить в других крупных городах. Если бы их выбор зависел только от меня, в числе главных кандидатов назвал бы Жлобин, Бобруйск и Барановичи. В первом уже есть неплохие хоккейные традиции, а в каждом из трех — мощные предприятия, способные внести свою лепту. Хорошим подспорьем в этом смысле будет закрепление в нынешнем году всех трех сборных страны — юношеской, молодежной и национальной — в сильнейших дивизионах. Это позволит обоснованно решать вопрос о необходимости строительства новых арен совместно с Министерством спорта.
Цепи психологии
— Вероятно, есть смысл коснуть- ся перспектив наших сборных. Особенно если учесть, что в апреле Беларусь примет чемпионат мира сильнейших юношеских команд планеты.
— Тут уместно начать с молодежной сборной (до 20 лет), которая уже провела свой чемпионат. Да, успех команды неоспорим — мы легко и изящно вернули себе прописку в сильнейшем дивизионе. Но даже эта легкость не избавляет от опасений повторения сценария, когда в элите мы задержались лишь на год. Чтобы этого избежать, нужно очень многое сделать.
— Что в первую очередь?
— Необходимо добиваться того, чтобы как можно больше наших молодых ребят выступали в сильнейших лигах мира. Если хотя бы половина молодежной сборной будет представлять зарубежные команды серьезного уровня, это здорово увеличит наши шансы. Естественно, речь о медалях заводить рано, но закрепиться в твердых середняках станет вполне реально.
— И что же нужно для выполнения “экспортной программы”?
— Мы должны быть более открытыми. К примеру, наше сотрудничество с Юлиусом Шуплером не прошло бесследно. Если он останется у руля ярославского “Локомотива”, в следующем сезоне там могут появиться молодые белорусы. Большие надежды также возлагаем на чемпионат 18-летних, честь проведения которого доверена нам. Или вот простой пример: лишь несколько дней пребывания “Слована” в Гомеле позволили навести мосты и буквально тотчас же организовать полезнейший вояж нашей юношеской сборной на товарищеские игры в Словакию. Так надо действовать и в дальнейшем.
— Возможно, стоит обратить более пристальное внимание на предложение Михаила Захарова об увеличении минимальной квоты молодых игроков, заявляемых на матчи национального чемпионата, до пяти против нынешних трех?
— Это больной вопрос, и пока у меня нет четкого ответа на него. Да, выгоды для сборных команд от принятия этого решения очевидны. Но вместе с тем, на мой взгляд, оно способно подорвать интерес зрителей к национальному чемпионату, пусть и незначительным, но понижением его уровня. Допустить этого нельзя ни в коем случае: да, интересы сборных принято ставить во главу угла, но забывать об армии белорусских болельщиков, посещающих матчи внутреннего первенства, — тоже не дело. Тем более что неудачные прецеденты подобного подхода были: в Польше одно время переборщили со ставкой на молодежь, создали единый национальный центр подготовки юных хоккеистов, вкладывали в него солидные средства. На выходе же не было ничего, или почти ничего. Повторюсь, по этой проблеме я пока не выработал собственной четкой позиции. Надеюсь сделать это в процессе дискуссии на ближайшем заседании исполкома федерации.
— Надо полагать, подготовка к мировому первенству юниоров составляет сейчас главную заботу федерации…
— Вне всякого сомнения. Тут целый комплекс проблем, гораздо больший, чем может показаться на первый взгляд. Взять хотя бы такой момент: участниками турнира станут несовершеннолетние хоккеисты, которым, помимо чемпионата, надо продолжать образование. Одна только организация этого процесса отнимает уйму сил наряду с традиционными транспортом, проживанием, питанием, экскурсионными программами, достойной рекламой чемпионата, изготовлением сувениров, наконец. Хочется ведь учесть любую мелочь, вплоть до внешнего вида и оформления аккредитационных бэджей. Честно говоря, в этом стремлении мы, наверное, непонятны европейцам. Удалось побывать на нескольких чемпионатах мира — там организаторы не столь дотошны, ко многим вещам относятся гораздо спокойнее. Наверное, эта скрупулезность — следствие нашего национального гостеприимства и вряд ли заслуживает осуждения. Далее, во время мирового первенства планируется провести ряд семинаров для наших детских тренеров: хочется, чтобы зарубежные специалисты поделились опытом. Думаю, присутствие на этих мероприятиях оказалось бы полезным и для главных тренеров наших взрослых команд. Еще один аспект — реклама. Честно говоря, берясь за организацию, мы не предполагали такого количества желающих, в том числе и зарубежных, разместить свою рекламу в ходе чемпионата. И тут тоже не хочется переборщить: у нас есть титульный спонсор — “Приорбанк”, ряд других белорусских фирм и предприятий заинтересованы участвовать в подготовке и проведении турнира. Не хотелось бы ущемить их интересы, заполонив все иностранной рекламой. Но это как раз хлопоты из разряда приятных — столь мощная поддержка вселяет оптимизм.
— Насколько остро стоит проблема реконструкции Дворца спорта? Признаться, из-за стекла ее темпы не впечатляют.
— Это лишь на первый взгляд, Дворец спорта будет готов уже к концу марта, это гарантируется. Гораздо более серьезным вопросом является подготовка второй арены — Ледового дворца. Там придется проводить работы в ближайшее время и ускоренными темпами. Увы, но они будут несовместимы с проведением хоккейных матчей на арене в течение всего марта. Это означает, что на стадии плей-офф “Керамин” останется без домашнего льда. Вопрос будет срочно решаться на все том же исполкоме в ближайший вторник. Рассматривается даже вариант аренды клубом могилевского ледового дворца. Но хочется надеяться, что проблема все-таки будет решена в пределах столицы — арендой катка в парке Горького, или, наконец, Ледовой площадки Дворца спорта.
— Юношеский форум не отодвигает на второй план проблемы национальной дружины, которой примерно в те же сроки предстоит бороться в Норвегии за возвращение в элиту мирового хоккея?
— Ни в коем случае. Правда, и тут приходится констатировать некоторую обеспокоенность положением вещей в главной команде страны. Лучше всего она иллюстрируется вратарской проблемой. Посмотрите, у нас два основных голкипера — Мезин и Шабанов. Обоим уже по тридцать, за их же спинами — 17-18-летние юноши. Вот вам мера глубины провала, случившегося на каком-то этапе в развитии нашего хоккея.
— Так, может, стоит прислушаться к голосам, советующим не спешить в элиту, а, подобно нем- цам, “отсидеться” несколько лет в дивизионе 1 и только потом возвращаться, но уже всерьез и надолго…
— По понятным любому болельщику причинам, этого делать все- таки не хочется. Думаю, перед поездкой в Осло Михаил Захаров привлечет под знамена сборной лучшие и опытнейшие силы, способные обеспечить путевку в высший дивизион. А в следующем году состав волей-неволей придется омолаживать — поколение советской школы естественным образом завершает выступления. Но это не означает обязательного провала. Когда белорусский хоккей делал первые самостоятельные шаги, нам, на мой взгляд, очень мешала самоуничижительная психология. Встреча со шведами или канадцами рассматривалась чуть ли не как игра с богами, которая вследствие этого часто проигрывалась еще до выхода на лед. Теперь у нас уже есть вполне определенные успехи по преодолению этого комплекса.
— Имеете в виду Солт-Лейк-Сити?
— В том числе, но и не только. Все прекрасно понимают, что ожидание непременного повторения того успеха — почти утопия. Но уже практически решено, что в случае успешного выступления в олимпийской квалификации, на что мы очень рассчитываем, в Турине-2006 белорусская сборная будет едва ли не самой молодой на Олимпиаде. Вряд ли она сразу будет претендовать на медали, но и бороться за предпоследнюю строку также не станет. Но это уже будет команда, куда попадут не все желающие, просто потому, что больше некого брать, а реальная сборная сильнейших хоккеистов. Никоим образом не отрицая присутствия ветеранов, она все-таки будет ориентирована на поколение Кольцова, Костицына, Захарова, Караги, Грабовского. Эти ребята уже сейчас успели понюхать пороху большого хоккея, и испугать их одним только кленовым листом на майке сложно. И это очень здорово.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь