ТАКОЙ ХОККЕЙ. Словацкий ХУКкей

14:06, 20 мая 2004
svg image
1017
svg image
0
image
Хави идет в печали

Десять лет назад казалось, что словацкому хоккею отведена роль бедного родственника: самые лакомые куски остались по ту сторону нового рубежа. Однако разжалованные в низший дивизион словаки (место в элите перешло по наследству чехам) проявили чудеса живучести и целеустремленности. С энтузиазмом взявшись за дело, они в несколько прыжков проторили путь в высший дивизион, в несколько раз увеличили свою диаспору в НХЛ, стали регулярно обставлять соседей по некогда единой стране на международной арене. Чудо произошло, и на карте ИИХФ зажглась новая звезда. А звезды, как известно, имеют право на капризы. Однако последний, случившийся во время полуфинальной серии национального первенства, дал повод говорить и о новом словацком феномене. На сей раз — с жирным знаком “минус”.

Начало истории было скандальным, но в принципе не уникальным. Основное время первого матча полуфинальной серии между “Зволеном” и братиславским “Слованом” завершилось вничью, был назначен положенный в таком случае овертайм. На 15-й минуте капитан гостей, хорошо известный белорусским болельщикам по играм “Слована” в недавнем гомельском суперфинале Континентального кубка многоопытный Здено Цигер укатился с шайбой в угол своей зоны, где его жестко атаковал Ян Цыбула. Рубящий удар клюшкой по кисти форварда арбитры не заметили. Не по правилам отвоеванная шайба была доставлена на пятачок и секундами позже отправлена в сетку ворот голкипера “Слована” Павола Рыбара — “Зволен” повел в серии 1:0. Возмущенный несправедливостью Цигер, прокатываясь мимо готовившегося покинуть площадку главного судьи Любоша Якубеца, отвесил ему довольно внушительный подзатыльник, от которого рефери, потеряв равновесие, упал на лед. Впрочем, здравый смысл расхулиганившегося капитана скоро взял верх над эмоциями: уже через четверть часа, едва успев принять душ, Здено поспешил вернуться на арену, подозвал еще не свернувших аппаратуру телевизионщиков и во вновь включенные камеры принес публичные извинения за инцидент.

Он, казалось, исчерпал себя уже на следующий день, когда успевший попасть даже в заокеанские выпуски спортивных новостей эпизод с подзатыльником был рассмотрен на срочно созванном заседании дисциплинарного комитета словацкой федерации. Учитывая раскаяние братиславца, его былые заслуги, а также тот факт, что видеозапись действительно зафиксировала не замеченное судейской бригадой нарушение правил против обвиняемого, чиновники посчитали возможным закрыть глаза на вопиющее происшествие, ограничившись шестиматчевой дисквалификацией. Тем самым удобрив почву для случившегося вскоре второго, еще более громкого, скандала. Она была тем более благодатной, если учесть, что в соответствии с действующим регламентом чемпионата Словакии по истечении половины срока нападающий мог быть условно реабилитирован, а значит, получил бы возможность принять участие в решающих матчах полуфинальной серии, длящейся до четырех побед. Разумеется, в случае успешного выступления его партнеров на домашнем льду. Те, несмотря на проигрыш во втором поединке и отсутствие на площадке наказанного капитана, действительно сумели собраться и в третьем (первом в серии домашнем) матче 20 марта расколошматили “Зволен” в пух и прах — 8:2. Днем позже встреча складывалась несколько труднее: до третьего периода хозяева постоянно пребывали в роли догоняющих, и лишь в последней трети стараниями сделавшего дубль Петра Павласа и Михала Махо сумели переломить ситуацию — 5:3, и 2:2 по ходу серии. Существенным, как оказалось впоследствии, моментом стало то, что обе шайбы Павласа были заброшены в большинстве, а первая из них — после удаления форварда “Зволена” Игора Маеского, схлопотавшего в концовке второго периода “два плюс десять” за неспортивное поведение. Нашкодивший Цигер наблюдал за перипетиями поединка, идиллически восседая на трибуне в полной уверенности, что уже в следующем матче он вновь встанет в строй и сможет внести лепту в явно наметившийся перелом. Однако тотчас после финальной сирены произошли события, перечеркнувшие надежды на скорый “хэппи энд” и какую-либо реабилитацию Здено.

Роль 35-летнего ветерана, правда, была в них уже косвенной. Поставить ему в упрек можно разве что создание прецедента, который неосторожно-либерально осудила нерешительная в пресечении грубости федерация. Этот либерализм, вероятно, сыграл не последнюю роль во вспыхнувшем желании гостей внести свой вклад в зарождающуюся моду неформальных разборок с судьями. Не остановил их даже авторитет обслуживавшего поединок Рудольфа Лауффа — одного из лучших арбитров страны, рефери ИИХФ, входившего, к слову, в судейский штаб триумфального для белорусов недавнего чемпионата мира в Осло. Сразу после окончания матча к нему подъехал тот самый Игор Маески и, не стесняясь в выражениях, выразил негодование по поводу необъективного, как ему показалось, судейства финальной части поединка. При этом форвард запросто вторгся в судейскую зону, что строжайше запрещено правилами, и возможно не иначе как с разрешения главного арбитра. Невозмутимый Лауфф немедленно накинул горячему зволенцу еще “червонец” дисциплинарного штрафа. Однако карающий слуга буквы закона через считанные секунды сам стал жертвой, подвергнувшись нападению подкатившего сбоку защитника “Зволена” Мартина Мраза. Молодой игрок с кулаками набросился на рефери и швырнул его в открытую калитку скамейки штрафников. Один из лайнсменов попытался было защитить шефа, однако путь ему преградил другой хоккеист “Зволена” — 29-летний нападающий Петр Кратки, схвативший помощника в охапку. Еще один находившийся неподалеку представитель команды гостей Мартин Бартек подзуживал Мраза: “Давай, Мартин, всыпь ему как следует!” И Мартин оттянулся по полной: на лежащего в проеме Лауффа обрушился град ударов клюшкой… Само собой, утром следующего дня дисциплинарный комитет федерации вынужден был собраться на очередную чрезвычайную летучку. Очевидцы утверждают, что его члены, едва переварившие выходку Цигера, на сей раз пребывали уже в полнейшей растерянности: до сих пор примеров столь жестокого нападения на арбитров в рамках матчей экстралиги в их практике не было. В итоге главный “боец” Мраз был дисквалифицирован на полтора года, в то время как явные соучастники Кратки и Бартек фактически отделались легким испугом — три и один матч дисквалификации соответственно.

Возможно, инцидент стал бы лишь мимолетной новостью для утренних словацких газет, если бы за телетрансляцией драматического поединка с почти трагическим финалом не наблюдал генеральный прокурор Словакии — страстный хоккейный болельщик. По роду службы непримиримый к хулиганству вообще и (уже по роду пристрастий) к хоккейному в частности, он утром следующего дня инициировал полицейское расследование происшествия. На сегодня оно почти завершено, и упомянутому трио реально угрожает перспектива быть обвиненными в злостном и организованном хулиганстве с нанесением телесных повреждений. А это уже тянет не на срок дисквалификации, а просто на срок. Судебные разбирательства над хоккеистами-хулиганами по обе стороны Атлантического океана являются если и не раритетом, то редкостью. Однако в случае доведения уголовного дела до суда впервые перед правосудием предстанет целая тройка. Сложно сказать, на что рассчитывали дебоширы, выкатываясь “на дело” через минуту после финальной сирены. Но ряд факторов указывает на то, что руководствовались они при этом отнюдь не только эмоциями, но и холодным расчетом.

За исключением, возможно, главного “героя” Мартина Мраза, которого, как ни парадоксально, условно можно назвать жертвой произошедшего. Общаясь впоследствии с журналистами, он выглядел бесконечно подавленным, но при этом пытался отвести подозрения от партнеров. Мол, никто его на Лауффа не науськивал, просто взыграли нервы. Последнее, впрочем, выглядит маловероятным, хотя бы из-за очевидной провокации со стороны Бартека, “прикрытия” Краткого и того факта, что в злополучном поединке 23-летний защитник… вообще не выходил на лед, а лишь пребывал в полной амуниции на скамейке запасных. Очевидно, выбирая “орудие возмездия”, партнеры посчитали, что это может послужить ему некоторым оправданием в ходе неминуемого разбирательства в стенах федерации, которое вкупе со связями отца поспособствует спусканию скандала на тормозах. Арбитры же, наученные опытом Лауффа, в дальнейшем будут осторожнее при обслуживании игр с участием “Зволена”.

Душан Мраз — отец молодого защитника — упомянут не случайно. Глава состоятельной фирмы, занимающейся строительством автомагистралей, он до недавнего времени являлся ни много ни мало президентом ХК “Зволен”, а заодно — председателем совета экстралиги, куда входят президенты всех клубов сильнейшего словацкого дивизиона. Однако Мраз- старший не пожелал задействовать административный ресурс (последнее, впрочем, в сложившейся ситуации было абсолютно бессмысленным) и вскоре подал в отставку с обоих постов. “Для меня хоккея больше не существует”, — заявил он при этом в интервью словацким СМИ. Не существует хоккея и для его сына, который теперь рискует надолго оказаться не только за бортиком, но и за решеткой. “Зволен”, одержавший-таки победу в полуфинальной серии со счетом 4:3, в финале уступил “Дукле” из Тренчина. Впрочем, серебром зволенцы могут гордиться недолго: национальная федерация намерена обсудить вопрос о разжаловании оскандалившегося вице-чемпиона и его ссылке из экстралиги в низший дивизион. Это способно стать последним ударом по клубу, который вследствие скандала уже лишился богатого спонсора в лице подавшего в отставку президента. Словаки все- таки не хотят стать родителями очередного хоккейного чуда. На этот раз — чуда вседозволенности и безнаказанности. Не слишком ли много потерь за минуту сомнительного удовольствия по поводу мнимой справедливости?..

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?