НА РАСПУТЬЕ. Владимир Меленчук: вагон энергии
В серии за бронзовые медали динамовцы оказали упорное сопротивление прошлогоднему чемпиону “Гомелю”, заняв в итоге четвертое место. Основную часть турнира у руля команды провел Владимир МЕЛЕНЧУК, сменивший на капитанском мостике словацкого специалиста Юлиуса Шуплера, который еще в ноябре принял заманчивое приглашение ярославского “Локомотива”. Так Меленчук, один из форвардов, с чьим именем связан первый в истории взлет минского “Динамо” начала 80-х до высот высшей лиги чемпионатов СССР, взялся за возрождение славных традиций уже в качестве наставника. Правда, с приставкой “и.о.” он не расстался до финиша сезона. А за два месяца до истечения срока контракта и вовсе был освобожден из стана “бело-голубых”…
— Приглашение на пост главного тренера Бранислава Шайбана не стало сюрпризом. Глава ФХРБ и МВД Владимир Наумов не скрывает своих симпатий к хоккейной Словакии, достижения которой на международной арене в последние годы весьма впечатляют. Поэтому был готов, что “Динамо” снова возглавит специалист из этой страны. Правда, признаюсь, все же рассчитывал, что после довольно удачного дебютного выступления место в команде мне все-таки предложат. Уже занимался проработкой плана межсезонья, когда Александр Белый, менеджер, отвечавший в клубе за комплектование состава, сказал, что руководство в моих услугах больше не нуждается. Немного погодя отставку получил и сам Александр Павлович. В принципе частые кадровые перестановки, особенно в нашей профессии, — нормальное явление. Но все же хотелось бы услышать какие-то объяснения. А так теряюсь в догадках, не обошлось ли без подводных течений…
— Подобные вопросы обычно обсуждаются на традиционных итоговых собраниях, которые проводятся с участием игроков, тренеров и учредителей перед уходом в отпуск…
— Не знаю, почему, но у нас такого собрания не было. Окончание сезона отметили с ребятами загородным выездом на пикник. По-моему, всем понравилось. Вышло не хуже, чем в престижных столичных заведениях. Впрочем, атмосфера в коллективе с момента его создания была очень благожелательной. И впечатления остались самые теплые.
— Владимир Николаевич, давайте оглянемся и вспомним первый год возрожденного “Динамо”…
— Прошлым летом на формирование состава у нас ушло буквально две недели. Если принять во внимание, что к началу июля большинство команд уже завершают основную часть селекционной работы, то нам удалось неплохо укомплектоваться. Разговоры о реанимации “Динамо” велись давно, и многие ребята долго ждали обнадеживающих новостей, тянули с заключением контрактов. Но время шло, а определенности не прибавлялось. Когда же поползли слухи, что в первом сезоне команда заявится только во второй дивизион, все шустренько занялись трудоустройством. Правда, кое-кого смогли перехватить: неподписанными оставались Андрей Мороз из “Химика”-СКА, Денис Тыднюк и Дмитрий Рудак из “Витебска”. Сергей Пигулевский не пришелся ко двору в “Керамине”. Однако его опыт и мастерство оказались востребованы у нас. Ведь в Беларуси традиционный дефицит на центрфорвардов, особенно оборонительного плана. Я сделал ставку на то, что отчисление из лагеря “драконов” заденет его самолюбие. Так и вышло. Сыграл он неярко, но полезно. Схожая ситуация и с Игорем Стефановичем, которому Анатолий Варивончик предлагал укрепить тренерский штаб гродненского “Немана”. Однако в планы искушенного ветерана не входило вешать коньки на гвоздь, и он здорово помог команде, доверившей ему роль капитана.
— Приглашенных игроков нужно было где-то разместить…
— Сбор по ОФП спланировали и провели мы с Сашей Шумидубом. В поисках места пришлось здорово поломать голову. Ведь те же Раубичи и Стайки были уже заняты. Мы даже на Нарочь съездили в разведку. Но необходимых условий в главной белорусской здравнице не было. Выручил Степан Хачатрян. Это его идея расквартировать команду в военном городке в Уручье. Оперативно организовали качественное питание. И пусть номера для проживания там не самые комфортные, для работы было все: тренажерный зал, спортивный манеж с игровой площадкой и беговой дорожкой. Погода не очень способствовала занятиям на открытом воздухе. Пошло навстречу и руководство спорткомплекса, предоставившее услуги в долг — ведь создание клуба находилось на начальной стадии. В общем, потрудились мы плодотворно. Три недели отбомбили. А там и пора выходить на лед подоспела. Прибыл Юлиус Шуплер. Определились с функциями в тренерском штабе, начали просев игроков.
— Насколько удачным оказалось приглашение легионеров?
— Если я в основном шерстил местный рынок, то зарубежный сегмент взял на себя Александр Павлович Белый. Предлагали свои варианты и разные агенты. Но цены на их товар чаще всего были для нас неподъемными. Того же Илью Бякина, скажем, нам сватали. Из поигравших на приличном уровне по карману оказались только Игорь Зеленчев и Илья Сташенков. Всего же прокрутили около двух десятков иностранцев, из которых оставили едва ли половину…
— Они оправдали ожидания?
— В нападающем Зеленчеве нетрудно разглядеть мастера — техничные руки, светлая голова. Но вот скоростных качеств ему явно не хватало. При невысоком росте он предрасположен к полноте, несколько тяжеловат. И если в ходе регулярного сезона еще был “в плюсе”, то в плей-офф откровенно провалился. Фактурный форвард Миша Бутурлин обладает неплохими скоростными качествами, поставленным броском. Но выдавал игру всплесками, периодически впадая в спячку. Отчасти в этом повинно его больное колено, часто беспокоившее на протяжении сезона. Ну и характер у него такой, что постоянно подгонять надо. В отличие от трудолюбивого младшего брата, выступающего в тольяттинской “Ладе”.
— Если брать оборону, то мы ни в ком не ошиблись. Илья Сташенков, Александр Полищук, Константин Чертов, Андрей Петушкин — все они мастеровитые ребята и в регулярном сезоне выглядели надежно. Павел Рыбаков, у которого из-за травмы выпал предыдущий сезон, благодаря старательности и работоспособности быстро подтянул кондиции и стал отменным разрушителем. Чего не хватало задней линии, так это умелого подключения к атакам. И с отъездом Сташенкова (его в ходе сезона переманил “Спутник” из Нижнего Тагила) проблема особенно обострилась. Нападающим помогал только Полищук. А ведь при розыгрышах численного преимущества это качество является очень ценным.
— Чем объясните провальное выступление на юношеском чемпионате мира новополоцкого воспитанника Сергея Колосова? Ведь он уверенно отыграл в основе “Динамо” весь сезон…
— Это для меня загадка. По статистике, у него лучшие показатели в клубе. Впрочем, не удалось ярко проявить себя ни одному игроку юношеской сборной. Даже очень талантливому Сереже Костицыну. Тут, наверное, комплекс причин. Возможно, сказались неправильно спланированная подготовка, недостаточное количество спаррингов перед турниром. Да и сплоченного коллектива, доводилось слышать, в сборной не было. Обилие заокеанских скаутов, ответственность опять же. Все это повлияло на детскую еще, по сути, психику. Да и поколение не самое удачное. Вспоминается юношеский турнир двухлетней давности, проходивший в столичном парке Горького. Тогда ведь эти же ребята из “Юности” от российских сверстников вообще по два десятка шайб отгребали.
— Явно не сработала ставка на Романа Романенко и Дмитрия Башуру…
— Роман явно снизил требовательность к себе. Способности-то у него есть. Расставание с ним инициировал Шуплер. Хотя я бы еще подождал, дал бы ему шанс. Что касается Башуры, то у него были проблемы с голеностопом. Правда, признался он в этом уже после того, как незаладилась игра. Сделали операцию. Но и после нее ничего не изменилось. 26 бросков за 30 матчей для крайнего нападающего — очень низкий показатель активности. Не отрабатывал Дима свою зарплату. Разочаровал и Вася Горбовой. Есть у него стремление сыграть нестандартно, но дисциплина при этом отсутствует. Столько ошибок на ровном месте! Мы много с ним об этом говорили. Если не поймет, не прочувствует ту грань, которая разделяет проявление индивидуальности и работу на команду, то не сможет заиграть даже в Беларуси, не говоря о дальнейшем росте. Не получился сезон и у Рудака. Хотя в начале даже наш лучший бомбардир Степан Пономарев в состав не проходил. Но в итоге к нему и Тыднюку вместо Рудака поставили Мороза, и звено стало одним из самых результативных в высшей лиге, забросив почти половину шайб команды.
— А в чем причина ухода в “Витебск” опытного Андрея Примы?
— Андрей — импульсивный, восприимчивый игрок. А у нас в команде была разработана система денежных штрафов за неоправданные удаления. И когда его наказали, он это болезненно перенес, что в дальнейшем отразилось на взаимоотношениях с Шуплером, который стал все чаще придерживать его на скамейке. Но в прежних-то командах Прима привык быть лидером. В общем, нашла коса на камень. Да и функциональная готовность Андрея оставляла желать лучшего, что не ускользнуло от тренерского глаза. Все-таки польский период карьеры в этом плане не пошел ему на пользу. Хотя в технической оснащенности и хоккейном интеллекте ему не откажешь. Надеюсь, последнее качество поможет ему добиться успехов на тренерском поприще.
— Как работалось в связке с Юлиусом Шуплером?
— Юлиус — грамотный, квалифицированный специалист, коммуникабельный человек. Принципиальных разногласий у нас с ним ни разу не возникало. Разве что у Шумидуба небольшие споры по поводу подготовки вратарей были. Саша ведь в этом вопросе ревностно свою позицию отстаивает. Шуплер же ничем экстраординарным меня не поразил. Мне еще в бытность игроком приходилось выступать под началом выдающихся наставников. Николай Эпштейн чего стоит — один из лучших советских тренеров. Его методики брались за основу последователями. Да и теперь используются ведущими российскими специалистами, которые их модифицируют, учитывая веяния времени. Так что никаких тактических новинок или особенностей построения тренировочного процесса я у своего нового шефа не почерпнул. Разве что словак больше уделял внимания развитию бросковой техники. Ну и достижения прогресса он активнее использует. Эрудицией может похвастаться, обширную базу данных на игроков имеет. Приехал со своим компьютером, с оборудованием для различных тестов, анализов крови. У нас обычно этим командный врач занимается. А что касается компьютера, то во время моей работы в “Полимире” клуб даже видеокамеру не мог купить. Или те же велотренажеры. С ними, кстати, даже здесь, в “Динамо”, проблемы были. Кто-то закупил некачественные. Будто детские. Сразу же вышли из строя, едва ребята на них сели.
Шуплера команда сразу приняла. И искренне сожалела о его уходе в ярославский “Локомотив”. Особенно импонировало парням его чувство юмора. А не хватало Юлиусу, возможно, твердости. Хотя об этом сложно судить после непродолжительного времени. Не исключено, что он просто хотел лучше познакомиться с коллективом.
— Замену Шуплеру на стороне искать не пытались?
— Нет. По крайней мере до Нового года. Команда ведь оборотов при мне не сбавляла. Вот и решили до конца сезона ничего не менять. И хотя оценки своего труда я пока так и не услышал, смею полагать, что результата добился хорошего. Можно было замахнуться и на большее, если бы перед плей-офф укрепились двумя защитниками и центральным нападающим. В полуфинале чемпионата страны “Керамин” выглядел утомленным, зацепить его при условии усиления было вполне реально. Но в любом случае сезоном я доволен. Работать в “Динамо” было интересно и приятно. И чувствую, что в начале лета уже скучаю по хоккею. Жаль только, приложить свою энергию пока некуда…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь