УТРАТА. Жестокая селекция
Возможно, это всего лишь совпадение: несколькими минутами ранее с новым тренером гродненского “Немана” Владимиром Шенько мы обговаривали переезд многоопытного кипера Леонида Фатикова из Гродно в Витебск. Это приобретение витеблян существенно повышало их шансы на пристойные игры в будущем сезоне. Ибо, кроме разменявшего четвертый десяток новичка, имеющего за плечами солидный опыт выступления за национальную сборную, в арсенале северян уже был молодой и, несомненно, талантливый Камович, успевший блеснуть в составе юношеской и молодежной сборных Беларуси. Невероятно, какую неуловимую двусмысленность порой несут в себе глаголы. Начиная со вторничного вечера, для “Витебска” сочетание “уже был” в отношении погибшего голкипера приобрело совершенно иной смысл.
В четверг в новополоцкий Дворец спорта и культуры, на льду которого был воспитан способный вратарь, доставили тело голкипера. Сегодня состоятся похороны. Несмотря на то, что место и время траурных мероприятий стали известны недавно, к гробу Димы пришли многие, пожелавшие отдать ему последние почести. Естественно, среди них были те, кто давно и хорошо знал парня лично. К сожалению, не могу причислить себя к их когорте. Но при этом и у меня с Димой связана почти потусторонняя история. Уже точно не помню, отчего вдруг вздумалось сорваться в предпраздничное 7 марта на ответный матч четвертьфинальной серии чемпионата Беларуси именно в Витебск, где хозяева принимали “Керамин”. Разгром, учиненный аутсайдеру регулярного сезона столичными “драконами” в первом поединке четвертьфинала, обещал предсказуемо-скучное течение решающей игры при почти пустых трибунах. Те же на удивление заполнились довольно бойко, да и первый же период смахнул зевоту и скепсис. Раскрепостившиеся витебляне ринулись в смелую зарубу с будущими вице-чемпионами, которые в итоге едва сумели “отскочить” в овертайме. Отдавая должное старательности хозяев в целом, позволил себе выделить из их рядов очевидного для моего субъективного взгляда героя, посвятив ему отдельный абзац в завершение материала.
Овертайм, как и большая часть основного времени, стал бенефисом Камовича, выручавшего все более выдыхающихся партнеров. И тем обиднее для него стала 76-я минута, когда голкипер не справился с читаемым броском Гусова. Пригнув голову, вратарь пропустил под перекладину шайбу — последнюю для себя в этом чемпионате.
Понятия не имею, почему туда вкралось именно “для себя”, когда логика настаивала на том, что идейный центр повествования — вылетевший из плей-офф “Витебск”. Возможно, это стало всего лишь рядовым звеном в банальной цепи случайностей, из которых состоит жизнь. Но после среды тот напускной трагизм приобрел действительно мистическое звучание — шайба, пропущенная после броска кераминовца Андрея Гусова, стала для Димы последней не только в завершившемся чемпионате, но и в бесконечности будущих.
Не знаю, как с юридической, но с этической точки зрения назвать виновника его смерти сложно. Это точно не безвестный для нас водитель “Жигулей”, на большой скорости столкнувшихся с “Ниссаном”, в котором хоккеисты возвращались из родного для голкипера Новополоцка в Витебск. В отличие от пассажира “копейки”, также вошедшего в скорбный список безвозвратных жертв аварии, ее водитель был доставлен в больницу пусть и с травмами, но в полном сознании. Что, впрочем, не позволило ему внятно объяснить произошедшее: сильнейший стресс вырезал из отчаянно заслонявшегося от смерти мозга те несколько роковых секунд. Единственным вменяемым свидетелем стал случайный велосипедист, который видел, как на 49-м километре трассы “Полоцк — Витебск” японскую иномарку без видимых причин и в условиях прекрасного обзора понесло юзом по мокрому асфальту на встречную полосу…
Назвать виновным капитана дублеров “Витебска” Анатолия Кускова, сидевшего за рулем “Ниссана”, тоже не поворачивается язык. Хотя бы потому, что витеблянин сам сейчас находится в реанимации шумилинской больницы. Кома — это диагноз, но все-таки еще не приговор. Хоккейная история знает примеры, когда стоявшие на грани смерти спортсмены не только возвращались к нормальной жизни, но даже на площадку. Денни Хитли, едва ли не по частям извлеченный из надвое разорванного аварией автомобиля (и тоже потерявший в той мясорубке друга), недавно стал лучшим игроком чемпионата мира в Чехии. Витебские врачи сейчас борются за жизнь Кускова. Но при этом признают, что самое большое чудо может сделать лишь молодой организм хоккеиста. Пусть у него получится, и Толик вернется. Чтобы играть. Теперь — за двоих.
Узнав о трагедии, я не мог не позвонить отцу-наставнику всех современных белорусских голкиперов Александру Шумидубу. Щедрый на радость и скупой в публичных проявлениях горя, на этот раз Александр Николаевич источал скорбь, чувствовавшуюся даже через мембрану мобильника: “Что там говорить? В своем возрасте Димка был однозначно лучшим, другого такого у нас больше нет. Да, бывало, критиковали его за недостаточную работоспособность, требовательность к себе, припугивали через газеты насчет проблем с будущими вызовами в сборную. Но только чтобы не расслаблялся, не останавливался в развитии. Очень на него рассчитывали. И он отзывался: после розыгрыша кубка подходил, обещал хорошо поработать этим летом. Теперь об этом можно говорить только в прошедшем времени…”
Над белорусским хоккейным севером незримо витает какой-то злой автомобильный рок. Несколько лет назад в родном Челябинске в автокатастрофе погиб 18-летний игрок новополоцкого “Химика”-СКА (тогда еще “Полимира”) Ваня Опейкин. Несмотря на юный возраст, тренеры, не стесняясь, пророчили восходящей звезде яркую карьеру, свет которой должен был стать заметным далеко за пределами Беларуси. Готовясь принять белорусское подданство, юркий и техничный форвард уже привлекался в юношескую сборную нашей страны, быстро завоевав в ней заслуженный авторитет. Точно так же, как готовившийся в скором времени составить конкуренцию Мезину и Шабанову Дима Камович.
Говорят, поклонники безвременно ушедших поэтов утешают свое горе тем, что по ту сторону жизни кто-то тоже любит поэзию и призывает к себе лучших. Наверное, в каких-то неведомых нам мирах сверхъестественные силы неравнодушны и к хоккею. И они проводят безошибочную, но жестокую для земного понимания селекцию. Жестокую хотя бы потому, что она оставляет нам лишь опустошающе-скорбный вопрос: почему так рано? Тем более безжалостен он для родителей вратаря, который для нас был одним из очень немногих. Для них же — единственным. Дай бог им сил пережить горе.
P.S. Редакция “ПБ” выражает искренние соболезнования родным и близким покойного, а также руководству, тренерскому штабу и игрокам хоккейного клуба “Витебск” в связи с безвременной гибелью Дмитрия КАМОВИЧА.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь