НХЛ. Война за полпроцента

05:05, 28 октября 2004
svg image
806
svg image
0
image
Хави идет в печали

При этом нельзя сказать, чтобы они жили эдакими отшельниками и, обретаясь большей частью в тени, лишь в случае крайней необходимости подвергались экзекуции вспышками фотокамер. Напротив, люди неопределенной финансовой ориентации присутствуют практически на всех домашних матчах своих команд, собирают пресс-конференции, охотно делятся проблемами и путями их решения. С одним “но” — ни слова о деньгах. Какие-то обрывочные сведения о состоянии их банковских счетов можно почерпнуть только тернистым путем долгокопания в Интернете.

Тайное сообщество

“Чикаго”. Когда дело касается выплаты денежного пособия игрокам, хозяин “черных ястребов” Билл Виртц становится удивительно упрямым. А почему бы и нет, если умение считать каждый цент заложено у него в генах? Его отец Артур не только застал диктаторские времена семейного клана Норрисов, но еще и был не самой последней шестеренкой в империи, контролировавшей четыре из шести клубов, стоявших у истоков НХЛ. Три команды этого квартета финансировались полулегально, и Арт Виртц был эдаким секретным агентом Джима Норриса в “Чикаго”. По разработанному в верховных инстанциях плану, “черные ястребы” служили неофициальным фарм-клубом “Детройта” — главного любимца Норриса-старшего и его единственного легального детища. И хотя в конце концов пронырливый Джим закончил свою “хоккейную карьеру” в тюрьме, Виртц немало почерпнул из сотрудничества со столь одиозной личностью. Единственная более или менее открытая его корпорация, носящая, кстати, незатейливое название “Wirtz Corporation”, некоторое время имела неосторожность входить в список пятисот наиболее процветающих компаний мира (по версии “Forbes”), но уже в 2002 году абсолютно исчезла из поля зрения экономических обозревателей. Неизвестно, то ли продажа ликера перестала приносить былые доходы, то ли Виртц и К° решили временно залечь на дно, дабы не проследовать по пути Норриса. “Чикаго” Билл не разлюбил, хотя чувства, окрашенные в зеленый цвет, особо нежными не назовешь. За последние 43 года “черные ястребы” ни разу не завоевывали Кубок Стэнли — не приходится ожидать улучшений и в будущем.

“Коламбус”. Джон Макконнелл, который купил пришедших в НХЛ в 1997 году “синекурточников”, перевез команду в родной город, хотя наверняка в глубине души тайно подозревал, что провинциальный Коламбус не приспособлен для больших лиг. Сделав карьеру со сталелитейной компанией “Worthington Industries” (рыночная стоимость — 1,5 млрд.), бизнесмен постепенно отошел от главного дела своей жизни, и сейчас суммарная стоимость его акций не превышает 45 млн. долларов. Официально, Макконнелл полностью сконцентрировался на работе в “Коламбусе”, но, поскольку доходов эта команда не способна приносить в принципе, возникает резонный вопрос: откуда деньги? Мнения заокеанских экспертов на сей счет расходятся. Одни считают, что на банковских счетах Джона осела кругленькая сумма за счет продажи акций в прежние годы. Другие убеждены в том, что Макконнелл снимает сливки с другой своей компании, название и сферу деятельности которой расшифровывать не спешит.

“Каролина”. Питер Карманос поймал птицу удачи за хвост с “Compuware”, одним из ведущих разработчиков программного обеспечения. В 1999 году его доля в компании составляла 600 млн. долларов, однако спустя пять лет от этого привлекательного куска пирога остался лишь черствый ломоть в 125 млн. Как ни удивительно, финансовый крах “Compuware” практически не повлиял на материальное благополучие Карманоса. Почему? Его деньги лежат и множатся еще в десятке различных корпораций, к тому же Питер является одним из директоров уже знакомой нам “Worthington Industries”, совладельцем которой значится босс “Коламбуса” Джон Макконнелл! В нынешнем бизнесе Карманоса все так переплетено и запутано, что “подбить бабки” не смогла бы, наверное, даже целая армия независимых экспертов.

“Флорида”. Хозяин “пантер” Алан Коэн, подобно владельцу “Оттавы” Юджину Мельнику, продвигал на американском рынке медпрепараты, однако, хотя принадлежавшая ему компания “Andrx” и выиграла судебное дело против заокеанского гиганта “Biovail”, продавать микстуры от кашля и таблетки от изжоги перестал. От тех славных времен у Коэна осталось 215 млн. долларов, вырученных с продажи своей доли акций — маловато для поддержания на плаву “Флориды”. Ходят слухи, будто Алан основал новую фармакологическую компанию, но точной информации на сей счет нет.

“Миннесота”. Владелец “дикарей” Боб Нэджил прорубил окно в мир больших денег при помощи “Naegele Outdoors” — компании, занимавшейся производством рекламных щитов. Дело было унаследовано им от отца, однако дорожить семейным бизнесом Боб не стал и еще в начале 80-х продал все свои акции за 400 млн. долларов. На часть вырученных средств он приобрел компанию по разработке спортивного инвентаря “Rollerblade”, впоследствии прославившуюся революционным дизайном роллерных коньков, и через год… продал ее за 175 млн. Говорят, примерно столько же у него осталось и поныне, хотя возможно ли это, если, кроме “Миннесоты”, Нэджил является совладельцем ледовой арены “Xcel Energy Center”?

“Финикс”. После того как Стив Эллман узаконил свое партнерство с Уэйном Гретцки, все стало на свои места. В бытность основным владельцем клуба легендарный нападающий НХЛ совершил немало просчетов, а за спиной Эллмана — репутация удачливого торговца недвижимостью и устроителя всевозможных празднеств. Это качество способно вызвать усмешку обывателя, но для людей понимающих — весьма ценное и легко находящее применение на спортивном поприще. Переезд “Финикса” в Глендэйл поначалу также сопровождался скептическими ухмылками, но куда они исчезли, когда на пустом месте выросли роскошные отели, изумительный по красоте культурный центр, комфортабельные клубные офисы? Знания, полученные в “прежней жизни”, пустили симпатичные побеги на новой почве, а заодно настолько смешали оба бизнеса Эллмана, что оценить его нынешний финансовый вес не представляется возможным.

Бедные сестры

Подводя промежуточные итоги экономического мониторинга, который “ПБ” развернул с предыдущего номера, приходим к оптимистичному выводу: больше двух третей НХЛовских клубов (22) ведомы очень обеспеченными людьми. Каждый из них либо уже обладает капиталом в миллиард долларов, либо вот-вот подберется к круглой отметке, либо некогда был на вершине, но, даже спустившись с нее, продолжает твердо стоять на ногах. Еще шесть команд, несмотря на видимое отсутствие амбиций у их руководителей, также способны нормально функционировать. И только две дружины имеют основания сетовать на судьбу, позабывшую одарить их толковыми хозяевами.

“Питтсбург”. Марио Лемье сплотил вокруг себя друзей и сторонников, чтобы спасти “пингвинов” от банкротства и сберечь команду для Пенсильвании, — честь и хвала, хотя это только одна сторона медали. Смысл оборотной заключается в том, что “Питтсбург” задолжал своему капитану 25 млн. долларов, и едва ли не единственным выходом для нищенствующего клуба было переоформить эти несуществующие в природе деньги в 35 процентов акций. Естественно, для одного из лучших нападающих в истории сильнейшей лиги планеты особой выгоды в приобретении предприятия, несущего одни убытки и ввязавшегося в долгострой новой арены, не было, но как истинный патриот Супер-Марио не мог не отплатить добром за все то, что сделал для него “Питтсбург”. Точно подсчитать капитал Лемье трудно, поскольку, помимо денег, заработанных на хоккее, он наверняка имел и кое-какие рекламные контракты. Но, учитывая, что за долгую и успешную карьеру в НХЛ он получил около 60 млн. долларов, можно предположить: суммарное состояние Марио не превышает 100 млн. “зеленых”. С такими деньгами даже бедствующий “Питтсбург” на плаву не удержишь — вероятно, за широкой спиной талантливого нападающего и начинающего хозяина скрываются теневые инвесторы, некоторые из них, возможно, даже вхожи в клуб миллиардеров…

“Эдмонтон”. После того как Питер Поклингтон, по существу, разграбил славную династию “нефтяников” (пытаясь хоть как-то компенсировать финансовые просчеты в других областях своей коммерческой деятельности, он поочередно распродал ярчайших звезд клуба, начиная с легендарного Уэйна Гретцки), возмущенная общественность провинции Альберта вынудила его продать команду. В результате “Эдмонтон” перешел в руки 38 (!) локальных инвесторов средней руки. Принцип “С миру по нитке — нищему рубашка” и по сей день является определяющим для “нефтяников”. А попытки пролить свет на финансовое положение его хозяев способны повергнуть в шок даже видавших виды журналистов. Судите сами: из девяти инвесторов, имеющих по 5 и более процентов акций, в экономических кругах Альберты более или менее известны только двое — один является исполнительным директором компании по производству гаражных дверей, но не имеет средств выкупить ее, другой до недавнего времени заправлял делами “Skyreach Equipment”, однако фирма обанкротилась и пошла с молотка за смехотворные деньги. Что же говорить о других владельцах, в числе которых глава фирмы по прокату автомобилей и писатель-юморист местного значения?! Если взглянуть правде в глаза, то “Эдмонтон” содержат не бизнесмены, а наиболее преданные болельщики команды, которым небезразлична ее судьба и которые готовы отдать все, что у них есть, дабы продлить агонию “Ойлерз” еще на несколько лет.

Итак, две действительно нуждающиеся дружины лиги принадлежат хоккеисту и группе болельщиков. Однако финансовые кризисы “Питтсбурга” и “Эдмонтона” связаны не столько с ростом зарплат игроков, сколько с неспособностью этих команд построить ледовые арены. При новых владельцах жизнь “пингвинов” и “нефтяников” не стала хуже, чем была на момент продажи, однако и заметных глазу улучшений в ближайшей перспективе не просматривается.

Тем не менее война, объявленная владельцами клубов Ассоциации игроков НХЛ, обретает, по меньшей мере, странный подтекст. Если личный капитал хозяев двух третей клубов лиги составляет примерно 65 млрд. долларов, то есть ли смысл не щадя сезона бороться за понижение суммарных годовых доходов хоккеистов с 1,365 млрд. до 930 млн. долларов? Если локаут — это холодная война с призовым фондом 435 млн. или 0,6 процента состояния людей, ее инициировавших, то какой в ней вообще прок? Овчинка не стоит выделки, и, наверное, правы те скептики, которые с самого начала не сомневались, что нынешняя война НХЛовских боссов с профсоюзными лидерами ничего общего с экономикой не имеет. Локаут — дело принципа.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?