ТАКОЙ ХОККЕЙ. Зуд мудрости

09:23, 19 ноября 2004
svg image
863
svg image
0
image
Хави идет в печали

Мы спешим. В конце минувшей зимы торопились хоронить ВЕХЛ. Внешне все выглядело благопристойно: Беларусь просто заявила о законном праве на самоопределение. Правда, прекрасно понимая, что с нашим уходом турнир обречен на гибель, как обречен на нее любой организм, лишившийся скелета. Обоснование спешки было квелым — оккупация белорусскими клубами всего пьедестала чемпионата ВЕХЛ-2003/04. Считать это немедленным поводом для замыкания в своей скорлупе можно было, только напрочь забыв поговорку о другом признаке класса — стабильности. Но мы спешили уйти, а значит, рисковали. Нас спасли. Причем спасателями стали именно те, кого сегодня принято считать спасенными, — украинцы и латыши. Да, на выручку нам они пришли поневоле. И прибалты, и уж тем более наши южные соседи пока вынуждены пестовать своих немногочисленных (в случае с Украиной — и вовсе единственного) хоккейных кукушат, подкидывая их в чужие гнезда. Учуяв направление ветра, они мигом сориентировались, попросившись в белорусский чемпионат. Тем самым выручили себя, но заодно и нас. Хотя бы избавили от скучного полугодового выявления девятого лишнего, которому было бы суждено остаться за пределами восьмерки плей-офф. Практика последних лет показывает, что таковой вполне мог определиться еще до новогодних праздников и январские и февральские туры национального чемпионата опреснились бы окончательно. Вместо этого мы имеем турнир, солидный и по количеству участников, и по уровню игры. Плюс (в кои-то веки) ритмичный календарь с четкими игровыми и межтуровыми циклами. Что ж, возможно, уже для этого Восточноевропейской лигой и стоило пожертвовать. Впрочем, бросая первый ком земли в могилу канувшего в Лету турнира, ФХРБ едва ли предполагала столь удачное развитие событий. В отличие от предсказуемых в той ситуации украинцев предположить реакцию явно обидевшихся на белорусский демарш прибалтов в начале февраля было невозможно.

Так или иначе, но “февральская революция” ко всеобщему удовольствию закончилась хеппи-эндом. Правда, непонятный зуд скоро подвиг нас на новые перевороты. Заказывая заупокойную по взрослому чемпионату ВЕХЛ, руководство белорусской федерации однозначно заявляло о необходимости сохранения юношеских турниров. Это казалось вполне логичным. Пусть местами искусственно (а где-то и явно натянуто), но нашей стране за последние пять лет удалось сколотить почти десяток взрослых профессиональных команд, условно годных к автономному чемпионату. В детско-юношеском же хоккее ситуация не столь оптимистична. Хотя бы потому, что законы комплектования команд в нем принципиально иные. Они не предусматривают широкомасштабный завоз исполнителей из-за бугра, ставя во главу угла воспитание с нуля собственных талантов. С этим все еще туго, ибо те же пять лет назад в Беларуси более или менее нормально функционировали лишь четыре хоккейные школы: две в Минске и по одной в Гродно и Новополоцке. И еще несколько сезонов приток свежей белорусской крови во взрослый хоккей будет главным образом из этих точек. Пока не подрастут питомцы, родившиеся в начале 90-х: первые воспитанники новых СДЮШОР Могилева, Гомеля, Бреста или получившего, наконец, искусственный лед Витебска. Да и то ожидать скорого массового появления новых Ковалевых едва ли приходится. Часто в построенных дворцах юные хоккеисты находятся на птичьих правах. Они вынуждены переодеваться в фойе, делить тренировочный лед на две команды одновременно, а то и просто сосуществовать на нем с фигуристами или сверстниками, постигающими азы шорт-трека. Причем подобный нонсенс характерен не только для школ, отсчитывающих первые годы своей истории, но и для новополоцкой кузни талантов. Если же прибавить к этому стоимость обучения и экипировки, далеко не всегда подъемную для родительских кошельков, белорусское хоккейное будущее и вовсе вызывает опасения.

В подобной ситуации августовский разворот ФХРБ на 180 градусов в вопросе о юношеских турнирах ВЕХЛ выглядел как минимум странным. За считанные дни до старта первого этапа соревнований старшей возрастной группы в Харькове из Минска пришло уведомление о решении белорусов отказаться от участия. Обоснование было также небесспорным — нежелание нести финансовые затраты на переезды команд и нецелесообразность долгих отлучек из дома школяров, которым, помимо хоккейных предметов, нужно постигать еще и общеобразовательные. Уже первые месяцы национального первенства, в котором замкнулись юные белорусы, опровергли оба тезиса. Шестикруговое первенство едва ли уменьшает километраж разъездов и не способствует школьной успеваемости. Тем более что для витеблян или новополочан визит в Ригу был бы не более утомительным, чем выезд в Брест. И пользы от него было бы больше.

Можно допустить, что отказ от участия в чемпионате ВЕХЛ старшей возрастной группы (на уровне юношеских сборных) компенсируется самостоятельным подбором спарринг-партнеров. Недавно вот команда Петра Богуницкого вернулась из белокаменной, проведя там два спарринга с московским “Динамо-2”. Хотя давно доказано, что спарринг менее ценен, чем любой турнир с календарем и целью, не ограничивающейся выигрышем одного поединка. В декабре намечен визит на родину коуча в Словакию. В феврале — в Чехию. Потом — апрельский чемпионат мира 18-леток, где нашим предстоит бороться за возвращение прописки в элите, позорно утерянной в родных стенах полгода назад. Есть мнение, что конфуз случился в том числе и вследствие варения в бульоне юношеского ВЕХЛ, где белорусы регулярно обставляли Латвию, Украину и Польшу. Подтвердить или опровергнуть его может только время. Очень хочется, чтобы оно доказало правильность августовского отказа от гарантированного ВЕХЛовского минимума.

Но если здесь разночтения еще возможны, то в случае с более молодыми талантами отказ от совместного с соседями мужания смахивает на авантюру. Во-первых, белорусские детские команды в турнирах ВЕХЛ отнюдь не выглядели абсолютными фаворитами — в двух-трех возрастах, как правило, первенствовали соперники из соседних государств. Во-вторых, в нашей стране сейчас есть лишь три команды 88-го года рождения, 89-го — на одну больше. Вследствие этого чемпионат для упомянутых возрастных групп пришлось сделать общим. Чтобы понять, сколь важную роль играет год в юношеском хоккее, достаточно сравнить сборные Беларуси 85-го и 86-го годов. Это все равно что сводить в одном бою быка и теленка — зрелище сомнительное, а крови даже слишком.

Мы торопимся, не снисходя даже до того, чтобы взять пример с соседей. При всех проблемах у них можно поучиться взвешенности и рассудительности. Те же латыши не стесняются заявлять, что участие “Риги-2000” и “Металургса” в ОЧБ необходимо им лишь на ближайшие четыре-пять сезонов. Потом подрастет молодежь, появятся новые профессиональные команды, и благодарные прибалты сделают нам ручкой. Пока же они понимают — еще рано. А мы продолжаем лететь по своему особому пути на нами же рассчитанных скоростях. Конечно, у нас тоже есть стратегия. Само собой, она предусматривает грамотный подход. Но какой-то непонятный зуд постоянно заставляет нас казаться мудрее, совершеннее и самостоятельнее, нежели мы есть на самом деле.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?