ПОЛНМИКА. Две стороны одной дудки

09:26, 17 декабря 2004
svg image
822
svg image
0

О роли федерации

Сегодня деятельность ФХР, ее структура и устройство стали тормозом в развитии хоккея. Напрашивается резкое слово — болото. Это не оскорбление и не упрек работникам федерации. Среди них много профессиональных, сопереживающих людей. Но, на мой взгляд, Стеблин к числу реформаторов не относится. Судя по его ответам, в сложившейся ситуации виноваты все, кроме федерации и ее президента. А основной пафос высказываний направлен на противостояние с председателем Госкомспорта Фетисовым. Поскольку президент ФХР руководствуется одним принципом — “против кого дружим?”

Что происходит сегодня в нашем хоккее? Донорами являются клубы в лице своих владельцев и учредителей. Именно на их деньги содержатся детские школы, клубы, дворцы спорта. Они формируют хоккейный рынок и работают с болельщиками. Клубы — основа основ и отправная точка развития хоккейного хозяйства. Но они же не имеют реальных рычагов власти! Значит, надо перевернуть пирамиду. Ведь сегодня у нас наверху нищее, благородное собрание единомышленников с непонятными учредителями. Ни один клуб не является учредителем ФХР! На очередном съезде мы опять будем голосовать за стратегические решения под диктовку людей, имеющих весьма отдаленное отношение к реальным проблемам. Груз этих решений ляжет через ПХЛ на плечи все тех же клубных хозяев. Абсурд? Безусловно. Люди, которые ни копейки не вкладывают в российский хоккей, диктуют правила игры профессионалам хоккейного бизнеса. Неоднократно на коллегиях ПХЛ поднимались вопросы взаимоотношений федерации и ПХЛ: мол, нельзя сидеть на двух стульях, нельзя подписывать учредительный договор, где с одной стороны подпись Александра Яковлевича Стеблина, а с другой — Стеблина Александра Яковлевича. Давайте хотя бы с этого начнем перестройку. Никто не отнимает у федерации права на стратегическое руководство российским хоккеем. Но давайте цивилизованно выстроим наше сотрудничество.

О клубах и сборной

На недавнем заседании коллегии суперлиги было предложено два новых варианта договора между ФХР и ПХЛ. Вариант ФХР: клубы, помимо всех своих многомиллионных расходов, должны платить еще и за содержание сборных команд — 500 тысяч долларов в год. С чего вдруг? Мы кому-то чем-то обязаны или что-то должны? Объясните, Александр Яковлевич. Президент ФХР утверждает, что федерации нужно 3 миллиона долларов в год. Возникает вопрос: куда, на какие цели эти деньги пойдут? Кто будет за них отчитываться? Отчет, что обед для хоккеиста стоит не три рубля, а семь, нам не нужен. Нужен результат. Мы говорим, что у нас плохая ситуация со сборной, в нее не рвутся ни игроки, ни тренеры. Но кто туда пойдет? То у сборных тренировочной базы нет, то страховку нечем платить. А позорная тренерская чехарда, когда мы не можем найти главного тренера сборной?! Или вот история спартаковская. Когда за два дня до начала “Кубка Карьялы” нашего штатного работника Владимира Плющева выдергивают в сборную без ведома клуба. Как бы вы, Александр Яковлевич, отнеслись к тому, если бы ваш подчиненный уехал, не поставив вас в известность? Оказывается, были праздники, и поэтому ФХР не могла оповестить руководство “Спартака”…

О деньгах

Сегодня очевидно финансовое неравенство клубов суперлиги. Есть клубы-гиганты. И все остальные. Как выразился Стеблин, бюджет в восемь миллионов долларов против тридцати не пляшет. Но кто такой принцип неравенства заложил? В НХЛ есть четко продуманная система драфтов — распределение талантливых игроков по разным командам, независимо от бюджета. Мы же постоянно занимаемся демагогией: мол, нужно ужесточить лимит на легионеров, чтобы продвигать свою молодежь, и так далее. Справедливо, с одной стороны. Но есть и другая. Сегодняшний рынок перегрет. Рано или поздно он лопнет после банкротств клубов. Это фактически произошло уже в благополучной НХЛ. Мы этого хотим дождаться? Когда эта тема обсуждается на коллегии ПХЛ с участием руководителей федерации, кроме общей констатации и посыпания головы пеплом, ничего не происходит. Хотя все понимают: единственный выход — привести рынок в соответствие: цена — качество. Как? Цену сбить нельзя, только когда спрос превышает предложение. А у нас ведь даже на 16 команд суперлиги не хватает исполнителей хорошего уровня. Это признают тренеры, признают руководители клубов, сама федерация. Очень большой отток за океан. И пока есть лимит на легионеров, российские игроки среднего класса, их агенты будут диктовать свои условия и завышать цены. Есть ли выход? Да. Ни для кого не секрет, что контракты хоккеистов в Европе существенно ниже, чем в России. При том, что уровень чехов, финнов, словаков, шведов и даже швейцарцев выше или как минимум такой же. Так давайте работать с этим рынком. Никто не будет покупать среднего российского игрока по заоблачной цене, когда есть возможность пригласить лучшего иностранца за меньшие деньги. Чем не один из выходов из положения? Но чтобы его увидеть, надо честно сказать: введенный лимит на легионеров не оправдал себя.

И еще. Вы говорите: восемь против тридцати не пляшут. Но ведь еще как пляшут. Сегодняшние “Молот”, “Сибирь”, или тот же “Спартак” часто бьются на равных с теми, чьи финансовые возможности просто несопоставимы. Бывает, конечно, проигрываем. Но в равной борьбе, в одну-две шайбы. Да, было, уступили 0:7. Однако если сопоставить финансовые условия, то по идее 90 процентов матчей должны заканчиваться с таким счетом. Этого же не происходит! Получается, дело не только в деньгах. Это к вопросу о том, кто против кого пляшет и кто с кем плясать не может.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?