Владимир МАКСИМОВ: за державу обидно
Человек он неординарный и сложный. Однако трудно переоценить его заслуги перед российским гандболом. Под его началом российская сборная выиграла олимпийское золото Сиднея, а еще раньше — два титула чемпиона мира и один — Европы. Правда, после сиднейского триумфа дела команды явно пошли на спад. Год назад россияне оказались лишь шестыми на чемпионате мира во Франции, недавний чемпионат Европы в Швеции завершили пятыми. В желание Максимова пространно рассуждать о причинах собственных проколов верилось с трудом. Но, вопреки ожиданиям, час телефонного общения оказался весьма продуктивным.
— Владимир Салманович, российская пресса сильно бичевала вас за пятое место на чемпионате Европы?
— Нет, хотя практически все признали наше выступление неудачным.
— И вы в том числе?
— И я. Хотите спросить о причинах? Пожалуйста. Дело в том, что приезжающие в сборную легионеры должны усиливать команду, а они этого не делают. За примерами далеко ходить не надо — вспомните хоккейный турнир в Солт-Лейк-Сити. Ведь уровни российской и белорусской команд несопоставимы, тем не менее ваши парни сенсационно обыграли шведов, которые и вовсе выше на голову, а наши — не смогли повалить США. Да, мастерства российским звездам из НХЛ не занимать, но для победы на таких турнирах этого недостаточно. Нужно нечто большее, а именно — желание победить. Вот его-то нашим профессионалам не хватает. Менталитет не позволяет людям достичь желаемого результата. И не только в хоккей сейчас научились играть многие: в гандболе, баскетболе, футболе та же ситуация. Класс выравнивается. Сегодня ты чемпион, а завтра — аутсайдер.
— Проблема только в этом?
— Нет, конечно. Это лишь одна из причин. Та почва, из которой произрастают все остальные проблемы. Перед чемпионатом Европы я столкнулся со слабой физической подготовкой многих прибывших в команду легионеров. И если в прежние времена мы имели возможность проводить по три-четыре сбора в году, сыграться, подтянуть кондиции, а затем на топ-турнире всех разнести влет, то теперь этого нет. Спортсмены, уехавшие на зарубежные хлеба, стали профессионалами по зарплате, но не по духу. Те же многолетние лидеры сборной Швеции: Висландер, Олссон, Левгрен —исполняют партию первых скрипок и в клубах. Воспитанные в духе капитализма, они знают себе цену. Это — настоящие профи. Наши звезды — нет. Стоит им достичь каких-нибудь громких успехов: выиграть Олимпийские игры или чемпионат мира — они гаснут. Считают нагрузки, которые им предлагают в зарубежных клубах, достаточными и дальше просто не растут, не прогрессируют. В силу характера они не могут переступить через себя и дальше работать через силу. Забывают те советы и труд, что вложили в них на родине. А на Западе их с удовольствием эксплуатируют, выжимают гандболистов, как лимоны, и выбрасывают.
— Но таковы законы жанра. Кто платит, тот заказывает музыку…
— Хреновая это музыка. Парней просто губят. Взять того же Васю Кудинова — сверходаренного полусреднего, поигравшего еще в сборной СССР. Не для кого сейчас не секрет, что спортсменам дают всевозможные препараты, в том числе и гормональные. Василия давно беспокоила травма задней поверхности бедра, а его в Германии пичкали разными лекарствами и говорили: играй. А надо было делать операцию. Он когда ко мне на сбор приехал, у него на поврежденном месте такая яма образовалась — кулак входил. И это не единственный случай варварского отношения к российским гандболистам. Вот Игорь Лавров прибыл на сбор к чемпионату Европы с болями в ноге. В клубе сделали снимок, посмотрели и сказали: «Играй дальше, все в порядке». Наученный горьким опытом, я распорядился сделать повторный снимок. И что вы думаете? Нарост на берцовой кости, который вредит голеностопу. Нужна операция, а его накачивали обезболивающими, пока мог играть. Вымотали до предела, а теперь продали. Клуб говорит «надо» — парни бодро отвечают «есть!». Лидер сборной России Олег Кулешов, выступающий за «Магдебург», и Иван Чугай, который играет дома, имели одинаковые повреждения. Первый не может восстановиться до сих пор, а наш Ваня прыгает, как кузнечик. Выше, чем раньше.
— В вашей сборной нет конфронтации между звездами «из-за бугра» и «россиянами»?
— Абсолютно никаких! Отношения нормальные, старшие даже по-отечески опекают младших по рангу. Однако это не мешает некоторым звездам свысока относиться к своим обязанностям. Ту же сборную Дании, ничья с которой на чемпионате Европы стала для нашей команды ключевой, в преддверии турнира мы без особого труда обыграли с разницей в шесть мячей. С таким настроением и вышли на стартовый матч чемпионата: шапками соперников закидывать. А когда получили отпор, сбились на индивидуальную игру.
— Некоторые российские СМИ в своих лучших традициях списали пролет мимо полуфинала на невезение и нехороших шведов, которые договорились с датчанами не пустить Россию к медалям…
— Глупости. Мы сами виноваты в своих бедах, недоработали. Шведы ведь тоже не дураки. Зачем им в полуфинале серьезный конкурент в борьбе за золото?
— Судя по вашему настроению, многие игроки этого созыва в сборную России больше вызываться не будут?
— Вы же понимаете, что на уровне фамилий я вам такую информацию не дам — прежде всего, из этических соображений. Но вы правы: трех-четырех гандболистов, игравших на чемпионате Европы, вы в команде больше не увидите. И это известные люди, выступающие за хорошие европейские клубы. Не хотят играть — пусть их греют ранее завоеванные медали. На июньские матчи плей-офф против Литвы за право выступить на чемпионате мира выставлю во многом обновленную сборную.
— А не опасаетесь прогореть на недооценке соперника? Белорусско-шведский хоккейный пример перед глазами…
— Надо уважать любого оппонента. Признаться, Литовцев я немного побаиваюсь. Но надеюсь собрать о них полную информацию. И рассчитываю на помощь Спартака Мироновича. Надеюсь, он не откажет в предоставлении информации. Кстати, вы не в курсе, сохранились у Спартака Петровича видеозаписи этих игр?
— Они есть в видеоархиве нашей редакции. Если вас это заинтересует…
— Большое спасибо, буду весьма признателен.
— Продолжая тему сборной России, не могу не поинтересоваться судьбой Александра Тучкина — не чужого для белорусских болельщиков человека.
— Я постоянно приглашаю Сашу в сборную. И убежден, что поступаю верно. После тяжелой травмы Тучкин должен был завязывать с гандболом, многие поставили крест на его карьере. Но он не сломался, а начал лепить себя заново. Саша проанализировал, кем он был в молодости, чего мог добиться. И понял, что сейчас он — совсем не тот, кем мог бы стать. Образно говоря — у него ни кола ни двора. Зато появилась новая семья, еще один ребенок. Думаю, вы наслышаны о его проблемах и пагубных пристрастиях. Я долго уговаривал Сашу вернуться играть в Россию. И, кажется, своего добился. Здесь мне будет проще помочь ему в преодолении трудностей. Если все будет хорошо, а я в это верю, то после окончания карьеры найду ему работу, которую захочет. Ведь это ужасно, когда великих спортсменов, столько сделавших для своей страны, попросту выкидывают за борт.
— Есть еще гандболисты, которых вы собираетесь вернуть на родину?
— Да, но их имена называть не стану. Скажу лишь, что это известные игроки.
— А не проще заняться молодежью? Выдернуть таланты из клубов Беларуси, Украины, натаскать их немного, оформить российское гражданство — и в путь, к олимпийским вершинам.
— Это было бы неправильно. Я не хочу портить отношения со специалистами, которых давно знаю давно, дружбой с которыми дорожу. Хотя не стану скрывать, что мне звонят тренеры из Беларуси — позвольте не называть фамилии — и предлагают своих ребят. И прекрасно при этом понимают, что в случае моей заинтересованности для вашей страны они будут потеряны. Но я в такие игры не играю.
— Ну хорошо, от белорусов вы отказываетесь по этическим соображением. А почему не заберете в свой клуб, сильнейший в России, того же Растворцева — восходящую звезду из Воронежа?
— Я со всей ответственностью заявляю, что приложу все усилия, чтобы не один гандболист из России не уехал. Что касается Растворцева, то он останется в воронежской «Энергии» до тех пор, пока клуб сможет удовлетворять его материальные запросы. Как только Алексей соберется за рубеж, я переманю его к себе.
— В ЦСКА? Откуда в армии такие деньги?
— Гандбольного ЦСКА больше нет. Его правопреемник — клуб «Чеховские Медведи».
— Вот так новость! Вы потеряли хорошую крышу…
— Мы ничего не потеряли — с армейским руководством у меня остались самые добрые отношения. Зато много чего приобрели. Губернатор Московской области Борис Громов, который, кстати, сам играл в гандбол, предложил нашей команде переехать в город Чехов, что в 50 километрах от Москвы. Там возводится суперсовременный игровой зал. Сдать под ключ его должны в сентябре. Не должно быть вопросов и с финансированием команды — игроки будут получать не меньше, чем в ведущих западных командах. А то у нас так получается: мы алмаз добываем, делаем огранку, а западные дельцы его в перстнях носят.
— Это одна из причин, по которой вы стойко сохраняете возрастной ценз при отъезде российских гандболистов за границу? Попахивает нарушением прав человека…
— Это единственное верное в наших условиях решение. Гандболист должен уезжать в западный клуб сформировавшимся игроком. До 25 лет делать это ь рано. Пускай попашут, потерпят, сделают себе имя, не получая сразу больших денег. Для своей же пользы. Ведь и алмаз до огранки имеет небольшую ценность, зато потом… Таких мастеров, как ваш Спартак Миронович, наши клубные тренеры, в мире немного. Так пусть молодежь этим пользуется.
— Бытует мнение, что вы явно запоздали с вливание молодой крови в сборную России.
— Так могут рассуждать только дилетанты. Это лишь со стороны кажется, что если Россия выиграла все молодежные топ-соревнования — все у нас зашибись. Взять для примера астраханского вундеркинда Сашу Горбатикова, признанного летом лучшим игроком юниорского чемпионата мира. В «молодежке» он играет на левом краю, а в «Лукойле-Динамо» — в розыгрыше. В национальной команде на этих позициях у меня Эдик Кокшаров, Игорь Лавров, Олег Кулешов. Куда я их дену? Я слежу за молодежью, и многих уже ввел в главную команду. И этот процесс будет продолжаться.
— Рады за мировой триумф женской сборной России?
— Неимоверно. Девушки давно должны были достичь такого успеха, но им не хватало хорошего наставника. С приходом в сборную Евгения Трефилова, с которым мы одно время успешно сотрудничали в мужской сборной, дела пошли в гору. До него каждый тренер делал упор на представительниц своего клуба, а Трефилов в корне изменил политику. Из двух равноценных кандидаток на место в команде он отдавал предпочтение игроку не из своей «Лады». И этим завоевал доверие девчонок. Опорой сборной стали ветераны: Света Богданова и Рая Вераксо, раскрылись Татьяна Дядечко, прекрасная талантливая молодежь. Отсюда и результат.
— А как вы относитесь к идее реставрации чемпионата СССР в образе Профессиональной гандбольной лиги? Ведь вы входите в шестерку ее учредителей.
— Я двумя руками за такие соревнования. Но что касается нынешней ПГЛ, то мне кажется, что она немножко неверно подготовлена. Очень много недоработок, которые надо исключить.
— Подскажите.
— Должен быть жесткий регламент. Обязательно привлечение к соревнованиям прессы и телевидения, строгий и продуманный календарь. Надо. Чтобы игры лиги не проводилась в одни сроки с соревнованиями по более популярным видами спорта. Если в городе будут футбольные, хоккейные матчи — большинство болельщиков отправятся туда. Надо обязать клубы выставлять только сильнейшие составы, а не превращать соревнования в пародию. Более серьезно следует подойти к экономическим вопросам. Для этого необходимо каждый тур проводить под эгидой местных властных структур. Ну, например, в Беларуси это мог бы быть Кубок президента, в России — Кубки губернаторов. Тогда и призовые деньги будут другими. И судейство, конечно, должно быть более профессиональным.
— Но генеральный директор лиги Александр Шипенко старается все эти вопросы решить…
— И делает большое дело. В принципе я готов принять более действенное участие в этом проекте.
— «Чеховские Медведи» планируют участвовать в ПГЛ?
— Поживем — увидим. Если удастся решить все те вопросы, что я обозначил, то почему бы и нет?
— Каковы сегодня ваши отношения со Спартаком Мироновичем?
— Очень уважаю этого человека, невероятно много сделавшего как для белорусского, так и для советского гандбола. Это гениальный тренер.
— У нас Спартака Петровича часто спрашивают, почему он не уехал работать за границу. Позвольте задать такой же вопрос и вам.
— А что Миронович отвечает?
— Ну, хотелось бы сначала послушать ваш ответ…
— У меня действительно хватает выгодных зарубежных предложений. Но я всегда стремился поднять сначала советский, потом российский гандбол на самые высокие позиции. И вслух об этом говорил. Поэтому бросить все и уехать было бы предательством. Я много работал с молодежью, и готовил резерв для национальной сборной СССР. Потом случился конфликт с Анатолием Евтушенко, в котором считаю себя правым, и я ушел. Без ложной скромности скажу, что тот возраст с которым работал не я, оказался провальным. Поэтому вернулся в сборную, уже к Мироновичу. Понимаете, мне за державу обидно.
— Приблизительно то же говорит и Спартак Петрович.
— Значит, у нас по-прежнему много общего…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь