ЭКСКЛЮЗИВ ОТ ЗНАМЕНИТОСТИ. Лино Червар: больше мысли!

15:03, 19 февраля 2003
svg image
2249
svg image
0
image
Хави идет в печали

Эксклюзивные интервью с наставниками новоиспеченных чемпионов мира вошли у “ПБ” в традицию. Мы не стали ей изменять, благо у намеченной телефонной беседы был важный подтекст — ведь именно “озолотившихся” хорватов жребий определил в соперники сборной Беларуси в уже скором июньском плей-офф чемпионата Европы-2004.

Это чудо не объяснишь

— Господин Червар, искренне поздравляем. Но, как нам кажется, вы и сами не ожидали подобного успеха.

— Конечно, не ожидал. Хотя всегда считал себя тренером с амбициями. Думаю, золото досталось нам заслуженно. У нас молодая, очень талантливая команда, и она показала динамичный, привлекательный гандбол.

— Как, к слову, чемпионов встретили на родине?

— О, замечательно! В день прилета сборной из Португалии на улицы Загреба вышло сто тысяч человек. Творилось что-то невообразимое. Ребята стали настоящими национальными героями! Я тоже почувствовал, что такое популярность. За последние недели раздал множество интервью. Впрочем, не скажу, что это меня сильно напрягает. Так что готов ответить и на все ваши вопросы.

— Год назад хорваты провалились на чемпионате Европы, став последними, 16-ми. Чем объясните феномен чудесного преображения сборной?

— Я занял свой теперешний пост лишь прошлым летом и потому не могу точно сказать, в чем причина того фиаско. В команде был другой тренер, я же, придя в сборную на смену Йосипу Милковичу, сделал ставку на молодежь. Знал, что у нас хватает талантов, и надо было просто дать им раскрыть свои способности. Пытался сделать тренировки оригинальными. По моему твердому убеждению, гандболисты не должны быть статичными. Больше импровизации, мысли, оригинальности — вот мое кредо. Сразу же уменьшил на тренировках количество упражнений, развивающих атлетизм. Совсем без них, естественно, не обойтись. Но у нас, к примеру, даже нет человека, специально отвечающего за физическую подготовку, как в других командах. Порадовало, что игроки с энтузиазмом отнеслись ко всем моим новшествам. Но, конечно, то, что мы стали первыми — настоящее чудо. Сам не могу толком его объяснить.

А начинали с автогола…

— Однако нынешнее первенство началось для вас с поражения от сборной Аргентины. Как команда пережила его эмоционально?

— То была глупая осечка. Своего рода автогол. Игроки сами виноваты — не боролись как следует, не соблюдали игровую дисциплину. Короче говоря, совершенно не выполнили установку. До этого я тренировал сборную уже полгода, и еще ни разу под моим руководством она не выступала так бездарно. Это была настоящая катастрофа. Поэтому на следующий день после обеда мы провели экстренное собрание. Спокойно высказал ребятам претензии, ясно дал им понять, что с такой игрой нам ничего не светит. Попросил более серьезно отнестись к делу. Что ж, судя по другим матчам, они к моим словам прислушались.

— Следующий поединок, с откровенно слабой сборной Саудовской Аравии, помог встряхнуть команду?

— Да, в той игре был достигнут определенный прогресс. Кроме собственно результата, меня порадовали действия игроков. Что- то уже получалось. Соперник, правда, был и впрямь не самый серьезный, но в любом случае победа придала нам уверенности. А дальше все складывалось как нельзя лучше…

— В матче с россиянами, как показалось, вам немного повезло…

— Не согласен. Мы были сильнее на протяжении всего игрового времени и победили по праву. То же самое можно сказать про встречи предварительного раунда с Венгрией и Францией и особенно — про матчи основного раунда против Египта и Дании.

— Полуфинал со сборной Испании складывался для вас нелегко. Однако, проигрывая на 41-й минуте со счетом 15:20, ваши питомцы не опустили руки и через десять минут уже вели — 22:20…

— Да, начало той встречи было откровенно неудачным. Сказалось, возможно, то, что по какой-то причине организаторы запретили до игры провести тренировку на лиссабонской арене. Мы остались недовольны подобным отношением. В первом тайме явно не хватало концентрации. Молодости ведь вообще свойственна нестабильность. Но я, несмотря ни на что, верил, что все у нас получится. Поддерживал ребят словами. И они продемонстрировали настоящий характер.

— Тем не менее, ведя за две с половиной минуты до финальной сирены 26:23, вы позволили испанцам сравнять счет и перевести игру в овертайм…

— Все та же нестабильность… Но команда опять проявила силу воли, вернула концентрацию. Мы продолжали бороться и в дополнительное время вырвали победу. Прекрасно, что молодые игроки обладают такими закаленными характерами и не сдаются в тяжелых ситуациях.

Немцев мы перехитрили

— А какие воспоминания остались о финале? Кстати, вы были рады, что играть в решающем поединке довелось с немцами, а не с французами?

— Германия или Франция — мне было все равно. “Трехцветных” уже побеждали на групповой стадии, почему было не сделать то же самое в финале? Ну а коль довелось сразиться с немцами — отчего же не одолеть их? Так мы тогда рассуждали. Игрокам очень хотелось победить Германию: эта сборная по праву считается одной из сильнейших в мире. Финал удался нам прежде всего с точки зрения тактического противоборства. Весь первый тайм применяли характерную для нас защитную расстановку 3-2-1. Немцы наверняка ожидали, что и после перерыва будем играть по этой схеме. Однако мы перестроились на 6-0, что явилось для соперников неприятным сюрпризом. Им стало все труднее преодолевать нашу оборону. Короче, мы оказались хитрее.

— Кстати, а почему вы обычно играете именно 3-2-1?

— Схема нравится мне своей оригинальностью. Я ведь говорил, что не люблю стандарты. Считаю, мы должны не копировать кого-то, а идти своим путем. А то слишком многие сборные подражают грандам — тем же французам или шведам. Зачем нужны эти клоны? Мне кажется, защита 3-2-1 наилучшим образом соответствует хорватскому менталитету, подходит для нашей молодежи. Она позволяет добиться оптимального взаимодействия между атакой и обороной. А это самое важное.

Интуиция, знаете ли…

— Коснемся персоналий: кто из подопечных вас больше всего порадовал?

— Для меня главное — это не наличие ярких звезд, а командный дух, взаимодействие гандболистов. Если этого нет, то сложно добиться настоящего результата. А хорошо выглядели многие — Шола, Джомба, Балич, Лачкович… Могу назвать и другие фамилии.

— Почему в решающих играх вы доверили место в воротах Владо Шоле, а не считавшемуся основным голкипером Вальтеру Матошевичу?

— У меня просто было предчувствие, что Владо сыграет хорошо. Интуиция, знаете ли, тоже должна быть присуща тренеру. Что ж, она меня не подвела: Шола проявил себя молодцом. Но и к Матошевичу претензий нет.

— А как удалось мобилизовать “отыгранного” ветерана Славко Голужу? Всплеск его результативности в полуфинале во многом предопределил вашу победу.

— В первых матчах турнира я нередко оставлял нашего капитана на скамейке запасных. Тот все подходил и спрашивал, почему он мало играет. На что я отвечал: “Ты опытный, хороший гандболист. Жди — твой час еще пробьет”. Действительно, у меня было чувство, что Голужа покажет себя во всей красе. В полуфинале так и вышло. Славко очень хотел доказать, что его время еще не ушло. Ведь он один из тех, кто ковал золото на Олимпиаде в Атланте. Кроме него, из той славной команды в нынешнем составе остались только Матошевич и Божидар Йович.

Скорость превыше всего

— Какие сборные на чемпионате мира понравились вам больше всех? Кто, напротив, разочаровал?

— Что касается симпатий, то здесь все просто. Думаю, мы, немцы и французы абсолютно справедливо оккупировали пьедестал почета. И еще понравилась Дания. До матчей с россиянами и с нами скандинавы выглядели очень хорошо. Но мы их переиграли. А кто огорчил?.. В первую очередь югославы. У них вроде бы замечательный подбор игроков, но команда почему-то выступила неудачно. Даже не берусь объяснить причины. Еще разочаровали шведы. У них в составе тоже много звезд. Но, наверное, сказалось то, что многие из них достигли критического ветеранского возраста. Видимо, Бенгту Юханссону надо активнее вводить в состав молодежь. Шведский гандбол всегда был богат на таланты.

— Какой след, по-вашему, оставит прошедший чемпионат мира в истории гандбола?

— Он еще раз подтвердил, что в современном гандболе очень важна скорость. Без этого компонента нынче успеха не добьешься. Большинство сборных действуют очень быстро. Но не только. Повторюсь, для меня имеет большое значение, чтобы гандболисты на площадке мыслили, а не просто перемещались туда-сюда. Запрограммированность — это то, с чем надо бороться. В ведущих командах игроки выделяются и своим универсализмом. То есть каждый может действовать не на одной, а на двух-трех позициях. А то, что мы победили, считаю, пойдет на пользу всему мировому гандболу. Потому что у нас молодая сборная. Кто выигрывал топ-турниры в последние годы? Россия, Швеция. А это команды, делающие ставку на ветеранов. Нам же удалось внести в игру свежую струю.

В Загребе — наездами

— Для вас это первый столь крупный успех в роли тренера. Расскажите о себе подробнее.

— Нет вопросов. Родился 22 сентября 1950 года. В качестве игрока особых успехов, к сожалению, не добился. Выступал за клуб “Умаг” в третьем дивизионе чемпионата тогдашней союзной Югославии. Уже в то время любил импровизацию, старался думать на площадке. Однако физических кондиций мне явно не хватало, и наш тренер все время говорил, что приличный гандболист из меня не получится. Если честно, подобные слова задевали, и я решил ему доказать, что смогу, в таком случае, стать хорошим наставником. Рано закончил карьеру и чуть позже сам принял “Умаг”. Тогда клуб играл в четвертой лиге — я за четыре года вывел его в элиту! Это было в 80-х годах, и наше восхождение стало настоящей сенсацией в югославском гандболе. Ведь команда представляла крошечный город с населением 4 тысячи!

Что и говорить, интересные были времена. А потом я уехал в Италию. Благо итальянским с детства владею как родным. Возглавлял сборную этой страны, затем клуб из Прато. Одно время возвращался на родину, в “Бадель” из Загреба. Но потом вновь перебрался на Апеннины. Прошлым летом тренировал не только сборную Хорватии, но и “Конверсано”. Так что живу в Италии, а в Загребе бываю лишь наездами. Никаких проблем это не доставляет — хорватская федерация создала мне прекрасные условия. И нынче продолжу работу с национальной командой. А вот останусь ли в “Конверсано”, не знаю. Подождем до лета, посмотрим.

Белорусы избрали наш путь

— В июне хорватской сборной предстоят поединки плей-офф с командой Беларуси…

— У белорусского гандбола давние традиции. Но я плохо представляю, что за сборная у вас сейчас. Надо будет вплотную заняться ее изучением. Шансы? В процентном отношении судить не возьмусь. Но все же, поскольку мы чемпионы мира, в дуэли с белорусами мы фавориты. Логично?

— Кого-то из игроков белорусской сборной назовете?

— Знаю Михаила Якимовича. Но ведь он уже не выступает за национальную команду, верно? Еще Геннадий Халепо. Хотя, слышал, у него возникли какие-то проблемы в Германии — можете рассказать?.. Но это все ветераны, а, насколько мне известно, сейчас у вас взят курс на омоложение. Думаю, это правильно. Идете, можно сказать, нашим путем. Правда, из нового поколения белорусов никого по фамилиям не назову. Думаю, это талантливые ребята. А с кем Беларусь играла в групповом квалификационном турнире?

— С Норвегией, Румынией и Люксембургом. Заняла второе место, уступив в обоих матчах норвежцам.

— А сколько вы им проиграли?

— Шесть мячей — в Минске, восемь — в Норвегии.

— Это многовато… Но все равно, думаю, у вас крепкая команда. Расслабляться нам ни в коем случае нельзя. А то получится, как в матче с Аргентиной.

— До встреч с белорусами планируете какие-нибудь спарринги? Может, будете участвовать в каких-то турнирах?

— Конечно. Но пока это лишь планы, конкретных договоренностей ни с кем нет. Будем заниматься этими вопросами в ближайшее время.

— Продолжите ли курс на омоложение? Возможно, кто-то из ветеранов расстанется с командой уже к июню?

— Безусловно, будем и дальше вводить в состав молодых. Но и все опытные игроки должны остаться. По крайней мере пока никто расставаться со сборной не спешит. Очень хочется попасть на чемпионат Европы-2004 — это наша первоочередная цель. Ну и, если одолеем белорусов, обязательно постараемся как можно лучше выступить на площадках соседней Словении. А там уже и до Олимпиады в Афинах рукой подать…

— В июне мы непременно побеспокоим вас перед визитом в Минск.

— Нет проблем. Поговорим еще.

ВСЕ МУЖСКИЕ ГАНДБОЛЬНЫЕ ЧЕМПИОНАТЫ МИРА

ГОД СТРАНА ЧИСЛО КОМАНД ПРИЗЕРЫ
1938 Германия 4 Германия, Австрия, Швеция
1954 Швеция 6 Швеция, ФРГ, ЧССР
1958 ГДР 16 Швеция, ЧССР, Германия (объед.)
1961 ФРГ 12 Румыния, ЧССР, Швеция
1964 ЧССР 16 Румыния, Швеция,ЧССР
1967 Швеция 16 ЧССР, Дания, Румыния
1970 Франция 16 Румыния, ГДР, Югославия
1974 ГДР 16 Румыния, ГДР, Югославия

1978 Дания 16 ФРГ, СССР, ГДР
1982 ФРГ 16 СССР, Югославия, Польша
1986 Швейцария 16 Югославия, Венгрия, ГДР
1990 Чехословакия 16 Швеция, СССР, Румыния
1993 Швеция 16 Россия, Франция, Швеция
1995 Исландия 24 Франция, Хорватия, Швеция
1997 Япония 24 Россия, Швеция, Франция
1999 Египет 24 Швеция, Россия, Югославия
2001 Франция 24 Франция, Швеция, Югославия
2003 Португалия 24 Хорватия, Германия, Франция
Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?