ПОРТРЕТ. Взлет Сокола
Однако спорт знает немало примеров превращения гадких утят в прекрасных птиц. И хотя в жизни Игоря был период, когда его кроссовки уже болтались на пресловутом гвозде, Сокол взлетел. Минувший сезон, проведенный им в брестском клубе имени Мешкова, по сути, и раскрыл истинный потенциал 27-летнего вратаря.
— Постигать азы гандбола тебе пришлось в далеко не школярском возрасте…
— Это точно. К сожалению и стыду, уже не помню фамилию и имя тренера, который пришел к нам в школу отбирать тех, кто повыше, в гандбольную секцию. Мне было около 16 лет. До этого занимался футболом, биатлоном. Но поскольку с ростом у меня все было в порядке, откликнулся на предложение сменить вид спорта. Врать не стану: поначалу занятия в группе республиканской школы олимпийского резерва не слишком понравились. На первой же тренировке меня почему-то сразу определили в ворота. Естественно, с ходу талантом никого не поразил. И разочаровался в гандболе, посчитал, что это не мое. А спустя какое-то время случайно встретил в троллейбусе того самого тренера, который проводил у нас в школе отбор. И он буквально уломал меня возобновить тренировки. Потихоньку втянулся. Прошел в РСДЮШОР через тренерские руки прекрасных специалистов: Николая Короткого, Владимира Азова, Семена Лахненко, во время учебы в столичном РУОРе тренировался у Виктора Косинского и Василия Павленко.
— Потом дошла очередь и до уроков Мироновича?
— У Спартака Петровича, в минском СКА, я провел немало лет. Это, без сомнения, великий тренер. И не мне рассказывать, сколько сделал он во благо нашего гандбола. Под его началом добивался всех своих значимых достижений и я. Это многолетние победы в чемпионате страны, выигрыш чемпионата мира среди военнослужащих, пляжные успехи — золото мира и бронза Европы.
— Достижения серьезные. Но ведь не из-за пресыщения успехами гандболист Соколовский предпринял в позапрошлом году попытку с большим спортом завязать?
— СКА тогда здорово омолодился. Не скажу, что в то время я совсем перестал получать от гандбола удовлетворение — моральное и материальное. Желание оставаться в спорте не прошло, но не удавалось его в должной степени реализовать, не было стимулов к профессиональному росту. Тогда и встал ребром вопрос: оставаться в гандболе или попробовать себя в чем-то другом? Выбрал второе.
— Что, если не секрет?
— Ничего постыдного нет в любом труде. Особенно когда надо кормить семью. В финансовом смысле жизнь меня тогда прилично прижала. Ну и решил заняться автоперегоном — благо в автомобилях разбираюсь неплохо. Впрочем, моя автоэпопея продлилась недолго, потому что совершенно неожиданно возник вариант продолжить гандбольную карьеру в Бресте.
— Неожиданно — это как?
— Историю о том, как накануне прошлого сезона братья Мешковы задумали создать в родном городе солидный конкурентоспособный клуб, ваша газета уже рассказывала. Материальная база, которой идея была подкреплена, позволяла приглашать хороших игроков из белорусских команд. В Брест потянулись мои бывшие партнеры по СКА. Они и посоветовали мне присоединиться к команде. Я к тому времени успел соскучиться по гандболу. Подумал: а почему бы и нет? И когда в одном из рейдов пересек границу через Варшавский мост, завернул в Брест. Познакомился с руководителями клуба. Условия, которые они предложили, меня вполне устроили. Так в команде и остался.
— Насколько значим для тебя материальный фактор?
— Он, скажем так, немаловажен. Наш БГК по белорусским меркам прочно стоит на ногах. Все обещания, данные игрокам, выполняются. И пока меня все устраивает.
— Освоился на новом месте быстро?
— Более чем. Со многими ребятами давно знаком по совместным выступлениям за СКА и сборную. Среди них есть хорошие друзья. Во всех смыслах удачно влились в команду и легионеры-украинцы. Брест — прекрасный, уютный город, особенно летом. Живу в квартире, предоставленной клубом. К новому месту привык. Но все же, не буду скрывать, по родному Минску иногда скучаю.
— Семья интересуется твоими спортивными успехами?
— Брат с племянником часто бывают на играх. Родные и знакомые не пропускают телетрансляций, а потом обязательно звонят и поздравляют, когда есть с чем. Супруге Римме очень нравится, что я профессионально занимаюсь спортом. Кстати, в браке с ней мы два года, хотя знакомы уже довольно давно — семь лет.
— Представляю, как ты огорчил своих близких, когда вместе с партнерами в весенней суперфинальной серии уступил чемпионство “Аркатрону”.
— Даже не знаю, в чем причина той досадной осечки. Ведь по ходу сезона мы смотрелись как минимум не слабее. Разве что начинали чемпионат с натугой. А затем набрали завидные обороты, лидировали. Однако невозможно пройти всю турнирную дистанцию ровно. Обидно, но некоторый спад в нашей игре пришелся на ключевые поединки. Возможно, не хватило равноценных замен, длины скамейки…
— Как бы там ни было, твоя игра стала откровением для многих специалистов и болельщиков. Сезон получился едва ли не звездным.
— Ну, это громко сказано… Удачным — да. А звездные сезоны у меня, надеюсь, впереди. Тем более что золота не взяли. Теперь вот жаждем реванша.
— За ним, похоже, дело не станет. Нынче БГК с такой легкостью расправляется с конкурентами, что в жизнеспособность “золотой” интриги верят лишь чрезмерные оптимисты.
— В межсезонье мы в отличие от ключевых соперников основательно укрепились, поэтому и прибавили. Почти все ребята прошли в гандболе огонь и воду. Но уверен, что в финальной четверке проходных матчей не будет. Не сомневаюсь в готовности “Аркатрона”, СКА и СКАФа сражаться с нами достойно. К тому же в ноябре на нашу команду обрушилась эпидемия травм.
— Кстати, и ответную встречу Кубка ЕГФ против венгерского “Дьера”, и весь последний тур чемпионата ты играл без сменщика — травмированного Николая Гальмака. Отсутствие прямого конкурента в споре за место в составе придает уверенности или, напротив, осложняет жизнь?
— Во-первых, каждому из нас не привыкать отрабатывать за двоих. Летом, когда мне вырезали аппендикс, на туре Профессиональной лиги в Алуште играл один Коля. Во-вторых, я считаю его не конкурентом, а партнером. На площадку должен выходить тот, кто лучше готов в конкретный день и час. Коле сделали операцию на локтевом суставе, и он уже набирает форму. С надежным напарником всегда легче. У меня и в сборной с Андреем Крайновым и Лешей Жуком не только рабочие, но и дружеские отношения.
— А кто у нас сегодня, на твой взгляд, “вратарь страны”?
— В равной степени все, кого я назвал.
— Игорь Соколовский тоже?
— Насколько могу, стараюсь соответствовать уровню этих ребят. Но это не так-то просто. В прошлом сезоне получалось многое, а вот удержать ту форму оказалось проблемой. После аппендицита былых кондиций пока не набрал.
— Согласен с популярным у игровиков афоризмом: вратарь — полкоманды?
— В принципе да. Если голкипер поймал кураж — это действительно пятьдесят процентов командного успеха. Но очень многое зависит и от надежности защитников. Когда оборона систематически вынуждает соперников атаковать из неудобных позиций, это значительно облегчает жизнь вратарю. А самое неприятное — пропускать необязательные, “свои” мячи. Ощущение, что подводишь команду — мощнейший психологический пресс. Бывает, на страже ворот лежит и половина вины за поражение.
— За что чаще всего приходится “проглатывать” упреки от одноклубников?
— За эти самые “свои” мячи. Например, влетающие в ближний угол, за который должен железно отвечать.
— Из своего опыта помню, насколько важны для гандболиста удачные дебютные действия. На голкиперов тоже распространяется “закон первого броска”?
— Есть такое. Стоит в стартовые минуты вытянуть парочку мячей, как появляется уверенность. Когда соперники неудачными атаками хорошенько разомнут вратаря, пробить его становится крайне сложно.
— Поделишься фирменными секретами вратарского мастерства?
— У каждого вратаря свои хитрости. У меня секрет один, он простой: надо угадать оптимальную позицию и раскрыться в момент броска — не раньше и не позже. Реакция вроде бы позволяет. Ну и, разумеется, немалое значение имеет интуиция. Она дается от природы.
— У тебя, скажем так, нетипичная вратарская стойка — с низко поставленным корпусом, со своеобразной “ловушкой” у лица. Наверное, у Александра Миневского подсмотрел?
— Отчасти. Но вариантов стоек есть много. Признаюсь, что до сих пор нахожусь в творческом поиске наиболее эффективной для меня.
— А кого из вратарей можешь назвать своими учителями?
— Когда начинал в СКА, здорово помогали Ваня Гарбар и Игорь Папруга — работали с нами после тренировок, ставили технику. Помню игру Анатолия Галузы, Миневского. Еще не подозревая, что свяжу судьбу с гандболом, не раз видел их в деле. Правда, тогда на меня куда более грандиозное впечатление производили Каршакевич и Шароваров. Они забрасывали из углов такие умопомрачительные голы, что дух захватывало.
— Да уж, теперешние угловые безнадежно тупиковых ситуаций для игроков твоего амплуа не создают. У нас чуть ли не дефицит толковых крайних.
— Ну почему же? А Ваня Бровко? А Максим Каршакевич? Этот парень еще поднаберется опыта и, думаю, напомнит знаменитого отца.
— Кто из бомбардиров доставляет тебе наибольшие неприятности?
— Есть люди, с которыми надо постоянно держать ухо востро. Выделю Сергея Горбока, выступающего сейчас в Украине, и Андрея Барвиюка, которому желаю побыстрее вернуться в строй после операции. Нестандартные по исполнению, хлесткие броски этих полусредних ставили в тупик не только меня. В чемпионате Беларуси непросто справиться с атаками армейца Ильи Митковца, очень хороший опорный бросок у Вадима Лисицы из СКАФа. Однако оговорюсь: сложности сложностями, а играть против таких хитрых снайперов все-таки необычайно интересно — никогда не знаешь, что за штуку они выкинут в очередной дуэли. Только в таких единоборствах повышается мастерство.
— Не могу не спросить о потаенных мечтах. Наверняка они связаны с выступлением где-нибудь за границей?
— Испытать себя в сильном зарубежном клубе мечтает любой гандболист. Я не исключение. Но, чтобы удостоиться заманчивого предложения, нужно непременно проявить себя на международном уровне. Например, в сборной. Мало того что представлять страну в форме национальной команды — огромная честь, так это еще и возможность постоянно быть на виду. Другой неплохой шанс засветиться — еврокубки.
— В этом плане дебют БГК в Кубке ЕГФ складывается успешно. Как, кстати, расцениваешь выбор жребия в третьем круге?
— Информация об “Ольборге” из Дании пока нулевая. Но об авторитете датского гандбола распространяться нет нужды. Да и не может в 1/8 финала быть слабаков. Впрочем, от планов миновать этот барьер не отказываемся, хотя задачу-минимум — пройти два круга — уже выполнили. Если продемонстрируем свою лучшую игру, все будет нормально. Многое решится в домашнем матче в Минске. И мы очень надеемся на поддержку столичных болельщиков. В нервном поединке с венгерским “Дьером” они нам очень помогли.
— Спортсмены — люди, подверженные стрессам. Им надо уметь расслабляться, снимать напряжение. Какие способы релаксации предпочитаешь?
— Их много: книги, кино, общение с друзьями… Что касается так называемых нарушений режима, отвечу так: в игроках моего поколения еще не выветрилась советская закалка. В том же СКА пренебрежение режимными параграфами всегда каралось жестоко, и мы до сих пор это учитываем. Это в западных клубах разрешено многое: пей, кури, но и отрабатывай на все сто. А лично я вредными привычками не обременен. Разве что по праздникам могу позволить себе немного алкоголя.
— Как коротаешь часы досуга?
— Повторюсь: я заядлый автолюбитель, поэтому регулярно штудирую прессу на эту тему. Художественная литература мне тоже не чужда, особенно если в книге присутствует философское начало. Музыку слушаю самую разную — от классики до рока. Стараюсь не пропускать громкие кинопремьеры. Интересуюсь футболом, слежу за игрой белорусских сборных и команд из бывшего СССР. Из зарубежных клубов болею за “Реал” и “Арсенал”, где играет мой любимец Анри.
— С таким кругом интересов не заскучаешь и на пенсии.
— Ну, на покой я не тороплюсь. Вон Павел Сукосян и Андрей Лавров в воротах до седин и лысин допылили. Другое дело, что спортивную карьеру может перечеркнуть травма, не дай бог, конечно. Поэтому на всякий пожарный держу в голове планы, касающиеся будущей, неспортивной деятельности. Но о них, чтобы не сглазить, говорить не стану. Сегодня я — гандболист. И надеюсь оставаться им еще долго.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь