ЧЕ. ПОСЛЕСЛОВИЕ. Спартак Миронович: чего не было, того нет

09:22, 1 февраля 2005
svg image
1890
svg image
0
image
Хави идет в печали

31 декабря набрал номер телефона Спартака МИРОНОВИЧА и в придачу к традиционным праздничным напутствиям пожелал прожить год так, чтобы сломать традицию и встретить 2006-й в заботах посерьезнее нынешних. Например, о швейцарском финале чемпионата Европы. Ожидал услышать что-нибудь в духе остужающей сентенции о соотношении желаний и возможностей. Но ответ получился вполне сдержанным, без выдаваемых интонацией шутливых нот: “И тебе того же”. Знать, и главного тренера сборной достали эти неизменные январские начала с нуля! Впрочем, в тот день на его столе еще лежал очередной “чистый лист” — с календарем январской сессии и незаполненной турнирной таблицей. Сегодня в ней не осталось пустых граф. Место белорусов — второе вслед за венграми, но тоже проходное. А в планах — подготовка к очередному июньскому нокаут-раунду против еще не названного соперника.

— Два года назад сборная обнадежила: вышла в плей-офф, там достойно сражалась с чемпионами мира хорватами. В прошлом году случился провал. Теперь вновь нормальный результат. Вы задавались вопросом о причинах такой парадоксальной последовательности?

— Не задавался. Потому что они мне ясны. В прошлом году мы пропустили вперед итальянцев, в этом — нет. Какая из двух итальянских команд была сильнее? Трудно сказать. Зато совершенно точно, что на этот раз сильнее и собраннее были мы. Хотя, полетай мы все ночь перед решающим матчем на самолетах в этом году, а не в прошлом, все могло завершиться с точностью до наоборот. По-прежнему уверен, что не случись тогда ЧП по дороге в Австрию, мы и год назад решили бы задачу. Но понятно, что в этом году у нас была немного другая команда. С возвращением Сергея Горбока она стала мощнее и агрессивнее в атаке. А с двухметровым Мишей Усачевым появилась возможность делать что-то основательное в защите. Ведь год назад мы могли защищаться только очень активно, с налетом авантюры. Потому что никто, кроме Макса Нехайчика, не мог толком поставить блок. Остальное изменилось мало: те же игроки, те же тренеры, почти такая же нормальная обстановка.

— А наше место в гандбольной системе координат?

— Оно тоже не изменилось. Думаю, у нас есть команда, способная преподнести какой-то разовый сюрприз. Но для достижения стабильно высоких результатов силенок еще не хватит.

— Был ли возможен сюрприз, на который вы намекнули, во встречах недавней квалификации с венграми?

— В принципе да. Если бы первый матч проводили не у них. Если бы перед ним больше потренировались вместе. Если бы не пришлось уточнять наши возможности и степень готовности некоторых ребят в условиях игры против самого сложного из соперников по группе. В Дабаш не поехали Курчев и Синяк, которые прибыли в сборную буквально в день отъезда. Может быть, играй они, выглядели бы лучше. Венгры оказались не так сильны, как на Олимпиаде. С ними можно было сражаться. Но то, о чем мы говорим, — палка о двух концах. Потому что, если бы Венгрия стояла в нашем календаре второй, тогда все эти проблемы перенеслись бы на встречи с Италией. И тогда, возможно, после них действительно надо было бы кровь из носу забирать очки у фаворитов. Так что будем считать, что все получилось удачно.

— Ничейный матч против итальянцев отнесете к разряду недоделок, недоработок?

— Студенту перед экзаменом всегда не хватает пары часов. Так и нам порой не хватает для победы одного действия, одной комбинации. Но, говоря объективно, мы не настолько сильнее итальянцев, чтобы планировать обязательный выигрыш у них в гостях. Только дилетант может рассуждать так: раз в Минске выиграли десяток мячей, там тоже должно быть нечто подобное. Дома мы почти половину голов провели в контратаках или после “быстрого центра”. В Италии такого повториться не могло. А в позиционном нападении мы сыграли плохо. Но несомненный плюс в том, что команда там дралась и выстояла. За это ей надо сказать спасибо. Та ничья, конечно, была победой. Она во многом определила исход квалификации.

— Такие скоротечные и напряженные турниры — всегда экзамен в смысле организации подготовки, точности комплектования…

— Предновогодний сбор провели без нескольких легионеров. Когда они появились, пришлось ставить их на ключевые позиции и получать ответы на важные вопросы уже по ходу официальных матчей. Это минус. Но даже та работа, что мы проделали в неполном составе, была важна. Оправдала себя и декабрьская поездка в Запорожье на спарринги с украинцами. Посмотрели многих кандидатов, почувствовали вкус настоящего гандбола. Это были совсем не те игры, что в чемпионате страны. Что-то “нарисовали” и в защите, и в нападении. Увидели, к примеру, как плохо двигается без мяча Горбок, как заигрывается Ваня Бровко. И уже понимали, какие нужны корректировки. Не все удалось, однако важные знания получили. Хотя не обошлось и без некоторой дезинформации. Вторую игру против украинцев очень результативно провел Титов. А потом, когда в расчете на такие же действия выпускали Виталия против венгров, он ничего сделать не смог…

Что касается тренировочного процесса в ходе самого турнира, думаю, он был организован на том уровне, который возможен, когда проводишь за две с половиной недели шесть матчей, три из которых — на выезде. Конечно, тренировок не хватало. И тем не менее не думаю, что мы что-то недоделали.

— В прошлом году сборная лепилась при кадровом дефиците. На этот раз выбор кандидатов был как никогда богат. Вы столкнулись с необходимостью оставлять кого-то вне игры. Усик, Галушко, Титов, Соколовский… Не беспокоит, что ребята уехали с царапинами на душе? Это не осложнит ваши отношения в будущем?

— Конечно, хотелось сыграть всем. Тот же Леша Усик так здорово тренировался! Но поставили его в Венгрии — растерялся. Наши основные игроки — взрослые люди. У меня не осталось ощущений, что кто-то обиделся, не понял того или иного нашего решения. Важно, что все они принимались после совета с командой.

— Мы упомянули о важности появления в команде Михаила Усачева. То, что он на семь лет выпал из поля зрения тренеров сборной, вы не ставите сегодня себе в упрек?

— Мы пригласили Мишу, когда увидели, что его можно использовать в защите, где дела у нас были не просто плохи, а очень плохи. Сегодня, даже если Усачев играет слабо, в сборной ему едва ли найдется равноценная замена. Второй тайм домашней игры против киприотов, когда поставили в центр обороны Громыко, Островского и Курчева, это наглядно показал. Не берусь судить, мог ли заинтересовать нас Миша раньше. Мы ведь помним его по сборной середины 90-х. Потом он исчез, выступал в слабых клубах Германии, Швейцарии, Австрии. Думаю, прошлогоднее появление в Бресте было для него переходом на качественно новый виток карьеры. Сыграв в Лиге чемпионов, он сполна использовал шанс напомнить о себе.

— Многие удивились, когда вы вновь включили в команду Андрея Синяка.

— Он сам вызвался сыграть в этом цикле. У нас был разговор во время августовской поездки СКА в Германию. Андрей тогда неплохо сыграл. Сказал, что постарается помочь сборной. К нему и впрямь не было претензий по части поведения и работы. Считаю, его физическое состояние требованиям сборной вполне соответствует. Но настораживает психологическая неуравновешенность. На таких игроков опасно полагаться в трудные моменты. Вспомни, как он вышел в концовке матча в Италии при “плюс 1”, когда, еще не коснувшись мяча, умудрился получить штраф за неспортивное поведение. Это хорошо, что почти следом удалили итальянца. Воспитывать, рассказывать опытному человеку, что он мог натворить? Даже неудобно. Андрей сам должен все понимать.

— Удачу в квалификации подкрепляют ощущения хоть каких-то позитивных перемен в нашем гандбольном хозяйстве?

— Ощущения здесь ни при чем. Ситуация совершенно простая: чего у нас не было год назад, того нет и теперь. Как не было поддержки вида на государственном, законодательном уровне, так и нет. Как лежал в чьем-то столе проект реконструкции под нужды гандбола манежа в Уручье, так и лежит. Результат, о котором мы говорим, достигнут на ровном месте. И надо быть довольными, что в таких условиях мы хоть кого-то заставляем с собой считаться.

— А разве не прогрессирует понемногу наш национальный чемпионат?

— Как он может прогрессировать? Совершенствование возможно при стабильных составах команд. А у нас даже в Бресте все постоянно меняется. Или взять “Аркатрон” прошлогодний и нынешний: половина новых ребят, совсем юных. В нашем СКА тоже большое пополнение из юниоров. Относительное постоянство только в “Виктории-Регии”. Чтобы оценить уровень турнира, надо посмотреть на графу “Возраст” в заявках. И как только видишь, что в командах по полсостава 86-го года рождения и моложе, сразу понимаешь, что это за чемпионат.

— И все же появление в нем брестского клуба имени Мешкова — фактор весьма существенный. Как вы его оцениваете?

— Двояко. Первое: нашлись люди, которые могут обеспечить клубу материальное положение на уровне российской суперлиги. Это здорово. Второе: их мечта немедленно выйти в мировые лидеры — это, конечно, иллюзия и заблуждение. Третье: для достижения второго избирается самый простой путь — приобретение готовых игроков со стороны. А хороших готовых мастеров не отдадут ни Россия, ни Украина. В лучшем случае приглашаются вторые-третьи номера. В чемпионате Беларуси на фоне наших юношей они выглядят действительно неплохо. Брестчане еще долго будут бессменными чемпионами. Вот только кое-кто из белорусов, которые совсем недавно были кандидатами в сборную, сели там на скамейку и на этом, боюсь, закончат карьеру… Слышал, что сейчас в Бресте корректируют стратегический курс: хотят стать ближе к нуждам федерации, повернуться к сборной, сделать у себя ее базовый клуб, вернуть на родину легионеров. Это то, за что я ратовал давно, отличный выход из нашего положения. Играли бы за БГК Бровко, Горбок, Громыко — этого уже достаточно! Так с помощью брестского клуба мы сможем пережить смутные времена.

— А в чем видите перспективы вашего СКА?

— Работать на перспективу. У нас и сейчас есть несколько интересных молодых ребят, которых важно довести до уровня сборной. В Уручье неплохие условия для учебно-тренировочного процесса. Нужно заинтересовать парней, чтобы они хотели по-настоящему заиграть, не стремились уехать в средние клубы, скажем, Украины.

— Заинтересовать уговорами?

— Не только. Хотя убеждать человека, что через несколько лет хороших тренировок он будет намного дороже, чем сейчас, тоже надо. Ну и, конечно, нужна забота не только клуба, но и федерации, и общественности, и города, и страны. Однако это больной вопрос.

— Уже загадали, кого хотите в соперники по июньскому плей-офф?

— Что толку? Неделю назад ты прочил нам греков. А они на чемпионате мира вон что вытворяют! Уж лучше французы…

— Уже сверстали планы подготовки?

— Не было времени. Пока только интервью раздаю. Но есть пожелание ребят — хотя бы десять дней перед матчами потренироваться вместе. Пройти небольшой этап индивидуальной скоростно-силовой и физической подготовки, поработать над тактикой.

— Параллельно с нами к плей-офф будут готовиться соседи: поляки, украинцы, литовцы…

— Да, это хорошие варианты спаррингов. Уже разговаривал на эту тему с Вальдемарасом Новицким. Но еще лучше провести полноценный турнир. За приглашениями, уверен, дело не станет. Жаль, они будут из стран, куда автобусом сборную не повезешь…

— На что рассчитываете в июньском плей-офф?

— Умом-то понимаешь, что пройти сложно. А сердце ведь не хочет это принимать! Оно хочет выиграть. Поэтому, даже если нам достанется кто-то из грандов, будем думать, решать, что делать. А потом все равно соберемся и попрем, полезем на них. Повторяю, чудо в одной игре нам по силам.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?