Раиса Тиханович: клерком не буду

13:41, 8 сентября 2004
svg image
2801
svg image
0
image
Хави идет в печали

По итогам “золотого” сезона реактивную и на редкость работоспособную крайнюю, играющую на неудобном для правши правом фланге, включил в свою символическую сборную бундеслиги авторитетный еженедельник “Handball Woche”. Без Раисы по-прежнему невозможно представить ни клуб, ни сборную Беларуси. Она из тех игроков, которых называют мотором команды, ее вожаком. После глобальных кадровых перемен, случившихся летом в национальной команде, отправную точку беседы подыскивать не пришлось.

— Ты уже наслышана об отставке Валерия Певницкого с поста главного тренера?

— Естественно. Что могу по этому поводу сказать? Все что ни делается — к лучшему. Думаю, сборной от этого хуже не станет.

— Оставить команду за несколько месяцев до финала чемпионата Европы — ход, на мой взгляд, более чем странный.

— Думаю, общая картина всех наших проблем была для Валерия Петровича очевидной. Ничего неожиданного перед его отставкой не произошло. Значит, все было спланировано заранее. Как иначе можно объяснить этот шаг? Хотя, если по мне, взялся за дело — доведи до конца.

— Какие впечатления оставила работа с Певницким?

— Я человек исполнительный, неконфликтный. Все, что требует любой тренер, выполняю неукоснительно. Так было и в сборной у Валерия Петровича. Но он показался мне человеком излишне вспыльчивым. Покойный Леонид Николаевич Гуско был полной противоположностью — спокойный, рассудительный. Что же касается тренировочного процесса… Честно говоря, я ожидала перехода на более современные методики, а не возвращения к старому. Да и послабления спортсменкам не мешало бы давать.

— В матчах плей-офф чемпионата Европы против азербайджанок перевес белорусок был неоспорим или были сомнения по поводу исхода дуэли?

— В советские времена женский гандбол в Азербайджане был на высоте. А сейчас там весьма средненькая команда. Мы обязаны были ее побеждать. Поражение могло стать результатом какого-нибудь недоразумения или грубой ошибки тренерского штаба.

— Условия, в которых сборная готовится к топ-турнирам, традиционно вызывают потоки нареканий. С годами заметны хотя бы мелкие изменения к лучшему?

— Никаких. Хотя наша команда результатами заслужила совсем другое к себе отношение. Неужели кому-то не понятно: чем лучше здесь наладят командный быт, тем большее желание приезжать на родину будет у девчат?

— Есть резервы, за счет которых сборная может укрепиться перед декабрьским визитом в Венгрию?

— На мой взгляд, это только легионерки. Однако я сегодня понятия не имею, кто приглашен и приедет на сбор. Молодежь, выступающую в белорусском чемпионате, знаю плохо. Поэтому оценивать ее способности не стану.

— На что мы реально можем рассчитывать в Венгрии?

— Полагаю, в групповом турнире по зубам нам лишь сборная Австрии. Команды Венгрии и Франции — флагманы мирового женского гандбола. Если смотреть на вещи трезво, шансов в конкуренции с ними у белорусок нет.

— Австрийки не намного слабее. Таня Логвин из словенского “Крима”, Аушра Фридрикас и Сорина Теодорович, играющие в Дании, Барбара и Сильвия Штрасс, Штефани Офенбек — из клубов немецкой бундеслиги…

— Тем не менее в последней встрече с ними на турнире в Германии в ноябре прошлого года у нас многое получилось, хотя и уступили. Причем соперницы играли тогда сильнейшим составом. Думаю, с ними побороться вполне реально.

— Вероятнее всего, Певницкого на тренерском мостике заменит Константин Шароваров. Он уже связывался с тобой?

— Да, звонил недавно. Интересовался, как дела, что нового. И, конечно же, спросил, приеду ли в сборную.

— И каким был ответ?

— Да. Хотя мысли о прощании со сборной крутятся давно — нужно ведь и молодым дорогу уступать. Но когда просят помочь, отказать не могу. Я вот и интервью даю без энтузиазма. Однако понимаю, что это часть моей профессии. Надо — значит, надо.

— В межсезонье в твоем “Франкфурте” произошли крутые перемены: с командой расстался Дитмар Резикке — тренер, с которым команда добилась главных успехов. На смену ему пришел слишком молодой, по тренерским меркам, 29-летний датчанин Томас Херлик. Самостоятельной тренерской практики у него не было. В прошлом сезоне работал помощником главного в команде, покинувшей элитную лигу. Показалось, что под его началом ваша игра заметно отдалилась от чемпионских стандартов…

— Новое тренерское назначение многие восприняли негативно — человек лишен опыта, у него нет мало-мальских тренерских достижений. Но ведет себя тренер очень уверенно. Мы предполагали, что игра поначалу пойдет туго. Но чтобы настолько… Думаю, пройдет не меньше двух месяцев, прежде чем у нас начнет что-то получаться. Нужно привыкнуть к новым методикам, отработать новые связи, сыграться.

— Резикке ушел по завершении триумфального для “Франкфурта” чемпионского сезона. Почему?

— Из-за разногласий с клубным руководством. Других причин нет. Сменятся клубные боссы — Дитмар сможет вернуться.

— Команда сожалела о его уходе?

— Половина игроков — да. А остальные отнеслись к этому по-философски: мол, новый сезон — новые люди, новые порядки. Дитмар — человек интеллигентный и гибкий. Он умел найти персональный подход к каждой, сгладить острые углы. Работать с ним было интересно: в тренировках удавалось найти изюминки, разнообразить будни, сбросить с игроков психологический груз. А с датчанином пока даже не пошутишь. Юмора совсем не понимает. Попытались пару раз его по-доброму подколоть — ноль эмоций. А ведь команда должна не только пахать, но и расслабляться. Хотя сдвиги уже есть — пару раз улыбнулся.

— Тренировочный процесс изменился существенно?

— На мой взгляд, в нем пока много недоработок. Явный перебор с физическими нагрузками — бегом и силовыми упражнениями, причем почему-то только на спину и ноги. Все это негативно отражается на игре. Пробовали что-то объяснять — тренер кивает головой, но твердо стоит на своем. А если даже не находит ответа на какой-то вопрос, твердит одно и то же: “Я – шеф. Как сказал, так и будет”. Единственный позитив — его искреннее желание сплотить команду, установить железную дисциплину.

— Вместе с прежним наставником “Франкфурт” покинула его супруга — ваш лучший бомбардир Бианка Урбанке-Резикке. Судя по всему, замену ей не нашли?

— Заменить Бианку? Это чрезвычайно трудно. Она была настоящим лидером наших атак. Вот и местная пресса постоянно задавалась вопросом: кто же придет на ее место? На карандаше у менеджеров были кандидатуры, но их трансферы клуб не потянул финансово. Поэтому будем обходиться наличными силами. Датчанин перепробовал многих на ее месте в задней линии. Но пока без особого эффекта. Он вообще-то хочет сделать из нас универсалов. Говорит, что каждый игрок будет играть на нескольких позициях. Посмотрим, что из этого выйдет.

— Ты говоришь об ограниченных финансовых возможностях. А мне казалось, что “Франкфурт”, имеющий в составе высококлассных игроков, — один из немногих восточногерманских женских клубов, крепко стоящих на ногах…

— Это заблуждение. Совсем недавно клуб погасил долг в миллион евро. Это удалось во многом благодаря высокой посещаемости: обычно наш зал, вмещающий 2500 зрителей, забит до отказа.

— Задачи на сезон руководством уже озвучены?

— В Лиге чемпионов — пробиться в групповой турнир. А там как получится. В чемпионате же — занять место не ниже шестого.

— Шестого?! По-моему, для чемпиона бундеслиги мелковато…

— Да уж, планка действительно опущена. Но тому есть объяснения. В прошлом сезоне команда держалась на четырех игроках: Бианке, Лине Спалвене, Майе Соммерлунд и на мне. Бианка ушла, датчанка получила тяжелую травму… В строю остались только я и Лина. Играть хорошо не получается — многие позиции попросту выпадают. Начинаешь что-то объяснять молодым — такая каша заваривается, что у них сразу пропадает настроение, опускаются руки. А в прошлом чемпионате наша четверка понимала друг друга с полуслова.

— Чего ждешь от предстоящего сезона в бундеслиге?

— Он будет очень тяжелым. Во-первых, из-за изменений, которые произошли во “Франкфурте”. Во-вторых, из-за кадрового усиления конкурентов. Те же “Лейпциг”, “Нюрнберг” провели отличную селекционную работу. Не спят в шапку и аутсайдеры. “Вайберн”, едва не вылетевший во вторую лигу, купил нескольких игроков различных сборных. “Боруссия” дортмундская тоже укрепилась… А еще изменится формат турнира, он пройдет по весьма запутанной схеме. Предчувствую, что грядущий сезон будет для меня самым сложным. Хотя нужно признать, с годами уровень женской бундеслиги падает. Виной тому — отток денежных средств. Теперь классные зарубежные гандболистки для продолжения карьеры выбирают страны, где этот вид спорта финансируется щедрее. Например, Данию или Словению.

— На недавнем командном собрании ты отказалась от продления своих капитанских полномочий…

— Не хочу в случае чего остаться крайней. Пришло много молодых девчонок, к которым нужен особый подход. А самое главное, в клубе из меня хотели сделать что-то вроде секретаря-референта: приходи в офис, договаривайся о времени встреч руководства с игроками, сиди на телефоне… Дитмар меня от этого оберегал, заявлял, что это не капитанские обязанности.

— Клуб хорошо организован? Игрок может концентрироваться исключительно на тренировках и игре, не отвлекаясь на бытовые проблемы?

— По-моему, таких идеальных клубов в восточной части Германии нет. Нужно побегать, тысячу раз напомнить, иногда и потребовать… Иначе здесь своего не добьешься.

— В экс-гэдээровский Франкфурт-на-Одере ты переехала из зажиточного западногерманского Леверкузена…

— Честно говоря, ожидала от Франкфурта худшего. Думала, из капитализма попаду в социализм. А город оказался уютным и симпатичным. Здесь есть что посмотреть, куда сходить. Наша семья вполне довольна.

— О твоей пятилетней Ане можно сказать, что она выросла в гандбольном зале. Мячом еще не грезит?

— Один раз уже заявила, что хочет заниматься гандболом. Но мы с Игорем наметили для нее теннис. Хотя навязывать увлечение не собираемся: придет время — будет выбирать сама.

— О скромной командочке из региональной лиги еще не подумываешь?

— Еще как подумываю. Вот обзаведемся вторым ребенком, и через годик-другой можно и в “регионал”. Там меньше претензий, нервотрепки и склок. Играй в удовольствие — и тебя все устроит, и клуб.

— Вариант возвращения в Беларусь исключаешь?

— Если честно, то живем одним днем. Кто знает, как сложится судьба?.. Конечно, лучше остаться здесь, обеспечить будущее детям. Однако загадывать не буду.

— Летний отпуск на родине удался?

— Не повезло в июне с погодой: дожди, дожди… Только и оставалось, что на рыбалку ходить. Наловилась вдоволь!

— Такое женское увлечение для меня в диковинку…

— А я в рыбалку еще с детства влюблена. С тех пор, как братья не хотели меня с собой на речку брать, все отгоняли. А вот муж мое увлечение разделяет и поощряет. Раньше, пока Игорь документы специальные не оформил, все слюнки глотали. А теперь частенько на Одер выбираемся, рыбы здесь навалом. Я, правда, нелегально рыбачу. Если видим контроль — быстренько удочку мужу передаю и превращаюсь в болельщика.

— Рыбацкие успехи с гандбольными сопоставимы?

— А то как же! Недавно, например, щуку на два килограмма вытащила. По-моему, приличный результат.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?