Смотрите кто пришел! Андрей Хомутов: в Ванкувер за медалью для Беларуси
Выражение его лица резко меняется. “Привет, Андрей!” — останавливает наставника… Михаил Захаров. Хомутов, увидев старого знакомого, радости не скрывал. Приобнявшись с новым главкомом сборной Беларуси, они завязали разговор. О чем шла речь, мы не преминули поинтересоваться у российского специалиста.
— Завоевание золотой медали Олимпийских игр в Альбервиле-92 стало пиком вашей карьеры?
— Скорее, очень значимым событием. Ведь до этого у меня уже имелись награды высшей пробы, выигранные в Сараево и Калгари. Во Франции наше звено было ударным, с нами связывали большие надежды. Был счастлив, что все получилось и что наш вклад с партнером по звену Славой Быковым в победу велик.
— В ту пору некогда великая и могучая страна пребывала в стадии разрухи. У команды СНГ не было ни флага, ни гимна. Как готовились к столь ответственному турниру?
— В обычном режиме. Тренировались в Новогорске. За политическими перипетиями, конечно, следили, однако особого внимания на это не обращали. Деления на русских, казахов, украинцев, белорусов точно не было. Серия спаррингов только сплотила и без того дружный коллектив: к Олимпиаде подошли в полной боевой. В Альбервиле наша команда билась за честь советского хоккея.
— В 92-м “железный занавес” приоткрылся. Многие представители той сборной вскоре поспешили пробовать свои силы в НХЛ, однако вы с Вячеславом Быковым отправились в Швейцарию.
— И совсем об этом не жалею. В тридцать лет менять стиль игры было уже проблематично. Да и контрактные условия, которые предлагали за океаном, не очень устраивали.
— Как в ту пору чувствовал себя советский человек в странах зажиточного Запада?
— Поначалу было довольно непривычно — будто в сказку попали. Уровень жизни, отношение к хоккеистам по-хорошему шокировали. Там каждый матч сродни празднику: переполненные трибуны, преданные и голосистые болельщики. Можно смело говорить, что в этой стране я провел счастливые годы карьеры.
— Уверен, что в Швейцарии не знают слова “дефицит”. Нужда возвращаться из командировок с авоськами отпала?
— К счастью, жизнь изменилась к лучшему. Прогресс двигает ее вперед, и мы поймали эту волну.
— Уровень швейцарского хоккея от советского заметно отличался?
— Скажем так: тогда он был невысоким. Однако с годами, во многом благодаря повышенному вниманию к детско-юношескому хоккею, он существенно повысился. Сейчас в Швейцарии работает множество опытных, квалифицированных специалистов.
— Последние спарринги перед Играми в Альбервиле вы провели в Рапперсвиле и Фрибуре. К Швейцарии начали присматриваться уже тогда?
— Контракт с командой “Фрибур” подписал еще в 90-м. Мне всегда нравилась эта красивая, уютная и ухоженная страна. Сейчас там у меня все: дом, семья, друзья. В Швейцарии много прекрасных мест, где я отдыхаю и душой, и телом. Горы, озера, рыбалка…
— Чемпионат КХЛ сравним по уровню с первенством Союза?
— С появлением новой лиги уровень российского хоккея вырос. В проект вкладываются огромные деньги. На родину не только возвращаются отечественные мастера первой величины, но и приезжают зарубежные звезды калибра Ягра. Думаю, за КХЛ будущее.
— Однако в те советские времена московское “Динамо” дома 1:5 минским одноклубникам не проигрывало.
— Тогда столичные дружины были бесспорными гегемонами. Обойти ЦСКА, “Спартак”, “Динамо”, “Крылья Советов” представлялось делом весьма трудным. Все хоккеисты стремились играть именно в этих клубах. Сейчас таких “железных” фаворитов нет. Многие команды КХЛ имеют великолепный подбор исполнителей, способных в одиночку решить исход противостояния. Минское “Динамо” не исключение. Белорусы создали боеспособный коллектив. В декабре клуб переедет на шикарную арену. Думаю, со временем ваша дружина станет одной из ведущих в лиге.
— А отсутствие лимита на легионеров у нероссийских клубов КХЛ вас не смущает?
— Смущает. Признаться, не понимаю, чем Минск лучше Новокузнецка. Считаю, все участники лиги должны играть по одним правилам. Почему, если все команды претендуют на Кубок Гагарина, кто-то имеет привилегии?
— Вернемся к московскому матчу, где ваши ребята потерпели неожиданное поражение. В болельщицкой среде активно муссировались слухи, что оба “Динамо” “распилили” очки, и минчане в оставшихся междусобойчиках будут отдавать должок.
— Чушь какая-то! Поверьте, это не тот уровень, где кто-то будет рисковать репутацией. В том поединке “Динамо” победило заслуженно. Белорусы были на высоте. Соперник здорово действовал в обороне, отдельной похвалы достоин вратарь. Реализация голевых моментов у нас хромала, а оппоненты, напротив, шансов не упускали. Первый период превратился в настоящий кошмар, и команда надломилась. Сегодня (разговор состоялся вчера за несколько часов до игры. — “ПБ”.) мы еще раз просмотрели видеозапись московской встречи, разобрали ошибки.
— В следующем году при определенных раскладах вы можете вновь ощутить дух Олимпиады. Прошла информация, будто новый главком сборной Беларуси Михаил Захаров сделал вам предложение войти в тренерский штаб нашей национальной команды в Ванкувере. Так ли это?
— Не скрываю, подобное предложение действительно поступило. Мишу знаю давно. У нас с ним довольно хорошие отношения. Надо все обдумать, а также предметно поговорить (детальный разговор должен был состояться по окончании матча. — “ПБ”.)
— И все-таки, вы не против?
— Конечно, нет.
— А что на сей счет думает руководство московского “Динамо”?
— Полагаю, оно не станет чинить препятствий. Тем более разговор на эту тему уже вели. Олимпиада — это веха в карьере любого спортсмена. Это величайшее событие. На таких турнирах люди получают неоценимый опыт, который не купишь ни за какие деньги.
— Тогда за чем стало дело, за условиями контракта?
— Это детали. Даже не знаю, нужен ли он. Окунуться в атмосферу Олимпийских игр удается не каждый день. Если попаду со сборной Беларуси в Ванкувер, для меня это будет большой честью.
— Может, Михаил Захаров поведал, кто еще войдет в тренерский штаб?
— Сказал, что будет еще канадский специалист по работе с защитниками. Фамилию, признаться, не помню.
— Случайно, не Дэйв Льюис?
— Кажется, он.
— На что по силам белорусам замахнуться в Канаде?
— Считаю, каждая команда, которая отправляется на Олимпиаду, должна думать о медалях. Ехать туда с иной целью бессмысленно.
— Ваш “золотой” опыт придется как нельзя кстати.
— Очень на это надеюсь.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь