Инвеститура главного тренера. Михаил Захаров: мнение болельщиков очень важно. Но после Олимпиады
Несмотря на то что коуч был достаточно обстоятельным, мы посчитали необходимым дополнить сказанное в четверг эксклюзивными вопросами наставнику. Как-никак последние события поставили Захарова в фокус общественного внимания. И он будет тем большим, чем меньше времени будет оставаться до старта Игр четырехлетия в Канаде.
— Как и было обещано, я собрал журналистов, чтобы объявить о составе тренерского штаба сборной. Моими ассистентами будут Андрей Хомутов, это уже решено на сто процентов, и Дэйв Льюис – на 99,9. У Дэйва остался вопрос, нерешенный во время его увольнения из “Динамо”. Но в Минспорте меня заверили, что это препятствием не станет.
— Что за вопрос, и почему его урегулированием занимается Минспорта, а не ФХРБ?
— Не хотел бы вдаваться в детали, тем более что проблема действительно несерьезная. Так, мелочи жизни. Просто когда с человеком расстаешься, с ним нужно расставаться полюбовно.
— Вы обнародовали список кандидатов на поездку в Словакию в декабрьский кэмп сборной. В нем все, кого бы вы хотели вызвать, или кто-то остался в бонусе?
— На данный момент все, а список, как нетрудно заметить, расширенный, учитывающий возможность неприезда наших игроков из российских клубов КХЛ. Предварительное согласие получено ото всех, но, если мне позвонят коллеги и попросят не выдергивать, скажем, Стасенко или Угарова, я пойду навстречу. Тем более что главная задача словацких сборов — определиться с третьим и четвертым звеньями. С составом первого и второго все более или менее ясно.
— Почему все-таки ваш выбор пал на Хомутова?
— У нас с ним давние добрые отношения, вместе играли в молодежной сборной СССР, на чемпионатах мира, Европы. И с тех пор контакт старались не терять. С коллегами вообще лишний раз пообщаться не помешает хотя бы для обмена опытом. Набор упражнений-то примерно одинаков у всех, а вот тактике можно у кого-то и поучиться: у тех же Быкова, Крикунова.
Так мы и с Хомутовым 30 минут разговаривали по телефону о хоккее, а на 31-й я предложил ему войти в штаб нашей команды на Олимпиаде. Он аж трубку выронил, не ожидал. Но, подумав, согласился.
Правда, попросил дождаться его приезда в Минск, чтобы оговорить все с руководством московского “Динамо”. Руководителя которого Михаила Головкова я уже поблагодарил и от себя лично и от имени белорусского народа за то, что он препятствий не чинил. Да и игроки нашей сборной кандидатуры Льюиса и Хомутова приняли с удовольствием.
— Даже Антоненко, в свое время конфликтовавший со вторым?
— Сейчас те истории ворошить ни к чему, дело давнее, да и Олимпиада — особый случай. Олег, несомненно, входит в обойму кандидатов на поездку в Ванкувер, и дальше все зависит только от его здоровья и кондиций, а никак не от былых недоразумений с кем бы то ни было.
— Вас не смущает, что Андрей Валентинович не слишком осведомлен о белорусских хоккеистах?
— Это вы зря. Что, Хомутов не знает, кто такие Костицыны, Салей или Калюжный? Все наши НХЛовцы и КХЛовцы ему отлично известны. Да, возможно, игроков из белорусского чемпионата Андрей знает хуже, но много времени на знакомство вряд ли понадобится, тем более что список кандидатов у него уже есть.
Через знакомство пришлось бы пройти любому иностранному тренеру нашей сборной, даже россиянину. Это только Вуйтек взял на себя смелость заявить, что он знает белорусов абсолютно. Но это же смешно. Исчерпывающая информация у него от силы только о тех же наших НХЛовцах.
— Как будут распределяться обязанности в тренерском штабе?
— Льюис, нетрудно догадаться, будет отвечать за оборону, Хомутов — за нападение, а все вместе мы будем трудиться на благо белорусской сборной.
— Что все-таки с четвертым тренером?
— Его пока нет, и не обязательно, что он появится. Да, очень хотелось бы, чтобы это был белорусский наставник, но все-таки на Олимпиаде надо работать, а не стоять сзади для фона. Возможно, все-таки пригласим иностранца, желающие есть. Тот же Шуплер недавно сказал: “Миша, ты про меня не забывай, готов помочь”. Кстати, чем не вариант: вот он-то белорусский хоккей знает отлично, а свою тренерскую профпригодность показывает игрой рижского “Динамо”, у которого сейчас очень скромный бюджет.
— Хомутов приступит к работе уже на сборе в Словакии?
— Вряд ли, скорее туда мы отправимся с Льюисом, приезд Андрея в декабрьской паузе трудноосуществим по понятным причинам. Которые еще раз заставляют задуматься над необходимостью международных пауз. Не понимаю, например, зачем было выдергивать динамовцев на “Кубок Полесья”, там нужно было обкатывать кандидатов из национального чемпионата. Зачем дергать проверенных игроков и утомлять их перелетами и переездами ради одного-двух матчей? Ну сейчас — еще понятно, Олимпиада на носу. Хотя латыши вот обходятся вообще без кэмпов сборной вплоть до февраля.
— Но у них особый случай: больше половины сборников и так выступают в рижском “Динамо”. Считаете, такой вариант более удобный?
— Это покажет Олимпиада. Но, учитывая их ситуацию, они выбрали правильную стратегию.
Да, собственно, это видно и на примере нашего “Динамо”: сейчас в нем сократился легион, прибавилось своих игроков. И что, хуже стало? По- моему, только лучше. По тем играм, что я видел в последнее время, команда должна быть месте на шестом-седьмом в конференции, не ниже. Если бы шли этим путем изначально, там сейчас и были бы.
— Вернемся к составу на словацком сборе. Признаться, никто бы не удивился присутствию в нем Шабанова…
— Наверное, все-таки в чемпионате страны у Сергея уже, кажется, 10 “сухарей”. Однако пока я все-таки держу этот вариант в запасе на случай травм кого-либо из вызванных вратарей. Я уже сказал, что клубная принадлежность не будет играть никакой роли. Вернее, будет, но не так, как многие представляют. Игроку “Юности”, чтобы попасть в состав, нужно быть сильнее конкурента. А особое требование ко всем — характер, без него на международной арене делать нечего, тем более в матче против звезд мирового класса, которых в Ванкувере будет в избытке.
— Вместе с тем нельзя не задать вопрос о присутствии в списке Константина Захарова. Это — шанс для него или эхо горячего желания Грабовского сыграть с Костей в сборной?
— Ой, он уже достал меня этими просьбами. Раз шесть звонил: “Михал Михалыч, ну возьмите Костю, он же прибавил, вы просто не видите всех его сильных сторон”. Говорю: “Хватит мне звонить по этому вопросу”. Он: “Тогда я вторым тренерам буду”. — “Так они же еще не назначены”. — “Как это? Я слышал, Льюис и Хомутов…”. Ну вот декабрьский сбор покажет, кто на что способен. Кстати, очень хочу увидеть в деле Демагина. Он, говорят, действительно здорово прибавил.
— Голосование на заседании исполкома при утверждении вашей кандидатуры чем-то удивило?
— Нет, я примерно предполагал, кто будет за, а кто воздержится, тем более что Владимир Владимирович пояснил, почему он воздержался. Главное — против не был никто.
— Возможно, против не было только потому, что никто просто не захотел идти поперек решения Минспорта.
— Сейчас не до рассуждений о том, кто чем руководствовался. Есть Олимпиада, выступить на ней достойно — дело чести.
И слова Наумова о том, что моя карьера в случае провала окажется под угрозой, не пугают. Если будет провал, задача не будет выполнена — уйду сам и к сборной больше не приближусь.
— С задачей пока сплошная недосказанность. Вы определяете целью восьмерку, глава федерации говорил о медалях. Перед вами как вариант могут поставить недостижимую цель и попросят отвечать за свои слова о добровольной отставке.
— Задача же будет ставиться не за кулисами, я буду при этом присутствовать. Можно, конечно, замахиваться и на золото Олимпиады, имея в составе соперников мастеров экстракласса, а в своем — от силы четверых здоровых защитников, готовых этим мастерам противостоять.
— А итоги последнего опроса на нашем интернет-сайте не задевают? Большинство читателей считают ваше назначение неправильным что по форме, что по содержанию.
— Ой, знаю я, как эти результаты получаются! Сидит хакер и накручивает по тридцать голосов в час за нравящийся ему вариант, рассказывали мне, как это делается. Не скажу, что мнение болельщиков мне безразлично, но давайте обсудим это после Олимпиады, сейчас не до дискуссий.
— Зато десять дней, по истечении которых вы обещали прокомментировать вашу работу на две сборные, истекли.
— Об этом давайте поговорим после Ванкувера. К работе с украинцами вернусь в марте: цель одна — возвратиться в элиту.
— Тема, которую также нельзя не затронуть, — поход “Юности” в КХЛ. На последнем заседании исполкома Владимир Наумов обмолвился, что поддержит любую команду, которая будет соответствовать требованиям лиги. Правда, кажется, что вы в последнее время к идее охладели — то ли по финансовым соображениям, то ли по какой иной причине…
— Здесь несколько моментов: если решаться на такой шаг, это нужно делать уже в январе, не позже. Что бывает, когда намерения вдруг появляются в марте, все видели на примере прошлогоднего “Динамо”. Подбирать игроков, верстать бюджет нужно уже в течение месяца-полутора. Будем ли мы это сейчас делать? Пока не готов ответить.
Но продолжаю оставаться сторонником идеи, что в лиге должно быть несколько белорусских клубов. Она не резиновая, рано или поздно места для расширения не останется, в России не спят. Мы, можно сказать, уже опоздали: имей хотя бы две команды в КХЛ, у нас не было бы сейчас такой катастрофы с защитниками.
Наиболее реальные кандидаты на увеличение нашего представительства — “Юность” и “Гомель”. Гомельчанам, правда, нужно задумываться о новой арене, которая там, несомненно, будет заполняться на играх КХЛ. Нужно что-то предпринимать, ведь до домашнего чемпионата мира осталось уже, считай, три полных года. Надо подбирать исполнителей, искать их в той же России, если нужно — натурализовывать…
— Ох, опять вы об этой паспортизации… Но вы же понимаете, что отношение к ней неоднозначное, а иногда и прямо негативное. Мы же, увлекшись, рискуем вообще загубить отечественную школу.
— Так кто спорит, что у нас она в загоне? Спросите у Сафонова, который сейчас плотно столкнулся с проблемами нашего детско-юношеского хоккея. Или, скажем, у Хмыля, который первым после меня, закончив профессиональную карьеру, пошел работать с детьми. Они вам расскажут много интересного, о том, что у нас творится в детском хоккее и как там поставлено дело — на пять с плюсом или кол с минусом. И эти проблемы, безусловно, надо решать, но пока вопрос — как достойно встретить чемпионат мира в Минске. Это во-вторых. Во-первых, понятно, — ближайшую Олимпиаду.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь