Футбол с правом выбора. Первая или никакая?
Хотя объективности ради замечу, что именно федерация в ответе и за явно завышенную оценку итогов отборочного цикла, и за отсутствие альтернативы немецкому коучу, и за очередное застегивание всех пуговиц. Что же касается самого Штанге, то давайте признаем: его сложно упрекнуть в неискренности. И уж коль следующие два года нам жить с ним бок о бок, отыщем позитив хотя бы в том, что немец нашел мужество признать некоторые из своих ошибок. Даже глобальные: не сыгравшую ставку на Глеба и преждевременный отказ от услуг ветеранов.
Персонально для меня главным итогом понедельника стало дружеское и, как показалось, благодарное рукопожатие Штанге. Да, я по-прежнему сильно сомневаюсь, что сборной Беларуси под руководством немца окажутся по плечу подвиги, которые совершили команды маленьких Словении и Латвии, а на клубном уровне — наш БАТЭ. Но абсолютно искренне буду желать тренеру успеха. А в одном уверен уже сейчас. В любом случае работа Штанге приблизит времена, когда участие наших команд в топ-турнирах станет явлением вполне обыденным. Хотя приход этих времен невозможен без нас самих, без рутинной работы и правильной организации футбольного хозяйства.
Вот почему хочу переключить внимание читателя на аспект, про который в спорах о вопросах большой футбольной политики почему-то почти забыли. А напомнил — недавний демарш тренеров сокращенной высшей лиги, их коллективное прошение на имя Геннадия Невыгласа с мольбой о возврате к прежнему формату элиты из четырнадцати команд. Абсолютно понятны мотивы подобных просьб. Только не стану огульно относить подписантов петиции к числу ретроградов, заботящихся лишь о личном благополучии. Скорее, это серьезный повод еще раз задуматься обо всех нюансах затеянной реформы.
Хорошо бы еще раз прислушаться к аргументам противников сокращения. Не с целью повернуть процесс вспять. А лишь ради того, чтобы окончательно не наломать дров, не похоронить под ними то рациональное, ради чего в долгих муках вынашивались и, наконец, осуществляются перемены. Аргументы эти разнообразны. Здесь и скорбь о сужении футбольной географии. И забота о плеяде молодых наставников, которых гораздо больше, чем рабочих мест в заветной дюжине. Но все в итоге сводится к одному: вне высшей лиги жизни нет…
Наверное, здесь есть свой резон. Не так давно меня очень впечатлила реакция начальника одной из команд первой лиги на заметку нашего проекта, вышедшую под шапкой “Проколы наших городков”. На том конце провода был выстраданный монолог о том, что никому в стране, включая федерацию, эта лига не нужна. А на моем — огромное желание хоть чем-то помочь и сожаление, что от тебя так мало зависит.
Но ведь кажется само собой разумеющимся, что высший футбольный свет задуман как вершина пирамиды, возвышающаяся над крепким вторым и представительным третьим дивизионами. А основанием должен быть расцвет игры на уровне детей и любителей.
Мои ровесники согласятся, а молодежь пусть примет на веру, что в советские времена минские стадионы заполнялись гораздо полнее, когда “Динамо” вело борьбу за позиции лидера в первой лиге, нежели прозябало в высшей. Наверное, так устроена память болельщика: сколько бы захватывающих поединков ни пронеслось перед глазами, самыми значимыми она хранит только несколько. Так вот, один из главных моих футбольных раритетов — матч из далекой осени 1978-го между “Динамо” и “Карпатами”. А ведь команды в тот вечер оспаривали всего лишь третье место в первой лиге союзного чемпионата!
Пишу об этом, ибо очень хочется, чтобы и в наши дни турнир второго по значимости дивизиона был высок спортивным уровнем. А для этого его команды должны прочно стать на ноги. Но в том, что наш футбол пока не может обойтись без господдержки, никак не вина клубов. Это всего лишь следствие пути, выбранного для развития общества. А раз так, то и обрекать участников низших лиг на самовыживание как-то несправедливо. Первая лига наверняка расцветет, если ее хоть как-то приобщить к благам президентского указа. Естественно, для этого нужен серьезный анализ того, что там происходит. Вполне возможно, и этот дивизион резонно было бы сократить до тех же двенадцати клубов.
Но ни при каком раскладе временное понижение в ранге не должно восприниматься командами как вселенская катастрофа. В упомянутые советские времена, помимо минчан, чистилище первой лиги прошли московские “Спартак”, ЦСКА и “Локомотив”, ленинградский “Зенит”. И ни для кого это не стало концом света.
Именно так должно быть. И именно об этом должна сегодня болеть голова. В противном случае правыми окажутся те, кто утверждает, что футбол умирает. И не только за рамками высшей лиги.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь