VIP-мнение. Юрзиновские пирамиды

20:27, 7 декабря 2009
svg image
2493
svg image
0
image
Хави идет в печали

— Владимир Владимирович, в чем будет заключаться ваша помощь Александру Андриевскому?
— Сразу уточню, что по поводу моих консультаций пока с руководителями “Динамо” были только разговоры.

— Когда появится конкретика?
— Я ведь с недавних пор возглавляю МХЛ, поэтому тяжело сказать, как отнесется Александр Медведев к тому, что стану отвлекаться от развития нашей молодежной лиги. Но когда ко мне за советом обращаются бывшие игроки, то, понятное дело, отказать им не могу. Но основная все же работа в МХЛ.

— Возможность появления в ней белорусской дружины рассматривается?
— Препятствий Минску чинить не станем. Тем более у вас всегда хватало интересных молодых хоккеистов. По мере возможностей и сам постараюсь появляться в Беларуси. Не только для консультирования Саши Андриевского, но и для помощи в создании пирамиды. Если, конечно, мои опыт и знания будут востребованы. Кстати, в какой-то степени я уже приложил руку к становлению белорусского хоккея. В середине 70-х годов прошлого века в Москве на совещании в “Динамо” решили создать дочернюю команду в вашей республике. Я рекомендовал откомандировать в Минск Виталия Ивановича Стаина. Сейчас же в Беларуси настоящий хоккейный бум. Не за горами открытие современной арены.

— Приедете?
— Если пригласят — обязательно. У Беларуси из всех постсоветских стран нынче самый мощный потенциал.

— Но его грамотно не используют.
— Глубоко в особенности вашего развития я еще не вникал, поэтому пока затрудняюсь говорить что-то по этому поводу.

— Владимир Владимирович, три недели назад мы уже беседовали на тему вашего возможного сотрудничества с “Динамо”. Вы тогда еще сказали: “Вот выиграет сейчас минская команда пару матчей, и Саше никакой консультант не понадобится”. Следили за белорусским клубом КХЛ?
— Признаюсь, последний месяц прошел в постоянных разъездах. То присутствую в Кирове, где проходила презентация команды Молодежной хоккейной лиги, то уже в Новосибирске, где проводил тренерский семинар для местных специалистов. Плюс решение различных сопутствующих вопросов. Впрочем, и о взрослом хоккее не забываю. Смотрю много матчей как КХЛ, так и ведущих европейских чемпионатов. Слежу и за белорусской дружиной. У меня к вашему “Динамо” особый интерес. Почему? Сейчас в КХЛ работают очень много тренеров, моих бывших игроков. Я не беру старую гвардию — Петра Воробьева, Владимира Крикунова, Зинэтулу Билялетдинова. Они уже давно сделали себе имя. Мне сейчас больше интересно то, как становятся на ноги Евгений Попихин, Олег Знарок с Харием Витолиньшем, Андрей Назаров, Анатолий Хоменко. А в Минске — Саша Андриевский.

— Тогда, возможно, уместно будет переименовать КХЛ в чемпионат воспитанников Владимира Юрзинова-старшего?
— Ни в коем случае. Ведь мои питомцы работают не только в КХЛ, но и в Финляндии. Это Кари Ялонен, Раймо Суммонен, Юкка Койву — отец братьев Койву, Ханну Аравирта, Тимо Лехконен. Я не называю ребят своими воспитанниками, а лишь говорю, что когда-то они играли либо учились у меня. Затем наши пути разошлись, парни уезжали в другие страны, где узнавали что-то новое. Для меня всегда было главным не только что-то выиграть, но и оставить после себя хорошее наследство. Когда в начале века приехал в ярославский “Локомотив”, то большое внимание уделил именно подготовке резерва. В итоге сейчас у Кари Хейккили в составе есть Аникеенко, Кирюхин, Гайдученко, Галимов, Калянин. Плюс отправившиеся в НХЛ: Варламов в “Вашингтоне”, Анисимов в “Рейнджерс” пробился, Васюнов в “Нью-Джерси” пытается закрепиться. Тогда в Ярославле мне помогали Попихин, Борщевский и Хоменко. Из них только последний еще не пробовал себя в качестве главного тренера. Именно в этом направлении, построении клубной пирамиды и воспитании своих кадров, нужно двигаться и в Минске. Тем более сейчас в вашем “Динамо” работает Александр Андриевский — человек, которого я очень уважал и уважаю как игрока, как личность.
Очень хочу, чтобы Саша состоялся как тренер. Более того, в минском клубе выступают Хювенен, Пелтонен, с которыми работал еще в Финляндии. Юнаса Андерссона помню зеленым пацаном. К тому же в Беларуси всегда было много талантливой молодежи.

— …с которой, однако, уже много лет не хотят работать…
— Но это уже ваши проблемы. (Смеется.) Видимо, для этого меня и приглашают в Минск, чтобы помог вам выстроить пирамиду.

— Как считаете, кому из ваших питомцев было легче утверждаться как тренерам: той старой гвардии или нынешним молодым специалистам?
— Воробьев, Крикунов, Билялетдинов росли в союзные времена постепенно, без скачков. Они были очень хорошими игроками, в которых просматривались задатки наставников и желание остаться в хоккее после завершения карьеры. Они постоянно кусали меня за пятки, словно намекая: “Дядя Володя, отойди в сторону, дай и нам порулить”. Их отличали целеустремленность и желание чего-то добиться. В этом плане нынешнее поколение ничем аксакалам не уступает. Молодые начинающие наставники, вижу, многое переняли из той, советской школы хоккея, запоминали различные тренировочные упражнения или циклы. Плюс Андриевский долго выступал за границей, впитал кое-что из финского хоккея, из североамериканского, немецкого. То есть получился своеобразный симбиоз.

— Александр Леонидович попал к вам в московское “Динамо” в двадцать два года. Чем он выделялся в ту пору?
— Все белорусские ребята, которые в разное время играли под моим руководством, отличались в первую очередь порядочностью. Да и личности они были очень сильные. И в то же время все уважали командные интересы и себя не выпячивали. Это говорю не только об Андриевском, но и об Олеге Микульчике, Андрее Ковалеве, Саше Гальченюке, Саше Юдине. Грибко и Калюжный уже работали с моими преемниками. Каждый в отдельности являлся очень интересным и неординарным человеком.
Если говорить об Андриевском, то он всегда выделялся уравновешенностью, невозмутимостью и спокойствием, редко позволял эмоциям брать верх. Эти качества быстро помогли ему завоевать авторитет в тогдашнем московском “Динамо”.
А ведь в ту пору в столичной дружине хватало мастеров высокого уровня. Потом часто пересекались с Сашей в Финляндии, где он играл, а я тренировал. И в ХПК белорусский форвард пользовался уважением.

— Если согласитесь сотрудничать с “Динамо”, то по какой схеме будут проходить ваши консультации?
— Скорее выступлю в роли советника. Тренером я отработал тридцать пять лет, а в последние годы отошел от активной наставницкой деятельности. В течение трех предыдущих сезонов помогал шведским и австрийским дружинам строить те самые клубные пирамиды. Выступал своего рода консультантом-советником, а не консультантом-тренером. Делился своим видением на предмет постановки дел в команде, построения тренировочного процесса, воспитания как собственного резерва, так и молодых специалистов.

— Как думаете, какого тренерского стиля будет придерживаться новый наставник минского клуба?
— Считаю, Александр многое возьмет из того, что сам прошел, будучи игроком. Но в то же время, уверен, он будет постоянно прогрессировать. Сейчас развитие технологий позволяет наблюдать за различными чемпионатами, просмотр которых позволяет получать уйму полезной информации. Поэтому Саше важно не стоять на месте. Возможно, скажу банальные вещи, но в хоккее они очень важны: необходимо постоянно совершенствоваться, учиться, держать нос по ветру. Поэтому и его работа или стиль его команды будут меняться. Сейчас уверен в одном: Сашу на фоне коллег будут отличать честность и порядочность.
Хотя эти качества в наше время, к сожалению, не очень ценятся. Большинство современных руководителей предпочитают работать с покладистыми тренерами, которые всегда соглашаются с боссами и с готовностью исполняют любую их прихоть. И мне не хотелось бы, чтобы Андриевский превратился в одного из таких карманных специалистов.
Его характер и потенциал помогут избежать подобной трансформации.

— Александр Леонидович пришел в “Динамо” по ходу сезона. Команду собирали и проводили с ней межсезонье его предшественники. Что посоветуете делать Андриевскому в такой ситуации: резко все ломать или реформировать постепенно?
— Положение, соглашусь, не из простых.
И посоветовать могу лишь то, что уже много лет твержу и сыну Владимиру и всем тем, кто обращается за помощью: “Ребята, в первую очередь займитесь формированием своего штаба.” Ведь многое, если не все, зависит не от исполнителей, а от тренерской бригады.
Один человек ничего не решает, какие бы мастера у него ни оказались в распоряжении. Исхожу из своего опыта. У меня всегда были очень сложные ребята-ассистенты. Колючие, несговорчивые, которые в любой момент готовы были отстаивать свою позицию. Да, мне не всегда нравились их прямота и откровенность. Но именно в союзе с такими яркими индивидуальностями я многого и добился. Но сейчас некоторые тренеры, как и уже упоминавшиеся руководители, предпочитают брать в помощники бессловесные тени, которые никогда не выразят сомнение в “линии партии” , а значит, вроде как никогда не задумаются о том, чтобы подвинуть главного в сторону и занять его место.

— В Беларуси есть один молодой начинающий специалист, который всегда говорит прямо. Это еще один ваш бывший подопечный Олег Микульчик. Но его жизненные взгляды и откровенность идут вразрез с позицией руководства федерации, что аукается опалой.
— Опять-таки это ваши проблемы, вмешиваться в которые не вижу возможности. Я Микульчика помню еще по союзному чемпионату. Действительно, Олег был своеобразным игроком и специфичным человеком. Но именно с такими интересно работать. Возможно, прежде эти качества помогли бы Микульчику. Необходимо учитывать, что сегодня все кардинально поменялось. Тренеру важно быть не столько наставником, сколько дипломатом, чтобы аккумулировать вокруг себя усилия всех сторон, создать хорошую атмосферу. Работать нужно нынче в несколько иных направлениях, нежели мы тогда.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?