Крупный план. Анатолий Буяльский: дочку в баскетбол не отдам
“Буяльские девчата”, как любовно прозвали девичью дружину журналисты, дают фору соперникам не только на игровой площадке. Живо откликнувшись на предложение принять участие в фотосессии вовсе не в спортивной форме, баскетболистки проявили смелость и щедро одарили нас женской красотой. В этом цветнике красавиц Буяльский отнюдь не смотрится чем-то инородным. Красавец-мужчина, одет с иголочки, улыбчив и вежлив в обращении. Разве можно ради такого тренера сыграть плохо? На первенстве Старого Света в Италии девчатам не раз приходилось выслушивать признания соперниц из различных топ-сборных, в компанию которых впервые попала белорусская команда, о том, что им страсть как хотелось бы поменяться коучами.
Сегодня у лучшего баскетбольного тренера страны четырех последних лет день особенный: Анатолий Сергеевич отмечает полувековой юбилей. Как будто бы есть повод подвести предварительные итоги. Однако именинник категорически отверг саму идею, заверив, что по-прежнему пребывает в отличной форме. Мол, 50 — самый творческий возраст, когда накоплены опыт и знания и не исчезло желание реализовывать новые идеи. Какие итоги? Вперед, к новым победам!
— Недавно состоялась жеребьевка чемпионата мира-2010. Считаете, белорускам не повезло с группой?
— Да. Квартет нам достался действительно тяжелый. Австралия — явный фаворит. Канада традиционно сильно готовится к топ-турнирам. Выезжает на несколько месяцев в Европу, разбивает бивуак где-нибудь во Франции или Испании, ударно тренируется, проводит много спаррингов. Китай занял четвертое место на Олимпиаде. И хотя многие подвергают сомнению ценность домашнего достижения, команда тем не менее своеобразная, хорошо обученная.
— Начали сбор информации?
— Ее у нас много, но кое-что устаревает — составы-то меняются. Поэтому начнем пополнять базу данных, как только соперники приступят к полноценным сборам. Обязательно будем добывать сведения и о тех, с кем можем встретиться на втором этапе.
— Как намерены строить подготовку?
— С 26 декабря по 6 января проведем первый сбор. Исходя из того, что в России не предусмотрено новогоднего окна, лидеры сборной если и приедут, то будут заниматься по индивидуальной программе. В основном — восстановительной. Поэтому решили пригласить баскетболисток, выступающих в белорусском чемпионате. Мы опросили клубных тренеров и на основе их предложений определились с кандидатами. Учли все пожелания. Чтобы никто потом не смог сказать: была интересная девочка, а ее не посмотрели и загубили юный талант. Второй сбор, установочный, проведем в мае-июне. К тому времени мы уже не должны гадать, эту пригласить или ту — сейчас обязаны определиться с новичками. Хорошо, если в число восемнадцати из представителей декабрьского сбора пробьется человека четыре. Основная же подготовительная работа начнется в конце июля. Там случайных людей уже просто не может быть.
— Распланировали участие в турнирах?
— Конечно. Намечаем один домашний и два выездных. Плюс спарринги.
— По ходу сезона вы внимательно следите за игроками сборной. Чье состояние волнует больше всего?
— Кати Снытиной. Она здорово начала чемпионат России, является лидером “Надежды” по результативности. В среднем за матч набирает по 24-26 очков, а в начале сезона и вовсе по 30…
— По-моему, это должно только радовать тренера сборной.
— Безусловно. Но количество времени, которое она проводит на площадке, настораживает. По 36-38 минут, а с овертаймами и того больше. А ведь у Кати проблемы с ахиллами. Веремеенко играет чуть меньше, но тоже много. Надеюсь, обе приедут в Минск и немного подлечатся.
— После Олимпиады вы не почувствовали у игроков проблем с мотивацией? Настроиться на чемпионат Европы, наверное, было тяжело? Не те эмоции…
— Если взять за отсчет 2004 год, то разница между той сборной и нынешней — просто колоссальная. И в спортивном, и в человеческом плане. Хотя в нашем коллективе собраны культурные, образованные люди, все равно высокие результаты накладывают отпечаток на каждого. Пожалуй, сейчас наступил новый этап отношений. Образно говоря, голова украсилась короной, и нужно научиться нести ее с достоинством. Глупо утверждать, что мы остались прежними. Но мотивация не исчезла. Задача на “Европе” стояла сложная — попадание на “мир”. И раз мы ее решили, значит, командный дух не пропал.
— Четвертое место в Латвии — шаг назад?
— Я так не считаю. Четвертое место — очень высокое и занято нами по заслугам. Мы не ставили задачу обязательно выиграть бронзу. Правда, и отказываться от нее, когда появилась реальная возможность, не собирались. Бились за медали, но не получилось.
— Однако после турнира в ваш адрес полетели критические стрелы. Причем, что неожиданно, из уст некоторых игроков сборной. Вас это задело?
— Пожалуй, это больше задело моих родных и болельщиков.
— Может, в сборной отношения стали чересчур демократичными, что игроки позволяют себе критиковать тренера?
— Панибратства у нас нет. Скорее, есть журналисты, умеющие выжать из спортсменов сенсационные откровения. Я не в обиде на высказывания тех же Трофимовой или Марченко. За долгие годы с этими игроками сложились такие отношения, что их уже ничто не может испортить.
Представляю, как это чаще всего происходило. Общаются девчонки с журналистами или специалистами, и им втолковывают: “Вы лучшие, должны были стать первыми, но из-за тренера упустили медали”. Кое-кто говорил, что мы обязаны были финишировать в Пекине третьими и выиграть чемпионат Европы. Если бы эти специалисты оказались у руля сборной, может, так и было бы. Но мы перед собой неисполнимых задач не ставим.
— Критика касалась в основном тактики. Баскетболисткам хотелось новизны…
— Поджимали сроки, поэтому обновить все комбинации мы бы не успели и только могли навредить себе. Сейчас времени на подготовку отведено больше, поэтому поколдуем над тактикой. Есть интересная задумка. Внешне оставить все как было. У соперников ведь есть записи наших игр — пусть думают, что комбинации не изменились. Хотя при этом перемены будут существенные.
— Такое возможно?
— Начало комбинаций то же, а продолжение иное. Начинаем взаимодействие по-старому, но если ситуация меняется, дальше все играется совсем по-другому. Новая интерпретация, нестандартные выходы. Это намного сложнее, зато эффективно.
Есть нюанс, который девчата иногда недопонимают. Отсюда и критика. Вся тактика строится под конкретных игроков. Если в команде есть человек с суперпроходом и отличным средним броском — это одна тактика. Если начнешь готовить комбинации под первых-вторых номеров, имея в составе Левченко и Веремеенко, сильнейших игроков передней линии в Европе, а может, и в мире, это неправильно. Когда под рукой много универсалов, тогда проще. Можно давать тактическое задание и не важно, кто в составе — все справятся со своими ролями. Было бы у нас пять Снытиных — другое дело. Взаимодействие само по себе может быть прекрасным, однако не подходить нам. Поле творчества — игра в защите. Там можно придумать все, что угодно. Для нападения же следует найти оптимальные варианты. И, конечно, важно готовить стандартные ситуации. Когда остается три-пять секунд, в тайм-ауте нужно только напомнить то, что отшлифовано на тренировках. Ауты, стандартные ситуации, ввод мяча из-за лицевой, боковой… Вся эта импровизация должна быть хорошо наиграна.
— Задача на чемпионат мира уже поставлена?
— Да. Третье-восьмое места. Но здесь важно определиться, под каким углом смотреть на этот турнир.
— Расшифруйте.
— Право на участие в следующей Олимпиаде дает только чемпионство в Чехии. Будем реалистами: это вряд ли возможно. Основной же розыгрыш путевок на Игры будет проходить на ЧЕ-2011, в финальную часть которого мы уже попали. А ведь наступает момент, когда в сборной должна начаться смена поколений.
— То есть на чемпионате мира вы готовы пойти на омоложение рядов?
— Иначе нельзя. Команде, выигравшей бронзу, в 2011 году будет весьма затруднительно добиться высокого результата. В силу возрастных и каких-то житейских причин может произойти резкая смена, а это нежелательно. Лучше, когда новички входят в состав постепенно. Естественно, основа команды, столбовые игроки останутся. Лидеры находятся в расцвете и спокойно могут играть еще несколько сезонов. Единственное, что может повлиять, это их здоровье. Поэтому есть возможность заниматься точечной сменой. Плюс в следующем году могут проявиться отдельные личности, и если мы сумеем их рассмотреть, это будет огромным подспорьем. Уже сегодня я вижу несколько молодых фигур, которые вполне могут оказаться в сборной.
— Назовете?
— Пока воздержусь. Но, поверьте, они есть.
— Хорошо, с теми, кто появится, повременим. А кто покинет сборную?
— Пока могу сказать только об одной вакансии. Завершила игровую карьеру Светлана Вольная.
— И кто ее заменит?
— На то и нужны сборы, чтобы определиться. Правила просты: действует спортивный принцип. И никаких компромиссов. Убедился, что когда в поисках решения дашь слабину, все равно рано или поздно она о себе напомнит. Принял решение — надо его выполнять. Колебаний не должно быть.
— А если просчитать варианты? Вот вы омолаживаете сборную, а в Чехии она выступает неудачно. Ведь тогда к первенству Европы ее может готовить уже другой тренер…
— Если сейчас не вводить новичков, то на “Европе” все равно придется это делать, но будет гораздо сложнее. Пусть не мне, а кому-то другому. Опоздание порой стоит очень дорого. Как пример: в прошлом году в национальной команде дебютировала Тарасова. Практически не играла, однако то, что Саша получила в сборной, дало ей приличный толчок. Думаю, на чемпионате мира она уже должна сыграть довольно важную роль.
— Вы можете сказать, что с Николаем Бузляковым удачно дополняете друг друга?
— Это большое искусство — быть вторым тренером. Иногда нужно наступить на свое “я”, ведь основное решение остается за главным тренером. В Латвии Николай помогал мне не вообще, у него был конкретный участок работы, за который он отвечал. Игроки это сразу чувствуют и ценят.
— Если принять во внимание ваше желание рано или поздно сменить сферу деятельности, рассматриваете ли вы Бузлякова как своего преемника?
— Обязательно. Европейское первенство, в котором он участвовал впервые, дало ему дополнительную мотивацию. Это чувствуется по его работе в “Минске-2006”. Не загадываю, сколько просуществует наш тандем — год или два. В дальнейшем же не вижу причин, по которым он не смог бы возглавить сборную.
— В свое время вы заводили разговор о клубной работе. Сейчас рвение к ней присутствует?
— Особого нет. В предолимпийском сезоне решил не распыляться, потому как уровень Олимпиады очень высок. Сейчас грядет мировое первенство, и думать о совместительстве также нелогично. Такой календарь, что соединить одно с другим нереально. Всю предсезонную подготовку с командой будет проводить дядя Вася, а ты потом должен дать с ней результат, он же как бы ни при чем. Хотя злые языки все равно найдут повод придраться. Раньше кричали: “Как Буяльский может работать со сборной, если он постоянно в клубе и ничего об игроках не знает?” Сейчас наоборот: “Как он может возглавлять сборную, когда не имеет постоянной клубной практики?” Что ни сделай, кому-то не угодишь. Но я твердо усвоил: как только захочешь быть любимым и уважаемым всеми, результата не достигнешь.
— То есть недоброжелатели — это нормально?
— Это как естественный продукт в нашем тренерском ремесле, без него не бывает.
— А когда зависть некоторых коллег увеличилась: с появлением результата или с начислением президентской стипендии?
— Последнее только усилило. Сначала были язвительные высказывания. Мол, на Олимпиаду захотел — смешно. Дал результат — сделали вывод: повезло. Потом еще раз повезло. Так вот последние шесть лет мне постоянно везет. При этом никто не знает, сколько ты зарабатываешь, но все считают, что чересчур много. Хотя до 2007 года за работу в сборной мне платили 100 долларов.
— За чемпионат Европы со сборной рассчитались?
— Все, что было обещано по линии Минспорта и НОКа, получили. Хотя там не выйдешь за рамки положенного. Остальное могла взять на себя федерация. Если бы позволяли финансовые возможности.
— А это правда, что за выход на Олимпиаду федерация обещала 100 000 долларов премиальных и не выплатила?
— Как сказал Лев Васильевич Пименов, это была шутка. Никто ведь не верил, что сможем совершить подобное.
— Вас не удручает уровень чемпионата Беларуси?
— Раньше, когда приезжал из клуба и смотрел на все это, было немного дико. А когда варишься во всем этом… Не вина, а беда наша, что имеем такой чемпионат.
— В межсезонье за границу уехало много игроков сборной: Тарасова, Дурейко, Новикова, Ануфриенко, Лихтарович. Довольны?
— Это реальная действительность. Для баскетболисток, конечно, хорошо. Для Беларуси, наверное, плохо. Впрочем, разделить на черное и белое не могу. Если в нескольких матчах Евролиги Дурейко становится лучшей в составе “Гожува”, разве это плохо? Когда Тарасова в матче забивает 24 очка, а Новикова по 30 минут проводит на площадке — для них это здорово.
— В январе в Беларуси впервые пройдет женский матч звезд. Будет ли он интересен зрителю?
— Начинать, конечно, надо. Другое дело, в каком виде подавать зрелище. Вот у мужчин матч белорусов с легионерами — идеальный вариант. С женщинами сложнее, выбор минимален. Если бы участвовали игроки сборной, тогда другое дело. Более приемлемым видится смешанный вариант, как проводили в России. Он ближе к шоу. Будет жаль, если это выльется в рядовую, скучную игру.
— Всю жизнь вы посвятили женскому баскетболу, а дочку отдали в художественную гимнастику. Почему?
— Старший сын занимался баскетболом. Начинал у Михаила Аркадьевича Феймана, и вроде бы неплохо складывалось. Но наступил период, когда я не мешал ему в выборе, и он перешел в гандбол. Поэтому с дочкой поступил иначе. Думаю, в баскетболе ей было бы психологически очень тяжело.
P.S. “Прессбол” искренне поздравляет Анатолия Сергеевича с юбилеем. Здоровья, удачи, частых и громких побед!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь