Юбилей. Вместо тоста. Шевцовских дней тревожное начало
Не интересовался масштабом намеченных по случаю его 50-летия семейных торжеств. Просто наверняка знаю, что шумное эпикурейство в жанре “репетиция поминок” оказались бы Юре в тягость. Он не из тех, кто склонен подводить итоги, выслушивать панегирики шоуменов и внимать номерам востребованной по разнарядке попсы. Он из когорты неустанно строящих планы, хватающихся за их воплощение с азартом и точным расчетом.
…Рассмотреть в Шевцове будущего тренера еще в пору его победоносной гандбольной молодости не составляло труда. Армейский детсад — густо народившаяся в разгар 80-х в семьях гандболистов минского СКА ребятня — ходил за ним табуном и слушал, разом раскрыв рты. Юра общался с детьми в подвластной только прирожденным педагогам тональности — приспускаясь на ступеньку, уважительно, как с равными. Он неизменно очаровывал детвору заинтересованностью своих вопросов, интересностью темы, увлекал к месту сочиненной или припомненной историей. Юным слушателям с трудом верилось, что это тот самый Дядя Юра, который вот только что, сверкая взглядом беспощадного истребителя, рвал и метал на площадке.
А уж как тянулись к его лукаво-доброжелательному опекунству все армейские новобранцы! Думаю, Шевцову было легко и в радость начинать тренировать, взяв в начале 90-х с благословения Спартака Мироновича под опеку талантливую генерацию белорусских парней 1973-74 годов рождения. Там были Андрей Климовец, Виталик Фещенко, Миша Усачев, Володя Гольдин, Леша Орлов, Антон Лакизо, Саша Пашкевич… Кто знает, что получилось бы в итоге из этой так много обещавшей компании, не разлучи тогда ее и тренера-вожака сюрпризное приглашение из берлинского “Блау-Вайс Шпандау”.
Парни провожали Юрия, пряча слезы. За границей Шевцов отважился еще недолго поиграть. А уже затем, в Германии, случился рестарт его тренерской карьеры — пожалуй, такой благополучной и урожайной на титулы, каких нет ни у кого из легионерствующих ныне белорусских специалистов-игровиков.
Золото бундеслиги, Кубок Германии, Кубок ЕГФ, десятки выпестованных для различных сборных звезд и все это в сочетании с героическим прошлым олимпионика и возрастом тренерского расцвета — вполне достаточно, чтобы еще много сезонов пребывать в когорте наиболее обеспеченных и востребованных клубных рулевых Старого Света.
…Отставку из “Райн Левен”, прервавшую год назад его биографию, не знавшую прежде зазубрин, Шевцов воспринял философски — как возможность испытать себя в иной ипостаси. Последний пункт в его впечатляющем резюме — главный тренер сборной Беларуси — появился нынешним летом. Принимая предложение вернуться на родину от главы БФГ Владимира Коноплева, он принял и нешуточный вызов судьбы. Рискнул так, как никогда прежде. И куда приведет всех нас дорога, которую его штаб только начинает торить, — вопрос с нескорым ответом.
Он круто взял. Карт-бланша на столь резкое омоложение главной команды страны, на такой плотный график централизованных сборов, какой предоставлен нынче Шевцову, не было даже у Мироновича. Однако начало выдалось тревожным: с непростой жеребьевкой грядущей январской квалификации чемпионата мира, с косяком травм ведущих игроков, с подспудным ропотом клубных коллег, недовольных небывалой прежде расстановкой приоритетов.
А он не дрейфит. Он по-прежнему рубит сплеча. Он хочет заставить нас взглянуть на мир так, как смотрит сам: глазами пахаря-победителя из 80-х, увлеченно и с пользой прожившего вдалеке от Стаек и Уручья те годы, когда наш гандбол бездумно транжирил и терял, ничего не предлагая и не получая взамен.
…Наутро после его июльской минской инаугурации мы пересеклись выпить кофе и поговорить для газеты. Уже при расставании Юра с фирменной шевцовской хитринкой напомнил: “Лет пять назад ты написал обо мне слова, с которыми я, подумав, согласился. Там было так: он все и всегда делает вовремя. С тех пор даже интересно стараться соответствовать этой характеристике…”
Давай, дружище, не подведи!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь