Кадровый вопрос. Сергей Бебешко: чемоданная профессия
— Поздравления с первым успехом во главе “Динамо”!
— За поздравления спасибо. Хотя впечатления от игры команды пока неоднозначные. Жизнь приучила при анализе любого матча искать позитив и негатив. Но основное внимание уделять отрицательным моментам. И в этом смысле вижу, что ребятам необходимо прибавлять во многом. В то же время прекрасно понимаю, что по потенциалу “Динамо” серьезно ударила эпидемия травм. Шипенко, Бабичев, Шилович — это очень весомые потери. И, к слову, они подтолкнули к неутешительному выводу: как ни странно, у чемпиона страны короткая скамейка. А значит, нагрузка ложится на плечи небольшой обоймы. Как следствие, возникают трудности с поддержанием высокого темпа, теряется ритмичность. Это проблема. Впрочем, в новой должности я всего несколько дней. Будем считать, что встреча с “Викторией-Регией” — тот самый первый блин, который, как говорят в народе, обычно комом. Утешимся, что при такой игре все-таки одержали победу. С самоотдачей у парней все, похоже, в порядке. И верю, что клубу по силам серьезные свершения. Теперь все мысли, как обеспечить команде регулярный рабочий прогресс.
— В первых матчах при новом тренере игроки, как правило, на площадке из кожи вон лезут. Что называется, нарабатывают авторитет. Заметили подобное рвение?
— Пожалуй. И знаете, это в какой-то мере сыграло с ребятами злую шутку. Скажем, до перерыва сделали по воротам “Виктории” тридцать три броска. И лишь пятнадцать были результативными — крайне низкий показатель. Такое действительно случается, когда от чрезмерного рвения игроки перегорают и совершают уйму ошибок в простых ситуациях. Когда играл сам, в схожих обстоятельствах иногда тоже страдал подобным перехлестом эмоций.
— Самое время пролить свет на околичности вашего переезда в Минск…
— События развивались стремительно. Правда, почва для такого решения уже была. Еще с прошлого года у меня установилась тесная связь с “Динамо”. С его спортивным директором Андреем Паращенко мы вместе играли в молодежной и национальной сборных Советского Союза, потом соперничали в Испании и до сих пор дружим. Неудивительно, что практически сразу после рождения динамовского клуба Андрей набрал мой испанский номер и попросил в меру возможностей посодействовать в формировании. Чем мог, подсобил. Украинцы Саша Косяк и Юра Хауха оказались в команде по моей протекции. Работая в Испании, систематически следил за развитием минского клуба, за соревновательными успехами. Здесь очевиден потенциал во всем: в структуре, в руководстве, в подборе исполнителей. Особенно импонировало, что организацией дела занимались опытные люди, знающие гандбол изнутри, явно не дилетанты. Поэтому, когда две недели назад мне предложили приехать в Минск и осмотреться, согласился. Но, честно говоря, не ожидал такой скорой возможности контракта. Однако мне объяснили, что у Александра Малиновского проблемы со здоровьем. И я, будучи свободным, дал согласие на назначение. Я в гандболе с детства. Это моя жизнь. И прекрасно понимаю Сашу Малиновского. Сам бывал в аналогичной ситуации. Не стану лукавить, неприятный осадок в душе есть. Но все тренеры — наемные рабочие. Сегодня ты на капитанском мостике, а завтра, если не будет результата, место займет другой. Тренер всегда должен держать чемоданы собранными. Бывают дни, когда ты на пике, а бывают — когда в пике.
— В продолжение чемоданной темы. Предыдущим вашим клубом был испанский “Толедо”. Весной он во многом сенсационно пробился в элитную лигу. Однако там заиграл уже под руководством литовца Миглюса Астраускаса. На гребне волны отставка Сергея Бебешко выглядела, мягко говоря, парадоксально…
— Ситуация действительно странная. Насколько знаю, в испанском гандболе она уникальна. Уже три месяца отвечаю на вопросы, подобные вашему. Когда принял второлиговый “Толедо”, мне была поставлена задача по итогам чемпионата войти в шестерку. Только такие ориентиры не по мне. Человек я очень амбициозный. Если за что-то берусь, цели намечаю исключительно максимальные. О том и заявил руководству. Правда, мои наполеоновские планы никто всерьез не принял. Да и старт не задался: из трех матчей проиграли два. Пошли разговоры о моем увольнении. Однако вскоре мы заставили скептиков замолчать, набрали обороты и не сбавляли до финиша. Не скрою, был в курсе, что начальство на протяжении уже трех-четырех лет поддерживало контакт с Астраускасом и двери “Толедо” для этого специалиста всегда открыты — было бы его желание. Но после победы во втором дивизионе не представлял, как меня могут отправить в отставку. А это случилось. Причем переговоры велись за моей спиной. Астраускас не сумел вывести сборную Литвы на чемпионат Европы, остался без работы и позвонил в “Толедо”. Я же только после финиша чемпионата узнал, что с новым тренером уже заключено трудовое соглашение. Такая история…
— Сергей Васильевич, сейчас у вас период активного сбора информации о “Динамо”. Основные источники?
— Всевозможные. Устные консультации, видеозаписи матчей, пресса. Плюс неплохо знаю некоторых ребят. Даже из-за границы следил за их развитием. К остальным присматриваюсь. Провожу индивидуальные беседы, чтобы как можно больше узнать не только об игровых достоинствах, но и о человеческих качествах каждого. Конечно, за неделю-другую нереально обзавестись сведениями, которые иные накапливают годами. Но предварительное мнение составить можно. Например, мне кажется, что некоторые динамовцы утратили тонус. Имею в виду тех, кто выходит на паркет большей частью из резерва. Очертил для себя серьезную проблему: процентов восемьдесят времени на площадке проводят шесть-семь гандболистов. Остальные — глубоко за их спинами. А когда нужно дать передышку основным силам, резервисты из-за малой игровой практики и нервозности доверия часто не оправдывают. Нужно избавлять их от этой боязни. Другой вопрос, что сейчас у нас попросту нет времени, чтобы наиграть варианты. Не за горами поединок против БГК. А любая встреча с мешковцами для “Динамо” — сродни финалу. Нисколько не сомневаюсь, что наша команда в состоянии противостоять любому сопернику. Главное — подготовить игроков психологически, раскрепостить их.
— Какой стиль в работе проповедуете?
— Это вы о противопоставлении “диктатор — демократ”? Когда только ступил на тренерскую стезю, применял, скорее, диктаторские методы. Да и сейчас очень требователен. И в первую очередь к себе. Считаю, что в спорте диктатор и требовательный тренер — понятия почти синонимичные. Однако жизнь вообще и гандбол в частности за последние годы здорово изменились. И наставнику для успеха нужно, конечно же, искать в стиле золотую середину. С одной стороны, команда должна знать: слово тренера — закон. А с другой — нельзя подавлять индивидуальности. Иначе в действиях игроков появятся зажатость и схематизм.
— Смена у руля команды нередко влечет изменения и в тренерском штабе…
— Во-первых, перетянуть в Беларусь ассистентов-испанцев невозможно: они просто не поедут. А во-вторых, в этом нет никакой надобности. Прекрасно знаком с Юрием Карпуком. Мы ровесники, бок о бок выступали за союзную “молодежку”. Юрий — замечательный человек и грамотный специалист. У нас отличное взаимопонимание, в чем убедился буквально за три дня.
— Восемнадцать лет за рубежом — огромный кусок жизни. Нет опасений, что ментально вам будет тяжело снова окунуться в постсоветские реалии?
— Врать не стану: перестроиться будет сложно. Но гораздо проще, чем, скажем, когда на пять лет уехал из Испании во Францию. Все-таки я вырос в СССР и в Беларуси не считаю себя чужаком. Здесь нет языкового барьера, трудностей в общении. Кроме того, в вашей стране у меня множество старых друзей и знакомых, с которыми не раз сводила судьба. А то, что, допустим, в Испании сегодня плюс пятнадцать, а в Минске минус семь — абсолютно неважно. Человек может адаптироваться к любым условиям. Главное, чтобы была любимая работа. А она есть.
— В “Динамо” много игроков сборной Беларуси. Как собираетесь строить взаимодействия с Юрием Шевцовым?
— Пока об этом рано говорить. Но одно понятно уже сейчас: нужно срочно искать компромисс. Ни одна европейская сборная не проводит столько времени на сборах, как белорусская. Для нашего клуба это катастрофа. Не знаю степени нагрузок, получаемых сборниками. Но вижу последствия: после таких сборов ребятам надо давать неделю отдыха. И это, если живы. А травмы? Шилович выбыл из строя на два месяца, с повреждениями вернулись Пуховский, Рутенко… Понимаю, сборная есть сборная. Однако зарплату игрокам платит клуб. А за результаты его выступлений спросят с клубного тренера. Ни меня, ни динамовское руководство тренировочные планы сборной не устраивают. У нас ведь собственная программа подготовки. Поэтому, повторюсь, будем искать с Юрием компромиссное решение проблемы.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь