ЧЕЛОВЕК НА ПЬЕДЕСТАЛЕ. Леонид Назарук: осилили

13:25, 4 июня 2003
svg image
2039
svg image
0
image
Хави идет в печали

А на покинутое армейцами свято место до минувшего воскресенья с равными основаниями претендовали минский “Аркатрон” и БГК имени Мешкова из Бреста. Матч-коронацию выиграли аркатроновцы, добавившие чемпионское звание к завоеванному ранее титулу обладателей Кубка страны. На освоение роли восходителя, покорившего вершину-мечту, президенту “Аркатрона” и замдиректора Республиканского центра олимпийской подготовки по гандболу Леониду НАЗАРУКУ “ПБ” отвел чуть более суток….

— Теперь ты не понаслышке знаешь, что стоит за расхожим афоризмом “А наутро он проснулся знаменитым…”

— В моем случае это странное ощущение тревоги и груза ответственности. Еще не могу толком понять, за что. Может быть, это связано с предстоящим выступлением сборной в плей-офф чемпионата Европы. Против хорватов должна сыграть группа наших ребят. Вот и беспокоюсь, как они будут выглядеть… Если же говорить о радости, то она — больше за команду, не за себя. А главное в сегодняшнем настроении — пожалуй, надежда. Это чемпионство может помочь в какой-то мере решить наши материальные проблемы. Даст бог, найдется спонсор, который изъявит желание познакомиться с нами поближе. Тогда станет легче двигаться дальше.

— Очевидно, что наш гандбольный чемпионат получился в этом году интереснее всех предшествующих — в нем была реальная интрига. Но способствовали ли эти изменения прогрессу вида в глобальном смысле?

— Безусловно. Хотя наверняка ты слышишь и другие мнения: доигрались, мол, потеряли флагман. Это неправда. Говорить о том, что у нас нет гандбола, только из-за того, что его не стало у кого-то, — это еще одна версия темы о незаменимых. Надоело это слушать! Главное, что чемпионат стал насыщеннее в плане спортивной борьбы. Если прежде и было подобие конкуренции между нами и СКА, то это означало лишь две хорошие игры за сезон. А в этом чемпионате за медали сражались четыре клуба. От каждой встречи команд этого квартета соперники, независимо от результата, получали колоссальную пользу. Важно, что прорезался и зрительский интерес к чемпионату — в Минске, Бресте. Уверен, то же самое было бы и в Гомеле, если бы тамошняя команда повела себя иначе — сохранила состав и поборолась за место в пятерке. Более полезных сезонов с тех пор, как мы стали самостоятельными, не было. И я считаю стратегической ошибкой то, что мы на первых порах не задумались о стимулировании конкуренции. Да, ее не сделаешь искусственно, на пустом месте. Но предпосылки для создания жизнеспособных клубов у нас были. Резервы не исчерпаны и сейчас. Например, может проявить себя Гродно — там сохранилась неплохая детская школа…

— И все же: за счет чего в нашем гандболе произошло так вдохновившее тебя уравнивание сил?

— Думаю, неверно говорить, что мы и другие клубы топтались на месте, а СКА опускался до уровня конкурентов. Хотя спад у армейцев произошел, и этому есть причины. Конечно, нам по-прежнему далеко до высот армейского клуба, блиставшего некогда в еврокубках. Но прогресс нашей команды очевиден. И он будет продолжаться, если мы эту команду сохраним. Уверен: удержим ребят вместе еще лет пять — и они смогут показать такую же игру, как тот звездный СКА.

— В наших условиях решение такой задачи неизбежно перетекает в поиск средств для существования клуба…

— В этом сезоне мы получили серьезную финансовую поддержку со стороны городского управления по физкультуре и спорту. Когда решался вопрос о распределении денег, меня в присутствии коллег из других игровых видов спросили о предполагаемом результате. Сказал, что будем бороться за золото и Кубок. Нам со скепсисом, но поверили. Очень важно, что мы сдержали то обещание и стали единственным чемпионом из команд, курируемых столичными властями. Думаю, мы и теперь не будем иметь проблем с их поддержкой. Именно это в значительной мере предопределило наше чемпионство, потому что позволило правильно, без оглядки на кошелек, планировать подготовку. Мы получили возможность обеспечить нашей молодежи неоценимую школу Профессиональной гандбольной лиги. Планируем выступление в ПГЛ и на новый сезон. Нас ждет дебют в Лиге чемпионов. Там реформируется система розыгрыша, и теперь больше шансов пробиться в групповую стадию — а это шесть игр в турнире, где не бывает слабых. Конечно, далеко не все финансовые вопросы у нас решены. Есть игроки, которые имеют приглашения зарубежных клубов на условия, гораздо лучше тех, что можем обеспечить мы.

— Выход?

— Постараться убедить людей, что, оставаясь здесь на меньшей зарплате, они выиграют в другом. Мы обеспечим им возможность получить престижное образование. Мы поможем им в достижении уровня мастерства, с которым они через несколько лет будут представлять реальную ценность для элитных зарубежных клубов уровня “Барселоны”.

— А как тебе уровень астраханского “Лукойла-Динамо”, с которым “Барса” встречалась недавно в финале Кубка ЕГФ? Ведь россияне готовы хоть сегодня купить у вас Сергея Горбока…

— Не они одни. Нашими игроками интересуются и украинский ЗТР, и клубы из дальнего зарубежья. Реагируем на это очень спокойно. 21 год того же Горбока — это не возраст зрелого гандболиста, это возраст становления. Нам есть куда двигаться всем вместе. И очень хотелось бы, чтобы нам не мешали.

— В идиллическую картину единства целей плохо вписывается история внутриклубных разногласий в разгар сезона, которые со стороны смахивали на бунт.

— Никто не бунтовал. Игроки отстаивали свои интересы, что в некотором смысле естественно. Конфликтная ситуация возникла на почве учебы. Один из наших краеугольных принципов: создание “умной” команды, игроки которой должны учиться в вузах, причем отнюдь не физкультурных. Так вот, после серии удачных выступлений ребята решили, что их игрового багажа достаточно, чтобы продолжать в том же духе, и стали пропускать слишком много тренировок в угоду учебе. Ни я, ни тренеры не могли с этим согласиться. И поставили вопрос ребром, наказав прогульщиков материально. Они этому воспротивились. Мы провели собрание, постарались понять друг друга и расставили точки над “i”. Конфликт исчерпан. Теперь они и хорошо учатся, и тренируются без пропусков. Оказалось, это можно совмещать.

— Мы еще ничего не сказали о работе вашего тренерского тандема…

— Николая Жука и Владимира Азова я в шутку называю самыми заслуженными из незаслуженных тренеров страны. Документы на присвоение им почетных званий лежат в министерских столах уже несколько лет. Мы вместе начинали делать “Аркатрон” в 95-м. Вместе с командой они росли, прошли путь от детских тренеров до профессионалов, работающих в спорте высших достижений. Подтверждение их высокого уровня — серебро юниорской сборной страны на чемпионате Европы трехлетней давности. У наших тренеров полная психологическая совместимость — они дружат с детства. Я очень доволен их работой.

— Считаешь, наставники выжали максимум из возможностей этого состава?

— Здесь есть о чем подискутировать. Все знают, что игра “Аркатрона” строится на двух лидерах — Барвиюке и Горбоке. Психологически оба готовы брать на себя львиную долю ответственности за игру, несмотря на то, что их зачастую держат персонально. На мой взгляд, иногда активность полусредних обретает форму перекоса, идет во вред команде. Другие игроки передоверяются лидерам, пассивничают, чувствуют себя скованно, ошибаются. Зачастую именно с этим связаны наши спады в середине вторых таймов, когда Андрей и Сергей устают, а команда не готова это компенсировать. Между тем решающий матч в Бресте, когда мы в самом начале потеряли Барвиюка, показал, что сыграть смело и удачно у нас могут многие. Я клоню к тому, что порой ответственность за результат не позволяла тренерам делать замены и выпускать в игру тех, кто моложе. Да, чувствовалась разница в классе, но ведь простой резервистов эту разницу только усугублял. Рискуя, мы могли бы быстрее получить достойную скамейку. Но это палка о двух концах. Потому что, излишне рискуя, можно было и проиграть. И тогда я упрекал бы Жука и Азова уже в другом…

— А как ты относишься к тому, что, тренируя взрослых, они продолжают вести у вас в РЦОПе еще и детские группы?

— Это здорово! Видел бы ты вчера глаза Володи Азова, когда он, еще ошалевший от воскресной победы, выходил на площадку к своим пацанятам. И у Жука есть свой спецкласс, а в нем — два великолепных парня, чьи задатки — под стать Горбоку и Барвиюку. Со взрослой командой наши тренеры заняты на двух тренировках в день. Оргработой они не загружены — есть кому помочь. Зато остается время еще и для занятий с младшими. Это другой уровень ответственности и напряжения — там они отдыхают душой. Если угодно, одно из главных слагаемых нашего успеха то, что мы не разорвали контакт с РЦОПом, с детской школой. У нас единые традиции, “сыгранный” тренерский состав с минимальной текучестью кадров. Важные роли в нем отводятся Борису Репкину и Николаю Короткому, увлеченно работающим с “Аркатроном-2”. Практически вся золотая команда, за исключением Крайнова и Якимовича, воспитана в нашем центре. Добавь к этому сегодняшних кандидатов в сборную из других клубов: Ваню Бровко, Андрея Курчева, Дениса Максимовича, Васю Островского, Лешу Жука, Володю Галушко, Игоря Соколовского…

— А в это время легендарный СКА с трудом наскребает людей для стартовой семерки. У тебя есть этому объяснение?

— Есть. Хотя мне трудно понять, как при двух работающих на армейский клуб училищах олимпийского резерва — республиканском и областном — СКА оказался в этом сезоне в такой кадровой яме. Очевидно, что РУОР работает неэффективно. Там постоянно собирают какие-то команды по возрастам, формируют сборные. Тогда как училище должно ставить задачу подготовки не команд — личностей! Есть перспективный парень — бери его, работай, несмотря на возраст. Нет, им нужны только четные годы рождения — мол, это основа при подготовке к юношеским чемпионатам Европы. Какая Европа?! Съездят на квалификацию, сыграют три матча, вылетят — и до свидания. Этих распускают — собирают других. Вот и расхлебывает теперь уважаемый Виктор Петрович Косинский заваренную им кашу. Вместе со Спартаком Петровичем Мироновичем, которого мне искренне жаль.

— Итак, принципиальное отличие “Аркатрона” от СКА…

— …в том, что мы не порвали с корнями, не сидим и не ждем, что другие поднесут нам патроны. Когда мы создавали клуб на базе РЦОПа, многие скептически смотрели на эту инициативу. Клерки Минспорта вставляли нам палки в колеса, признавая только одну школу и одного тренера. Жизнь показала: все это неправильно. Дорогу осилит идущий. Мы пошли по этой дороге, и мы ее осилили.

— Ваши главные конкуренты из Бреста идут, похоже, другим путем?

— Там совсем другая финансовая ситуация. Брестчане могут позволить себе дорогие покупки. Хотя я слышал, что они уже взялись за создание второй команды, которая будет формироваться на базе воспитанников местного УОРа. Если так, то и брестскому клубу обеспечены стабильность и долголетие. А нам — беспокойная жизнь. И это радует.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?