Лауреаты года. Сборная под вопросом

20:59, 28 декабря 2009
svg image
2529
svg image
0
image
Хави идет в печали

— Спасибо за поздравления с победой в опросе. Но она принесла бы больше положительных эмоций, сумей мы пробиться в дивизион “А”. С удовольствием поменял бы награду на звание “команда года” для сборной. Но увы…

— Это был последний вагон, в который наш баскетбол мог вскочить?
— Ну зачем сразу так пессимистично? В принципе все не столь плохо. При надлежащей подготовке и заботе о команде не на словах, а на деле выход в высший свет — не такая уж несбыточная мечта.

— Однако пока мы из цикла в цикл только и делаем, что задаемся вопросом: чего не хватило для решающего шага?
— Действительно, проблемы одни и те же. И говорят о них вроде бы вполне предметно, но только воз и ныне там… Взять нынешний отбор. Только ленивый не сравнивал, что было сделано в Грузии для повышения в классе национальной команды и что происходило у нас. Это небо и земля. А ведь в современном спорте мелочей нет, важно все: начиная от спаррингов и заканчивая премиальными. У нас же в это по сей день не верят.

— Как оценишь намечающуюся тенденцию отказа лидеров от участия в следующей квалификации? Например, в начале декабря Георгий Кондрусевич уже намекнул на это в одном из интервью украинским СМИ…
— Цепная реакция более чем реальна. Но вряд ли у кого-то хватит наглости осудить игроков. По сей день с ребятами не рассчитались за последние два года, которые они посвятили сборной. Согласись, выполнять работу на протяжении нескольких месяцев и не получить ни копейки — это ненормально. При этом у чиновников на все вопросы один простой ответ “Вам не положено!” О чем здесь можно говорить?!

— После прихода в баскетбольную власть председателя хозяйственного суда много говорилось о “факторе Каменкова”. Но и он, похоже, не помог сдвинуть дело с мертвой точки…
— Знаю, что Виктор Сергеевич старается делать все возможное для преобразований. Но все-таки он не министр спорта, который способен за счет авторитета и полномочий разрулить те же организационные вопросы. Должен быть более комплексный подход к решению проблем, а не спешные попытки погасить “пожарные” авралы. У нас в стране по отношению к спортсменам вообще руководствуются странной логикой: сначала покажите результат, а потом уж мы вами будем заниматься. Вспомни историю с женской сборной, к которой до успехов также не было никакого интереса сверху. Так вот, когда Дима Кузьмин был на приеме у министра спорта, то задал резонный вопрос. “Мужская команда в 1994-м показала результат, но разве это что-то изменило?” Ведь, по сути, за 15 лет картина осталась прежней!.. Мужской баскетбол в стране стоит на грани — при развитии событий такими темпами национальную команду вскоре примутся собирать с миру по нитке…

— Будет ли в ней Егор Мещеряков?
— Этот вопрос оставлю без ответа до конца сезона. Только когда разберусь со всеми клубными делами, возьмусь за размышления о дальнейшей карьере в сборной.

— Что посоветуешь брату, у которого неоднозначно складывается заокеанская карьера, если Никите вновь придет вызов из Минска?
— Трудно сказать. С одной стороны, ему необходимо играть на высоком уровне, поэтому участие в международных матчах наверняка пойдет на пользу. Тем более квалификация приходится на август — месяц, который в принципе в американском баскетболе пуст. Но опять же, существует ряд нюансов, не позволяющих однозначно говорить: “Да, поезжай”.

— Как воспринял потенциальное назначение дуэта Фейман — Кривонос на главную должность в сборной?
— Это мина замедленного действия, которая уже детонировала как в случае с Александром Попковым, так и во времена Александра Борисова. Тренера приглашают по схеме: давайте вы согласитесь рулить, подпишете контракт, а уж потом обсудим варианты поддержки сборной. При этом, естественно, не предоставляются ни должная материальная база, ни необходимый минимум для игроков и тренерского состава. Как говорил Попков, сюда хоть Фила Джексона привези — и он не справится, потому что его судьба, равно как и судьба парней, что рискнут защищать честь всей страны, функционерам будет по барабану. И вот это на самом деле страшно.

— Не находишь, что получается подстава? Ведь тот же Кривонос под залог доброго имени наверняка обратится за помощью к парням, с которыми играл и вместе съел пуды соли. Но далеко не факт, что по окончании цикла функционеры дадут ему сдержать обещания…
— Именно! Знаешь, перед первым матчем плей-офф с грузинами, который игрался в Могилеве, со стороны федерации или Минспорта было бы неплохо привезти ребятам хоть какие-то деньги. Показать, мол, мы на самом деле заинтересованы в дальнейшем успехе, готовы оказывать поддержку, а не только задачи ставить. Вместо этого с командой было проведено собрание, где главенствовал тезис: “Вам не положено. Вопрос решается, но, скорее всего, не решится”. И с каким настроением после этого выходить, особенно когда в групповом раунде одержаны семь побед?! Тому же тренеру очень сложно настраивать ребят — все прекрасно видят, что никому, по сути, успехи в плей-офф близко не нужны… Поэтому неважно, кто будет стоять у руля. Сейчас прежде всего необходимо всех одеть и обуть, создать условия для нормальной работы штаба, обеспечить страховками, продумать вопросы компенсаций — пласт для работы просто колоссальный.

— Неужели никто из руководства с вами начистоту не говорил?
— Ну, почему же? Была десятиминутная встреча с министром спорта в Стайках непосредственно перед одной из утренних тренировок. Немного незапланированная, потому что он приехал представлять нового тренера то ли по дзюдо, то ли по борьбе, а потом по ходу заглянул в зал. Увидел нас, удивился, посмотрел пристально на строй, где люди были одеты, кто во что горазд, и заявил: “Что-то вы выглядите, как банда Махно”. На что ребята резонно возразили: “Нам тренировочную форму никто не выдавал”. Амуниция-то была (приобрели ее за свои деньги), но использовалась только на вечерних занятиях, где проводились требовавшие однотонности двусторонки. Утренний же тренинг индивидуален, поэтому пестрота и разноцветность маек не были критичны. В общем, министр еще раз недовольно окинул команду взглядом и пообещал, что в течение недели все получат экипировку. Как легко догадаться, ничего сделано не было.
А откровенный разговор… В министерстве в один голос твердят, что команде из дивизиона “В” ничего из заявленного ее игроками не положено. Видимо, существуют определенные схемы, по которым чиновники движутся и за рамки которых не могут выйти — нормативы спортивного законодательства не позволяют. Но команде от этого не легче. Хотя на фоне сегодняшних трат в белорусском спорте речь идет о мизерных выплатах. К примеру, по ставкам Министерства спорта, если исходить из критериев дивизиона “А”, нам остались должны за семь игр около трех-четырех тысяч долларов на человека. Назовешь эти гонорары “сумасшедшими деньгами”?..

— В свете рассказанного тобой история с превращением Данте Стиггерса в белоруса выглядит мыльным пузырем. Ведь какой иностранец решит окунуться в такое болото?
— Начнем с того, что по всей планете схема натурализации действует не первый год и приносит дивиденды даже ведущим баскетбольным странам. Та же славная балканскими талантами Черногория привлекла под знамена американского защитника Омара Кука — и сейчас живет припеваючи. Нашей сборной, уверен, привлечение легионера также дало бы позитивный импульс. Логичен вопрос: потянем ли мы это материально? Традиционно считают, что натурализация стоит немалых денег. Однако финансовый фактор не столь критичен, как его привыкли раздувать — речь идет не о миллионах долларов. Мало того, сделка выгодна самому американцу! Европейский паспорт будет ему классным подспорьем при игре в Старом Свете, поскольку парня перестанут считать легионером. То есть надо лишь немного заинтересовать человека, позаботиться о его комфорте — и всем будет хорошо.

— Уверен, после беседы найдутся “специалисты”, которые будут говорить, что финансы для игроков сборной на первом месте…
— Думаю, у людей не будет оснований нас упрекать. Ведь полтора десятка лет они видят, как ребята, имеющие карьеры и семьи, приезжают в Беларусь, выходят на площадку и в каждом матче, не жалея сил и рискуя здоровьем, бьются за честь страны на голом энтузиазме. И наверняка любой здравомыслящий болельщик, зарабатывающий на жизнь собственным трудом, согласится: если делаешь дело на совесть, заслуживаешь мало-мальски достойного поощрения. В этом же цикле мы на самом деле постарались на славу: да, не добились максимума, который покорился Грузии, но в тех условиях, в которые были поставлены, и без того прыгнули выше головы.

— Слова “рискуют здоровьем” в свете травм Николая Алексеева и Арсения Кучинского прозвучали показательно…
— Употребил их отнюдь не для красного словца. Просто страховки ФИБА, обязательные для каждой национальной команды, распространяются только на официальные матчи, которые проходят под эгидой организации. Все же, что случается в подготовительном процессе — повреждение, которое на два месяца вывело Колю из строя, или травма Сени, — остается на твоей совести. Знаю, что девчонок из сборной сверх обязательной программы отдельно страхует одна из белорусских компаний, чтобы те спокойно себя чувствовали на тренировках. У нас же выходишь на занятия просто на свой страх.

— К женской дружине нынче относятся с трепетом. В декабре даже объявили о создании суперклуба, который должен стать базой для национальной команды. Может, есть смысл и в мужском ведомстве соорудить подобное?
— Это станет большим подспорьем для развития баскетбола. Всегда по-хорошему завидовал тем же литовцам, которые могут вернуться на родину и сыграть за “Жальгирис” или “Летувос Ритас”, если у них не пошла карьера в Европе. В истории было предостаточно случаев, когда ребята после травм или прозябания на лавках за рубежом приезжали домой, восстанавливались, выступали в престижном турнире и возвращались на топовый уровень. Так что базовый клуб необходим. В “Минске-2006” пытаются такой создать, но получится ли — большой вопрос. Ведь о нем у нас в стране говорится уже последние семь-восемь лет. Что из этого получилось, лишний раз напоминать не стоит.

— Давай затронем еще одну острую тему. Не секрет, что многие при выборе лучшего баскетболиста Беларуси противопоставляют Мещерякова Веремеенко. Не напрягает такой антагонизм?
— Все взрослые люди: и Вова, слава богу, не мальчик, и я давно уже вырос из коротких штанишек. Конечно, мы не лучшие на свете друзья. Но называть нас заклятыми врагами или сталкивать лбами в сравнениях совершенно неверно и даже глупо. У нас нормальное профессиональное отношение друг к другу: поскольку каждый прошел в спорте долгую дорогу, где были и травмы, и взлеты, и падения, взаимное уважение превалирует над остальным. Ну а по поводу различных домыслов… Бывает, конечно, пишут люди глупости, будто мы при встрече даже руки друг другу не подаем. Но это ничего, кроме улыбки, не вызывает.

— Нынешним летом без провокаций опять не обошлось…
— Почему-то эту тему особенно любят мусолить перед созывом национальной команды: вот Володя в сборную не приехал, а Егор откликнулся на вызов, поэтому один плохой, а другой хороший. Но в данном случае Веремеенко прекрасно понимаю. Родись у меня перед сборами сын или дочка, наверняка тоже пропустил бы соревнования.

— В твоих ближайших планах такое событие фигурирует? Хотелось бы уже и чету Мещеряковых с прибавлением поздравить!
— Будем надеяться, что в скором времени предоставлю такой повод.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?