ЧЕ. ИТОГИ. Луна в воде
Сказка — ложь
Неистребимая вера в сказки исконно присуща славянской душе. Только в нашем фольклоре, как подмечено уже многими, настолько последовательно воспеваются страсть и стремление к достижению заветной цели легким путем, к победе вопреки логике и обстоятельствам. И наверняка, если переложить недавно завершившийся чемпионат на мотивы небылиц, знакомых нам с детства, финал для провалившейся белорусской сборной оказался бы совсем другим. Жили в холоде, работали в голоде, собрались вместе за неделю до старта, не сыграли в полном составе ни одного турнира — но в Дании все равно и вне всяких сомнений обязаны были выступить великолепно. Размашистые атаки должны были смести оборону норвежек и датчанок, отмобилизованная оборона — нейтрализовать грозных нападающих соперниц. А в качестве хэппи-энда воскресным вечером в эфире Первого национального телеканала наши девчата примерили бы золото чемпионок. В крайнем случае — серебро. Но… Что-то не связалось, на авось не проскочили. Добрая фея не взмахнула волшебной палочкой, тыква не превратилась в карету, а мыши — в вороных скакунов. Золушка осталась замарашкой, а возможная сказка — химерой.
Мышь на допросе у кота
Валерий Певницкий, назначенный главным тренером нашей команды за три недели до старта чемпионата Европы, наверняка знал, что чудесного преображения не произойдет. И дело даже не в том, что Валерий Петрович отнюдь не волшебник, а еще только учится. Суть в другом: наставник принял полностью разобранный коллектив, белорусская составляющая которого (игроки чемпиона страны — минского БНТУ) из-за серьезной болезни Леонида Гуско полгода не знала более или менее серьезных тренировок. Оставляла желать много лучшего и функциональная готовность легионерок, съехавшихся за неделю до старта. От нагрузок, предложенных Певницким, застонали не только минские гандболистки, но и лидеры коллектива. Тренер в прогнозах не лукавил и, что немаловажно, не перестраховывался, не подстилал заранее соломку, хотя и знал, что упадет. Ведь он не мечтатель, а реалист. И максималист. Потому и заявил минимальной высотой, на первый взгляд, возможную, но изначально утопическую задачу выхода во второй этап соревнований.
Наверное, это правильно. Складывать оружие еще до сражения не в характере Певницкого. Надеялся тренер и на боевитость команды, уповал на воспетый Некрасовым образ славянской женщины, что и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет. Не вышло. Не потому, что не хотели. Просто не смогли.
Размышляя о провале нашей команды в Орхусе, будет неправильно зацикливаться на какой-то одной из причин неудачи и говорить о том, что именно она сыграла решающую роль. Те, что уже названы, лежат на поверхности и заметны всем. Они составляют целый комплекс обстоятельств, приведший к неутешительному результату. Никогда за время выступлений в топ-турнирах (а было это четырежды) сборная Беларуси не имела оптимальной подготовки. Вечно в силу специфики нашей жизни она сталкивалась с трудностями и проблемами. Однако никогда прежде команда не выглядела настолько беззубой и безыдейной. Все три дня выступления в Дании белоруски играли безобразно, не попадая в ноты, не чувствуя ритма той музыки, которую требовал от них дирижер.
Могло ли быть иначе? Вряд ли. Исполнители у нас далеко не выдающиеся, а на такой престижной сцене сыграть сложную партитуру без репетиций невозможно. И тем не менее стоит воздержаться от размахивания шашкой, снося головы гандболисток и тренера. Им и без того уже досталось, прежде всего — от самих себя. У них самолюбие и гордость ущемлены во сто крат больше, чем у нас, наблюдавших и писавших. Отправившись в Данию в качестве равноправного претендента на награды, белорусская команда оказалась в роли мыши, попавшей на допрос к котам. В запаснике команды не нашлось ни одного серьезного аргумента, способного уверить гандбольное сообщество в ее состоятельности. Единственная позиция, которая не вызвала нареканий, — линейная. Действия Татьяны Силич стали откровением для многих (и для нас, наверное, тоже), но только не для датских болельщиков и специалистов — их наша Таня уже давно приучила к игре стабильно высокого уровня, выступая в чемпионате Дании за “Рандерс”. Отчасти удовлетворили и действия вратаря Натальи Петраковой, но лишь в сравнении с откровенно слабым выступлением остальных командных линий. Ведь, если объективно, до уровня таких прим, как француженка Валери Николя, датчанка Карин Мортенсен и норвежка Хейди Тьюгум, Наташа явно не дотягивает. Все остальные белоруски по тем или иным причинам чемпионат провалили. Конечно, при желании каждой из них можно найти оправдание. Анна Галынская играла с бронхитом, и даже бег давался ей с превеликим трудом. За Раисой Тиханович после бомбардирского залпа в первой встрече соперницы следили более чем внимательно. Не позволяли разбежаться Татьяне Хлиманковой. Явно потеряла навыки игры на углу (если когда-нибудь их имела) Алла Матушковиц. Только надо ли говорить обо всем этом? В едином организме, коим является команда, приехавшая защищать честь страны на чемпионат Европы, отказ даже одного из органов может привести к летальному исходу. Здесь же из всех функционировал лишь один. Это верная смерть.
Ломка над пропастью
Валерий Певницкий, как любой главный тренер, в ответе за провал своей команды. Однако попридержим при себе обвинительный тон и лишь констатируем очевидное. Будь он хоть семи пядей во лбу, все равно не сумел бы за столь короткое время и в условиях колоссальной нервотрепки слепить коллектив, способный к достижению высоких результатов. В этой ситуации Валерий Петрович стал заложником обстоятельств, а еще — собственных рвения и энтузиазма. Как человек действенный и подкованный теоретически, он решил, что сможет, успеет. Ему хотелось работать, строить, создавать. Засучив рукава, наставник принялся ставить плохо знакомому коллективу новую, безусловно, более прогрессивную в теории игру. И тем самым до основания сломал архаичную прежнюю. Уже с десяток лет девчата выступают в сборной бок о бок и могли разыгрывать старые схемы с закрытыми глазами. На этом багаже наверняка можно было решить задачу выхода во второй этап. Но там команда испытала бы настоящий позор, проигрывая без шансов и с огромной разницей в мячах. Еще несколько лет сборная могла находиться в элитной гандбольной семье в качестве Золушки, понукаемой сильными мира сего, не имея шансов на место при дворе. Положение белорусского женского гандбола в мировом сообществе можно сравнить с отражением луны в воде: видишь светило, но на самом деле его там нет. Новый тренер не захотел ждать и тешить себя иллюзиями. Он затеял ломку старого накануне старта и тем самым спровоцировал и ускорил падение стабильной, но не хватающей звезд с неба дружины в пропасть, у края которой стояли уже давно.
Признаки нездоровья женской сборной дали о себе знать не сегодня и не вчера. Современные тенденции развития гандбола помогают проследить простую закономерность: не имея сильного внутреннего чемпионата (или хотя бы суперклуба, где была бы собрана обойма претендентов на выступление в главной команде страны), нельзя рассчитывать на успехи сборной. Далеко ходить за примерами не надо. Отнюдь не слабая сборная Голландии наиболее яркую и содержательную игру демонстрировала именно в тот период, когда воплощала в жизнь так называемый “Оранжевый план”. Его суть заключалась в том, что все сильнейшие гандболистки Страны тюльпанов были собраны вместе под началом наставника сборной Берта Бауэра. Так голландки готовились к Олимпиаде в Сиднее и всерьез рассчитывали на попадание туда. Увы, грезам не суждено было сбыться. Мечта разбилась после нескольких обидных неудач, а ее кусочки — ведущие гандболистки — разлетелись по зарубежью, большей частью осев в сильнейшем в мире датском первенстве. Собираясь вновь, они уже не выглядят монолитом, а представляют собой лишь мозаику, составленную наспех и рябую от обилия цветов. На первый взгляд, рисунок просматривается, но он не цельный, а состоит из отдельных кусочков. И нет ничего удивительного, что именно Голландия первой лишилась шансов на выход во второй этап чемпионата Европы, уступив во всех поединках. За ней проследовали белоруски. Заметим, именно эти два коллектива имели в заявках наибольшее число легионерок и составы обеих названных команд весьма стабильны: костяк из 9-10 человек играет в них уже более пяти лет. Однако это кажущийся плюс. Постоянство объясняется тем, что действующим сборницам нет достойной смены, взращенной в национальных чемпионатах.
Предпосылок для улучшения ситуации в Беларуси пока не просматривается. Нет не только более или менее достойного первенства страны. Нет ничего — выжженная земля. Пять клубов, едва сводящих концы с концами, да несколько детско-юношеских школ, дышащих на ладан. Нет должного медицинского оснащения, современных компьютерных методик. На подъем именно этих составляющих будущего успеха и намерен бросить все силы и энтузиазм Валерий Певницкий. Многое зависит и от усилий обновленного руководства федерации, которой, хочется верить, окажется по плечу перестройка после эпохи застоя.
Экзамен на чин
Перемены будут. В худшую ли сторону, в лучшую — покажет жизнь. Новый тренерский штаб сборной в составе Валерия Певницкого и Константина Шароварова вынужден будет лепить новую команду. Думается, как люди опытные они не станут следовать традициям большевизма — рушить до основания, а затем… Им предстоит использовать качества дипломатов, идти на компромисс, чтобы не потерять все. Заявила об отказе выступать за сборную Татьяна Силич. Под большим вопросом пребывание в ней Ирины Колпаковой и Аллы Матушковиц. Взяли время на раздумье и другие игроки. Однако независимо от того, останутся эти гандболистки в обойме или нет, не приходится спорить с тем, что сборной нужна свежая кровь. Необходимо удержать в стране юные дарования, не разбазарить то немногое, что у нас еще сохранилось. Еще не поздно вернуть семнадцатилетних Ингу и Ирину Гайжютите, Екатерину Лисок, которых летом этого года сманили в российские клубы. Не стоит брезговать и услугами проверенных бойцов, ранее отказывавшихся играть в национальной команде.
Моральное право спрашивать новое руководство сборной за результат мы получим уже скоро. Первый экзамен на чин тренерскому дуэту предстоит уже в конце мая будущего года. В матчах плей-офф за право играть в финальном турнире чемпионата мира 2003 года в Хорватии белорусская дружина может взять реванш за одну из трех датских оплеух. Жребий по-прежнему покладист: он выбрал в соперники белорускам словенок. Из возможных вариантов этот далеко не худший…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь