КВАЛИФИКАЦИЯ ЧМ-2005. Возвращаться — плохая примета
Соотнеся сказанное с намеченным графиком перелета белорусской гандбольной сборной на ответный матч против австрийцев, можно было легко прийти к заключению: ночевать мы будем где угодно, но только не в Инсбруке. В реальности все выглядело так: после восьми (!) часов скуки и дремы в пустынных аэропортовских холлах в два часа ночи команда вылетела в Вену на другом самолете, присланном на подмену авиакомпанией “Austrian Airlines”. Еще через пару часов игроки разошлись по предоставленным им номерам венского аэровокзального отеля. А уже через три часа начиналась посадка на первый утренний рейс в Инсбрук. Играть предстояло через полсуток после запоздалого прилета в сердце Тироля…
МУЖЧИНЫ. ЧЕМПИОНАТ МИРА. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ТУРНИР. ГРУППА 5
АВСТРИЯ — БЕЛАРУСЬ — 24:19 (12:9)
23.01. ИНСБРУК. Спортзал “Хеттинг Вест”. 1000 зрителей. 20.15.
АВСТРИЯ — Биндер, Хуэмер (дважды на семиметровые); Шлингер (8), Фельзер (4), Гюнтер, Вильчински (1/1), Дьюкич, Фриде (3), Копайнигг (1), Кайнмюллер (5), Варга, Абадир (1), Дитцер (1), А.Штахельбергер.
БЕЛАРУСЬ — Гальмак, Соколовский (н.в.); Бровко (2/1), Курчев (2), Галушко, Васильев (2), Нежура (н.в.), Усик (5/1), Островский (4), Нехайчик, Каршакевич (2), Громыко, Митковец (2), Подосинов.
СУДЬИ — Фляйш, Рибер (Германия). ШТРАФНОЕ ВРЕМЯ — 10:10 Фельзер, Гюнтер, Копайнигг, Варга, Шлингер и дисквалификация — Громыко, Подосинов, 4, Каршакевич, 4 и дисквалификация), ПЕНАЛЬТИ — 2/1:3/2 (Гальмак парировал бросок Копайнигга — Хуэмер парировал бросок Бровко).
ХОД ИГРЫ — 1:0, 1:1, 3:1, 3:2, 5:2 (11.), 5:4, 7:4, 7:6, 10:6 (25.), 10:8, 12:9 — 13:11, 15:14 (46.), 18:14 (50.), 18:15, 20:15 (53.), 20:16, 24:16 (59.), 24:19.
ЛУЧШИЕ — Шлингер, Фельзер, Биндер — Гальмак, Островский, Усик.
ПРОВЕДЕННЫЕ МАТЧИ. 8.01. Траун. Австрия — Италия — 24:23. 11.01. Кьети. Италия — Австрия — 27:23. 14.01. Кьети. Италия — Беларусь — 32:28. 18.01. Минск. Беларусь — Италия — 27:24. 21.01. Минск. Беларусь — Австрия — 30:23.
ТУРНИРНАЯ ТАБЛИЦА
И | В | Н | П | М | О | ||
1. | ИТАЛИЯ | 4 | 2 | 0 | 2 | 106-102 | 4 |
2. | Беларусь | 4 | 2 | 0 | 2 | 104-103 | 4 |
3. | Австрия | 4 | 2 | 0 | 2 | 94-99 | 4 |
БОМБАРДИРЫ: Иван Бровко (Беларусь) — 24, Марчелло Монтальто (Италия) — 21, Василий Островский (Беларусь), Алессандро Тарафино (Италия) — по 18, Роланд Шлингер (Австрия) — 17, Пьеро Ди Лео (Италия) — 13, Клеменс Кайнмюллер, Давид Шлезак (оба — Австрия), Алессандро Фузина, Симоне Ронки (оба — Италия) — по 12.
СБОРНАЯ БЕЛАРУСИ В КВАЛИФИКАЦИИ ЧМ-2005
Иван Бровко — 24 гола/10 с пенальти, 4 матча; Василий Островский — 18, 4; Алексей Усик — 16/5, 4; Андрей Курчев — 11, 4; Максим Нехайчик — 8, 4; Владимир Климовец — 7/1, 1; Алексей Васильев — 6, 4; Максим Каршакевич — 3, 4; Александр Подосинов — 3, 3; Илья Митковец — 3, 2; Владимир Галушко — 2/1, 4; Юрий Громыко — 2, 4; Сергей Горбок — 1, 1; Михаил Нежура — 0, 3; вратари: Николай Гальмак — 0, 4; Игорь Соколовский — 0, 2; Андрей Крайнов — 0, 1.
После столь невразумительного и измотавшего всех ночного путешествия не оставалось эмоций даже на то, чтобы иронизировать по случаю неприбытия багажа Миши Нежуры или любоваться обступившими город альпийскими пиками-исполинами. Единственным, имевшим смысл тренерским указанием могло быть то, что и прозвучало из уст Спартака Мироновича: “Едим — спим — едим — снова спим — пьем кофе — собираемся на игру”. Вся надежда была на сон вдогонку потерянной ночи. Но она не сбылась…
На установке, не услышав от подопечных жалоб на самочувствие, тренер решил повторно рискнуть и предложил команде со стартовых минут применить тот же сверхактивный вариант защитных действий, которым команда двумя днями раньше сломала австрийцев на родной площадке. Копия оказалась заметно хуже оригинала, представленного в Уручье. Во-первых, к такой игре гостей были морально готовы соперники — отсутствовал фактор внезапности. Во-вторых, к таким действиям белорусы оказались не готовы уже сами — физически. Ватным ногам не хватало подвижности, мозг запаздывал включать команду на подстраховку. А без выполнения важнейшего условия успеха активной обороны — синхронности движений — она превращалась из похвального игрового остроумия в сомнительную авантюру.
Миронович признал неудачность выбора уже к середине первого тайма и дал команду перестроиться на менее сложную в исполнении схему 5-1 с Каршакевичем в роли перехватчика. В обороне проглянула стабильность. Но это лишь отчасти решало белорусские игровые проблемы, ибо основная их часть обнаружилась на противоположной половине площадки. Катастрофически не ладилось позиционное нападение. Броски Галушко, Курчева и заменивших их вскоре Усика и Митковца со стандартных позиций полусредних не столько доставили беспокойство австрийской обороне, сколько размяли голкипера Биндера, поймавшего завидный кураж. Аргументами, более или менее работавшими на голы, оставались через раз удававшиеся отрывы и отчаянно-непредсказуемые броски диспетчера Островского, четвертый матч тянувшего команду на своих отнюдь не богатырских плечах.
У австрийцев убедительно смотрелись заметный еще в минском матче разыгрывающий Кайнмюллер и разбросавшийся левее от него Шлингер. Предположения о том, что отсутствие реальной мотивации (хозяевам для завоевания первого места необходим был выигрыш в 15 мячей) ослабит хозяйское усердие, игровой практикой не подтвердились. Показалось, что австрийским гандболистам, не избалованным общественным вниманием, для прорастания крыльев за плечами хватило и прямого телеэфира на всю страну. Перевес подопечных Райнера Османна долго пульсировал в диапазоне 1-3 мячей, так ни разу и не сойдя на нет.
Этому во многом способствовал сволочной (прошу прощения у любителей изящного слога) арбитраж немецких рефери. Похоже, что с запутанной турнирной ситуацией в группе они знакомились не без итальянского содействия. Класс этой пары позволял ей сдерживать белорусов в узде незаметно для неискушенного глаза: за счет дифференцированного толкования правил пассивного нападения и фолов в атаке, “засвистывания” гостевых атак и назначения свободных за мгновение до верных завершающих бросков. А когда на излете первого тайма судьи закрыли глаза на семишаговую (проверил дома по записи) пробежку Копайнигга, сделавшего “плюс 3”, появилось тяжелое предчувствие: не спастись…
Без вмешательства немцев не обошелся и переломный отрезок матча. В середине второго тайма хозяева стали заметно сдавать в активности, и наши парни вновь обнадеживающе подобрались к ним вплотную. Тогда и последовало жесткое (пенальти и удаление) наказание заурядного фола Громыко, а как только его правомочность попытался вслух оспорить Каршакевич-младший, с площадки попросили и его. Игре “4 на 6” и последующей паре минут в нашей стенограмме матча соответствует рост счета от 15:14 до 18:14. Вскоре, уже при 20:15, Бровко не забросил пенальти Хуэмеру. Белорусы пали духом. И если бы не продолжавший отчаянно сражаться в воротах Гальмак, разница наверняка превысила бы отметку 9 мячей. Она меняла Беларусь и Австрию местами на второй и третьей строках итоговой таблицы группы. Впрочем, признаемся, что такой вариант до начала инсбрукской конфузии никто из нас даже не рассматривал.
…Вы будете смеяться, но назавтра, по возвращении в Минск, полкоманды не обнаружило в багажном боксе своей поклажи, доверенной доблестным “Австрийским авиалиниям”…
Авиационное ЧП, без рассказа о котором здесь было, согласитесь, не обойтись, оказалось совершенно не к месту еще потому, что услужливо подсказывает путь в сторону от сути. Вполне возможно, что, получив в канун инсбрукского матча полноценную ночь, белорусская сборная и мы вместе с ней действительно торжествовали бы сегодня по случаю выхода в плей-офф. А дальше? Достаточно краем глаза взглянуть на матчи проходящего сейчас финала чемпионата Европы, где играет пока неведомый соперник осчастливленных нами итальянцев, чтобы понять, как бесконечно далек уровень надолго прописанной нам квалификации от реалий действительно большого гандбола.
Мы уже не задумываемся, насколько унизительно для страны, восторженно и гордо внимавшей полтора десятка лет назад фантастике минского СКА, подсчитывать спасительные для нас варианты поражения (не выигрыша даже!) от неких австрийцев. Знаете, что больше всего поразило в те драматичные сутки, что предшествовали инсбрукскому матчу? За все это время постоянно включенный мобильный телефон главного тренера не принял ни одного звонка ни от кого из множества людей, уже знавших о форс-мажорной ситуации и обязанных если не помочь, то хотя бы спросить: ну, как вы там?
Бывало лучше…
Тренерское послесловие
Райнер ОСМАНН:
— Досадная для нас ситуация: все команды набрали по четыре очка, но дальше мы не прошли. Однако хочу похвалить нашу молодежь. Ребята отдали все силы. Мы убедились, что у сборной есть резерв. И когда в строй вернутся все травмированные, у нас будут хорошие перспективы. Конечно, в матче против белорусов не все ладилось, были проблемы с реализацией голевых шансов. Но забросить за игру, скажем, 40 мячей — это для молодых и неопытных трудно.
Спартак МИРОНОВИЧ:
— Две домашние победы обнадежили. Мы надеялись, что и на выезде сможем сыграть с австрийцами хорошо. Но наши мечты развеялись. Такие причины неудачи, как неудобные переезды, судейство, пусть обсуждают другие. Я скажу о главной. Это наша плохая игра. Ясно, что в Инсбруке команда не была свежей, а некоторые игроки выглядели совершенно уставшими. Мы не показали свой гандбол, особенно в защите. Все смотрелись одинаково плохо, за исключением, пожалуй, Васи Островского. Но и он сделал немало ошибок. С такой защитой, лишившейся мобильности, выиграть было сложно. Ведь если мы пропускали, значит, имели и меньше контратак. А голы с позиции давались с большим трудом. Ни одного мяча не провели наши линейные. Мало забросили и края…
Турнир в целом показал, что мы не совсем готовы бороться на уровне даже этих соперников. И не только в плане физическом и тактическом, но прежде всего в организационном. Взять те же переезды с нагромождением невероятных накладок и год назад, и теперь. Из-за задержки в пути не смогли провести тренировку в Италии, в Инсбруке и вовсе не опробовали площадку. Это сказалось на результате. Ясно, что в гостях всегда труднее. Но мы не должны усугублять эти трудности сами. Да и без контрольных игр участие в таких турнирах — дело безнадежное. Мы экспериментировали в самые ответственные моменты, по ходу матчей искали игроков, способных закрыть какую-то дыру. А это чревато плохими последствиями. Мы не знаем, как ведут себя спортсмены в определенные моменты, потому что мы их толком не проверили. Чемпионата страны для таких знаний, как выяснилось, недостаточно. Некоторые гандболисты оказались слишком далеки от уровня игрока сборной.
Но все, кто заслуживал внимания, были в нее привлечены. Конечно, жаль, что сразу четверых, кто мог бы играть в семерке: Барвиюка, Горбока, Лисицу, Климовца-младшего — мы недосчитались. Это существенные потери. Но остальные-то все здесь. Из невызванных легионеров можно было бы думать лишь про Убоженко и Климовца-старшего. Но это — только думать. Мы твердо сошлись на том, что в сборную должны попадать люди, которые очень хотели бы в ней играть. После того как Андрей Климовец заявил в прошлом году, что выступать за сборную он уже не будет, мы не надеялись на него и не хотели уговаривать. Те, кто сегодня снова поднимает вопрос о легионерах, будто бы не помнят, как с теми же Климовцом, Убоженко, Синяком команда точно так же делила очки с итальянцами и австрийцами три года назад. Или как еще раньше, имея в составе и других именитых игроков, мы уступали бельгийцам, израильтянам, македонцам, литовцам, не говоря уже о матчах плей-офф с украинцами и исландцами. Ведь и тогда легионеры, по большому счету, ничего не показали. С чего вы взяли, что сейчас было бы по-другому?
Зато теперь, по крайней мере, мы избавлены от необходимости следить за тем, чтобы кто-то, не дай бог, не нарушил режим. Со всеми ребятами, которые сегодня в сборной, приятно работать хотя бы потому, что они хотят научиться играть. Сейчас не надо с опаской гадать, перед какой из ответственных встреч они сорвутся со сбора на дискотеку. Надеюсь, это для нас уже пройденный этап, на котором мы, наверное, зря о многом молчали и многое не предавали огласке.
А наша теперешняя неудача — беда не этого состава. Это беда всего белорусского гандбола, которой не один год. Наш чемпионат в силу нищеты клубов и низкого уровня конкуренции никогда не воспроизводил классных игроков в количестве, необходимом для сильной сборной. Не производит и сейчас, несмотря на наметившиеся сдвиги…
P.S. Выражаем признательность руководству национальной сборной Беларуси и Белорусской федерации гандбола за содействие нашему корреспонденту в освещении матчей квалификации ЧМ-2005.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь