Тренер года. Андрей Кривонос: адреналина будет не хватать
И хотя дебютанту еврокубков не удалось пробиться в топ-16, повода для серьезных огорчений у тренера нет: в группе “С” “горожане” дважды обыграли многократного чемпиона Голландии, да и в дуэлях с фаворитами — российскими “Красными Крыльями” и итальянским “Скаволини” — заставили считаться с собой.
Перед болельщиком не стыдно
— Андрей, какое чувство превалировало, когда покидал Дворец спорта после матча с “Амстердамом”: радость или огорчение, что все завершилось?
— Было приятно — порадовали зрителей победой. Трудовой, на жилах. Но грусть тоже присутствовала. Двухмесячное участие в “Еврочеллендже” наложило особый отпечаток на внутреннее состояние команды, ее подготовку, настроение игроков. В сравнении с национальным чемпионатом это совершенно иной уровень. Высокий сервис зарубежных приемов, комфортные залы с незабываемой атмосферой на трибунах, сильные соперники из разных лиг, демонстрирующие разные стили баскетбола, телевидение, пресс-конференции… Нам будет не хватать адреналина, который бурлил в крови на каждом из шести матчей.
— Несмотря на победу над “Амстердамом”, показалось, что качество игры команды тебя не совсем устроило.
— Игра в целом сложилась нормально. Мы реально были сильнее, однако сами себе создали трудности. Плохо бросали с дальней дистанции, теряли концентрацию на подборе и позволяли невысоким голландцам по два-три раза подряд снимать мяч на нашем щите, допустили 19 ошибок. В выездном матче со “Скаволини” и то их было 12. Считаю, первые номера не смогли организовать игру: на площадке порой наблюдался хаос, поэтому все сводилось к индивидуальной импровизации. Матч выдался очень тяжелым — интрига сохранялась до последних секунд. Хотя зрители подобное обожают.
— Какая игра команды была наиболее близка к идеалу?
— Если вынести за скобки две первые встречи — в Самаре и дома со “Скаволини”, которые нам совершенно не удались, то после победы в Амстердаме от тура к туру мы прибавляли, показывали содержательный баскетбол. Выделить же какую-то одну игру не могу — в каждой были хорошие отрезки.
— Как оценишь третье место?
— Мне не стыдно за дебют в еврокубке. Если принять во внимание наш бюджет и уровень баскетболистов, которыми располагаем, то, считаю, выступили неплохо. Да, начали турнир с провала. Возможно, после этого кто-то подумал: зачем “Минск” полез в еврокубки, так недолго и опозориться. Но потом у нас пошло значительно лучше. Ребята проявили характер, почувствовали уверенность, избавились от нервозности. Это отличный опыт. Если продолжим выступать на международной арене в следующем году, можно рассчитывать на более высокий результат. Клуб станет развиваться, о нем узнают в Европе, кое-кто будет нас опасаться. Ведь уже сейчас тренеры голландской и итальянской команд довольно лестно отзывались о нас.
— В статистической таблице по итогам “Еврочелленджа” лидирует Харрисон. По праву?
— Вполне. Все матчи провел ровно, играл стабильно. Только в заключительном не пошли броски.
— Введение Генри в стартовую пятерку можно считать оценкой его прогресса?
— Не совсем. В первой игре со “Скаволини” он удачно справился в обороне с маленьким Грином. Поэтому и перед повторной встречей делали акцент на том, что он будет опекать лидера итальянцев. Генри имеет ценное качество — здорово входит в игру как шестой со скамейки. И не использовать это, значит, заниматься расточительством.
— Оправдали ли ожидания новобранцы Маккой и Фомин, приглашенные “под еврокубок”?
— Джейсон рассматривался как равноценная замена Кулю, а этого не произошло. Он — подвижный игрок, но без броска, и это серьезный недостаток. Имеет хороший прыжок, однако не использует его рационально. Ждем от него больше подборов и блоков, чтобы накрывал “малышей”, рвущихся под кольцо. Впрочем, если проанализировать его игру, то он постепенно прибавляет. Фомин — молодой, работоспособный парень, очень хочет играть. Его проблема в том, что по оборонительным качествам уступает Коршуку. Впрочем, амбиций ему не занимать, и, если Саша все поймет правильно, из него может вырасти высококлассный форвард.
Американцы были в восторге
— В “Матче звезд” Стиггерс блеснул как великолепный мастер-дальнобойщик. Зато в поединке с голландцами пять раз пальнул “в молоко”…
— Возможно, почувствовал, что может взять на себя инициативу. Однако там было шоу, никто его не прессинговал, здесь же любая ошибка наказуема.
— Идея проведения звездного матча между лучшими белорусскими баскетболистами и легионерами понравилась?
— Она хороша. Американцы были в восторге — подобные шоу будто специально для них созданы. Веселились, играли на публику, сверху навставляли как могли. Что до нашей сборной, то у нас не все получилось. Все-таки в заключительной четверти надо было сыграть на результат, показать, что ребята не хуже легионеров. Подвела, считаю, организация. Хорошо бы собирать игроков из разных клубов за день, а не за час до выхода на паркет. Ведь “Матч звезд” подразумевает игру особенную, и к ней надо серьезно готовиться. Как-никак это праздник для баскетболистов: им надо вместе потренироваться, пообщаться. Надеюсь, в будущем так и будет. Пока же у нас все делается для галочки.
— Нет опасений, что, сойдя с еврокубковой орбиты, твои подопечные к матчам внутреннего первенства не смогут относиться с той же серьезностью?
— Есть. И в этом заключается моя тренерская задача — достучаться до их сознания. Надеюсь, все будут настраиваться с теми же энтузиазмом и желанием, которые проявляли в “Еврочеллендже”.
— Большой отрыв от преследователей из Осиповичей и Гродно — тоже расслабляющий фактор…
— Победы придают уверенности. Некоторые так привыкли к нашему превосходству, что любая осечка для них равнозначна шоку. Но прошлогодний чемпионат доказал: непобедимых нет. Я не боюсь проиграть. Уверен, по классу и подбору игроков мы выше конкурентов. Международные матчи принесли нам много в плане профессионального роста. Выигрыш Кубка страны это доказал, хотя “Осиповичи” и дали нам приличный бой. Поэтому “Минск-2006” должен завоевать золото.
— Насколько важно признание специалистов и журналистов, отдавших тебе предпочтение по итогам минувшего года?
— Спасибо всем, кто голосовал за меня. Понимаю, что при выборе чаще всего отталкивались от достигнутого командой результата. Ведь по опыту работы я вряд ли превзошел коллег.
Готов быть ассистентом
— Всех волнует вопрос, когда же тандем Фейман — Кривонос приступит к работе со сборной?
— Остались нерешенными с руководством Минспорта и федерации кое-какие организационные и финансовые вопросы. Не имея гарантий, к сожалению, не можем вести переговоры с игроками. Мы внесли свои предложения. Надеемся, они будут приняты. Надо, чтобы баскетболисты поверили, что произошли изменения в лучшую сторону и выступать за страну на голом энтузиазме, как прежде, не придется.
— Мещеряков и Кондрусевич признались, что, возможно, завершат выступления за сборную. А ведь может последовать цепная реакция отказов…
— Исключать ничего нельзя. Необходимо разговаривать с ребятами, что-то конкретное им обещать. Мы же пока сами не знаем, на что сборная вправе рассчитывать.
— 16 января состоялась жеребьевка отборочного раунда чемпионата Европы. Кого не хотелось заполучить в свою группу?
— Жеребьевка есть жеребьевка — выбирать не приходится. Просто в некоторые страны неудобно добираться. Скажем, в Албанию. Новой встречи с ней желательно было бы избежать. С остальными командами играть будет интересно.
— Второй сезон ты работаешь главным тренером, почувствовал ответственность за принятие самостоятельных решений. Психологически не сложно будет перестроиться, ведь у ассистента совсем иные функции?
— Не зацикливаюсь на этом. Национальная сборная — это другой, более высокий уровень. Здесь многое зависит от организационных и психологических факторов. Михаил Аркадьевич Фейман имеет больший опыт, в чем-то он мне поможет, в чем-то я ему.
— Уверен в вашей полной совместимости?
— Понятно, что есть главный тренер и второй, последнее слово всегда за ним. Но мы должны действовать сплоченно, тогда будет и наслаждение от работы, и результат.
— Сбор и анализ информации о соперниках, вероятно, в большей степени ляжет на тебя?
— Мы пока не делили полномочий. В любом случае не следует ограничиваться интернетом. Надо привлекать специалистов, журналистов — у вас ведь иногда больше возможностей раскопать что- то полезное. Может быть, придется посылать кого-то в разведку на турниры, где сыграют соперники, или покупать кассеты. Если к делу подходить серьезно, то нужно работать широкомасштабно.
— Определились ли с кандидатурой менеджера сборной?
— Да. Это Константин Хорошилов.
— План подготовки сверстан?
— В общих чертах, ведь его наполнение будет зависеть от бюджета сборной. Хотелось бы провести два сбора: в конце мая — начале июня и непосредственно перед стартом в отборочном цикле.
— Рассчитываете привлечь на них ребят, выступающих в Америке: Мещерякова-младшего, Параховского, Пацевича?
— Конечно. Планируем пригласить на сбор от 16 до 20 баскетболистов. Хотя сейчас о персоналиях говорить преждевременно.
Скромностью поделился бы
— Много шума наделал календарь женской сборной, в котором помещено и фото твоей супруги Татьяны Троиной. На твой взгляд, он удался?
— Календарь красивый, сделан профессионально. Смущает лишь один нюанс: почему он не поступил в продажу? Люди любуются фотографиями на сайте “Прессбола”, а приобрести не могут. Если его делали только для презентаций и подарков, то идея того не стоила.
— На сайте “Odnoklassniki.ru” на фотосессию Татьяны пришло множество откликов, b даже есть спонсоры, готовые подарить ей автомобиль. Не ревнуешь?
— Нет. И стараюсь не вникать в эти нюансы. Ничего серьезного там быть не может.
— Переход супруги из румынского “Тарговиште” в оренбургскую “Надежду” с чем связан?
— Пожалуй, об этом лучше спросить у Тани. Мое мнение — она поступила правильно.
— “Надежду” можно считать базовым клубом сборной: Веремеенко, Снытина, Троина…
— Девчонки еще покажут в России, на что способны белоруски.
— Как встретил Новый год?
— В семейном кругу. С Татьяной и ее родителями. Как-то не хотелось никуда выбираться.
— Твои успехи в “Минске-2006” кое у кого вызывают зависть. Не почувствовал?
— Я просто не думаю об этом.
— А ты способен с ходу распознать: вот этот человек хороший, а тот плохой?
— Вряд ли. Я доверчивый, нормально отношусь ко всем. И только со временем по поведению человека могу сделать вывод.
— Часто разочаровывался в людях?
— С кем близко связывал свои отношения — нет. А так бывало, конечно.
— Какие человеческие качества ценишь?
— Честность, доброжелательность.
— А какие не приемлешь?
— Лживость.
— Своим характером доволен?
— В большей степени. Наверное, не помешало бы добавить немного наглости, зато скромностью мог бы и поделиться. Все остальное, пожалуй, оставил бы при себе.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь