Прощание с Горбоком. Лев и медведи
Возможно, подсознательно на такую развязку рассчитывал и сам Горбок — теперь-то ему будет гораздо легче оправдать предполагаемый нами переход под чужой флаг хотя бы перед самим собой. Мол, ему не оставили выбора…
Но в любом случае этот выбор был у Сергея изначально ущербным, не мужским. В отличие от читателей, мне довелось видеть погасшие глаза и слышать сдавленный голос Юрия Шевцова, когда тренер сборной делился горечью от поступка еще вчера любимого ученика: «Я сказал ему: хорошо, отодвинем в сторону все проблемы, соображения и призывы. Давай проще: ты можешь просто помочь мне? И он ответил: не могу…»
Здесь адресуюсь к дотошным критикам, которые припомнят мою позицию относительно права спортсменов менять гражданство. Так, как было это, например, в приснопамятной футбольной истории с Артемом Милевским. Не ищите в этих строках двойных стандартов. По-прежнему считаю, что каждый вправе резко переменить свою жизнь, которой он и только он хозяин. Но, думаю, это должны быть твердые решения и шаги. Всегда негоже нарушать однажды данное слово. Всегда нечестно брать в этой игре ходы обратно и делать взамен другие.
Сегодня мало кто вспомнит юношескую попытку Горбока в нарушение трансферных правил убежать из «Аркатрона» в астраханское «Динамо». Парня вернули тогда в Минск силой гандбольных законов,и в Запорожье клуб продавал его уже по цивилизованным правилам. Российский след вновь обнаружился в судьбе Сергея летом 2006-го. Но в тот раз он хотя бы прямо заявил о намерении держать карантин, после которого собирался стать игроком российской сборной. Тогда шулерские замашки ее главкома Владимира Максимова были нейтрализованы нерадивостью подмосковных «пасмейкеров» и расторопностью главы БФГ Владимира Коноплева. Год спустя он вернул Горбока под крыло Спартака Мироновича.
Осадок той мутноватой истории благополучно растворился в нашей тогдашней эйфории и правильно-пламенных речах возвращенца. Но, когда нынешней осенью тот под предлогами семейных забот вновь заговорил о невозможности помочь сборной, не вспомнить о факторе Максимова мы уж никак не могли.
В конце 90-х похожим образом — после бессчетных ссылок на слабое для выступлений за белорусов здоровье — в максимовской сборной России материализовался Александр Тучкин. Еще до отказа Горбока подобным образом год назад «закосили» от сборной Украины подписанные «Чеховскими Медведями» Сергей Шельменко (кстати, недавний рейнский одноклубник белоруса) и Евгений Будко.
Не слишком ли много совпадений при общем знаменателе, точнее — действующем лице? Максимов может сколько угодно долго убеждать звонящих ему белорусских журналистов в непорочности своих помыслов. Верится ему примерно так же, как мальчику из притчи, несколько раз кричавшему «Караул, волки!».
А Сергею Горбоку, несмотря на все случившееся с ним и нашей сборной этой зимой, дам совет доброжелателя. С позиций человека, увидевшего в жизни и узнавшего о гандболе все же больше его. Он прост: остаться львом — дальновиднее, нежели стать медведем.
Поддаваться максимовским искушениям — большой риск. Хотя бы профессиональный: достаточно проследить, как из сезона в сезон увядает в Чехове задняя линия деградирующей сборной России. Сегодня связывать с этой командой надежду сыграть на Олимпиаде — это неудачно пошутить.
Вверять попечению Максимова пиковый отрезок своей карьеры опасно и с позиций чисто человеческих. Тот не слишком кривит душой, когда предлагает нам подсчитать возраст Горбока к 2012 году. Этому тренеру не привыкать оценивать спортсменов исключительно по данным паспорта и медицинских карт. Рискну предположить, что заполучить в клуб, и особенно в сборную, среднего, по европейским меркам, белорусского гандболиста для главкома российского гандбола было уже не так и важно, как помешать тому сыграть за Беларусь.
Тридцатилетние журналистские наблюдения за столь знаковой фигурой современной гандбольной истории подталкивают к выводу: больше всего в жизни Максимов не любит проигрывать. А когда такое случается, он не просто стремится взять реванш. Он самозабвенно и коварно мстит. Сейчас вот отомстил Коноплеву.
Не сомневаюсь, что теперь, если представится случай, отомстит и Горбоку. За то, что по его милости посидел в луже летом 2007-го. Предателей не прощают. Даже в берлогах.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь