“Вчитайтесь, и вы там не найдете ничего”

22:58, 28 января 2010
svg image
2905
svg image
0
image
Хави идет в печали

С другой стороны, были минуты замешательства зала, когда все напряженно наблюдали за развертывающейся на их глазах пикировкой министра со своим подчиненным. И сочувствие при этом, как обычно бывает, вызывал защищавшийся. Были и смешки в первых рядах, где сидели приглашенные и пресса. Случались и моменты, когда галерка откровенно смеялась над происходящим. А ведь разговор шел серьезный — обозначенная тема звучала как “Итоги работы отрасли в 2009 году”.

Неудовлетворительная оценка

Однажды даже показалось, что вице-премьер Владимир ПОТУПЧИК, почтивший собрание своим присутствием, едва сдерживается, чтобы не заулыбаться — так забавна была неуклюжая тирада начальника отдела одного из райисполкомов. Однако представитель правительства прибыл не веселиться. Его заранее заготовленная речь, прозвучавшая скороговоркой, буквально обожгла утомившийся зал резкостью оценки:
Сегодня было достаточно много сказано. Остановлюсь на проблемах. К сожалению, большинство из них — системообразующие. В целом мы остались не удовлетворены работой как центрального аппарата Министерства спорта и туризма, так и структур на местном уровне. Фактически полностью провалена программа по выполнению основных прогнозных показателей. Меня настораживает самоуспокоенность в оценке сложившейся ситуации и, как следствие, отсутствие адекватных, выверенных управленческих решений и инициативы. Это повод для серьезной работы штаба отрасли. Мы ждем конкретных шагов и предложений.
Теперь о проекте постановления коллегии. Вчитайтесь, и вы там не найдете ничего, ничего конкретного о решении задач.
Вместе с тем на грани срыва находится Национальная программа по развитию туризма. Надо серьезно задуматься над эффективностью использования средств, поиском путей устранения допущенного отставания, привлечения инвестиций. Повышение темпа роста платных услуг без новых идей будет просто невозможно.
Работу Министерства спорта и туризма я взял на особый контроль. Мною принято решение проводить регулярные выездные совещания в регионах по комплексному использованию инфраструктуры спорта и туризма.
Олег Леонидович, вы должны выделить наиболее значимые из прозвучавших сегодня вопросов и найти пути решения проблем.
Сложная экономическая ситуация не может и не должна выступать в качестве оправданий провалов. Время пустых рассуждений и иллюзий давным-давно прошло. А тем, кто не справляется с поставленными задачами, следует уступить место другим руководителям. Необходимо более требовательно и самокритично относиться к работе. Имеющийся потенциал позволяет рассчитывать на выход отрасли на ведущие позиции. Хотелось бы, чтобы критика была воспринята конструктивно.
Со своей стороны готов оказать необходимую помощь и поддержку. Выражу надежду, что отрасль справится со всеми прогнозными показателями, доведенными правительством.
Последние слова произносились вице-премьером вовсе не отеческим тоном. А все выступление воспринималось как нахлобучка молодому министру и вверенному ему ведомству в целом. И нагоняй, повторюсь, не выглядел экспромтом, навеянным трехчасовым визитом, а был скорее выражением сформированной еще до появления в зале позиции.

Спортпроводящая сеть

А ведь поначалу ничего не предвещало такой развязки. Солировал министр, не доверивший основной доклад своим заместителям, как часто бывало при его предшественниках. Олег КАЧАН предварил выступление тезисом, задавшим тон дальнейшей разработке обозначенной темы заседания:
На республиканском и региональном уровнях в основном сложилась стройная система управления отраслью. Однако в районном звене она не отвечает современным требованиям. Основной стратегической целью на ближайшую перспективу является завершение формирования эффективной спортпроводящей сети. Роль районных отделов физической культуры, спорта и туризма в развитии отрасли в целом на сегодня очень низка.
Министр подробно остановился на инфраструктуре районного звена, обращаясь в основном к руководителям именно этого уровня, приглашенным со всех уголков страны:
— Запомните: как для министра национальная команда, так должна быть и для начальника отдела его ДЮСШ”.
К слову, помимо руководителей спорта районного масштаба, в зале сидели все начальники областных управлений, гостренеры, руководители училищ и центров, заведующие кафедрами БГУФКа и студенты — будущие выпускники.
О спорте высших достижений говорилось немного. Прозвучала известная статистика: достижения, отличившиеся спортсмены и тренеры, виды спорта. Что примечательно: упомянув про ставшие уже пресловутыми 527 медалей, из которых 315 завоеваны в 2009 году юношами, юниорами и молодежью, глава отрасли констатировал:
— Однако на главных стартах в олимпийских дисциплинах мы с двенадцатью медалями едва замкнули второй десяток стран.
И хотя это предложение было произнесено быстро и без логической остановки, уже особенности его построения обозначили некую критичность восприятия. Затем Олег Леонидович вскользь затронул ряд болевых точек:
В Год качества, объявленный главой государства, мы обязаны решить главные отраслевые проблемы — прежде всего в части подготовки спортивного резерва. Ориентиры ряда спортивных организаций направлены сугубо на спорт высших достижений. Забыли при этом о резерве.
В среднем 7% кадровых, финансовых, материально-технических ресурсов концентрируется в спортивных школах на неолимпийских видах, что, естественно, сокращает олимпийский ресурс. Не в полной мере используется потенциал села, где только каждый десятый школьник занимается в ДЮСШ. Это сужает базу отбора для комплектования училищ и центров олимпийского резерва. Из-за нехватки финансовых средств не реализуется в полной мере календарь соревнований и учебно-тренировочных сборов. Что в свою очередь приводит к нарушению методических принципов подготовки юных спортсменов. Сегодня на учебно-спортивную работу в спортшколах Минобразования и Федерация профсоюзов выделяют только 4% от общего финансирования. В то время как школы Минспорта имеют 7, а Динамо — 13%…
Несмотря на то что в прошлом году за невыполнение нормы указа президента о господдержке клубов по игровым видам в части отчисления 10% на развитие детско-юношеского спорта 42 руководителям клубов и руководителям органов госуправления были применены дисциплинарные взыскания, картина практически не изменилась.
Как не финансировали подготовку спортивного резерва, так и не финансируют хоккейные клубы “Неман” (Гродно), “Шинник” (Бобруйск), “Динамо” (Минск), гандбольные — “Друть” (Белыничи), “Витебск-Ганна”, СКА (Минск) и целый ряд других. Более того, многие из тех, кто укладывается в 10-процентную норму, по существу, направляют эти средства на содержание своих фарм-клубов. Получается парадокс: государство готовит для клубов резерв, на котором те же клубы зарабатывают деньги, отвечая государству невыразительными играми и провальными результатами. Уважали бы болельщиков!..

Вопросы допинга без ответа

Затем, обозначив проблемы УОРов, министр перешел к теме запрещенной фармакологии:
Допинговый прессинг усиливается, приобретает черты избирательности. До взрослого спорта добираются считанные парни и девушки.
Я хотел бы спросить, уважаемые участники заседания, кто у нас в стране несет персональную ответственность за то, что спортсмен употребил допинг? Тренер, руководитель спортивной школы, работник федерации? Кто конкретно? Вряд ли мы найдем ответ.
Надо начинать антидопинговую работу с ДЮСШ и УОРов, именно там должны проводиться масштабные образовательные, профилактические и контролирующие мероприятия. Решение этих вопросов должно быть возложено на НАДА.
Хочу также спросить: почему, имея отечественную лабораторию, пробы молодых спортсменов мы возим в Москву? Почему значительные финансовые средства мы затрачиваем на то, чтобы ловить спортсмена, а не используем их на разработку и внедрение новейших технологий спортивной тренировки и восстановления, которые являются единственной альтернативой допингу. Надо наводить в этом вопросе порядок.
Вопросы прозвучали. Они разлетелись по залу. Взбодрили сидящих своим напором, ибо смена тона докладчика была внезапной и резкой.
Однако, как ни странно, тотчас последовала перемена темы — платные услуги, стройки, туризм. В них тоже, конечно, хватало остроты. Чего стоила хотя бы фраза министра о том, что далеко не все присутствующие знают, что означает слово “сальдо”. Но…
В президиум, где сидели члены коллегии, полетела записка. Министр впоследствии ее зачитал вслух — адресовано послание было (Качан это сам отметил) именно ему: “Ваши вопросы по допингу прозвучали в пустоту, поскольку борьба с ним — это непосредственная работа министерства спорта. Хотелось бы услышать с высокой трибуны разбор и выводы хотя бы по одному случаю. И каковы ваши предложения по изменению законодательной базы в плане ответственности за применение допинга?”
Зачитав записку, министр недоуменно пожал плечами:
Зачем еще с трибуны разбирать случаи, если они разбираются всем миром или Международным олимпийским комитетом?
И переадресовал посыл к вышедшему в тот момент к микрофону директору НАДА Александру Ванхадло:
А вот кто этим должен заниматься, как вы считаете: только Минспорта? Я знаю, что с алкоголизмом, например, мы начинаем бороться в семье. Вот и с допингом надо начинать бороться в каждой спортивной школе. Поэтому как вы прокомментируете вопрос, Александр Аркадьевич?
И Александр ВАНХАДЛО прокомментировал — с точки зрения руководителя антидопинговой службы:
Почему-то я очень часто слышу вопрос: назовите фамилии, кого дисквалифицировали? Но никто никогда не спрашивает: “А вы считали, сколько спортсменов перестали применять допинг”? Ведь не важно, сколько мы дисквалифицировали. Если мы приехали в команду и взяли пробы у двоих, то десять человек из команды, скорее всего, задумаются, а еще три — просто перестанут принимать эти препараты.
И я хочу сказать: да, это очень интересно, поднимает тонус, когда начинают — кого наказали и на сколько лет лишили. Однако это — дела, как правило, внутренние, дела федерации, а если это выходит на международный уровень — то это уже проблемы страны.
Обозначив свое видение проблемы, Ванхадло перешел к чтению своего доклада. В нем, в частности, прозвучало, что отношения НАДА с федерациями складываются по-разному. Заинтересованность в проведении допинг-контроля на республиканских соревнованиях проявляют федерации биатлона, плавания, бокса, гребли академической. Активно сотрудничают с НАДА хоккей, легкая атлетика, лыжные гонки. Здесь министр потребовал конкретизировать, кто именно не желает взаимодействовать с агентством. И Александр Аркадьевич после некоторой заминки произнес:
Я сегодня не вижу абсолютно никакого контакта с федерациями игровых видов спорта.
Олег Качан тотчас поднял с мест соответствующих гостренеров:
Вот если через месяц Александр Аркадьевич мне скажет, что игровые виды спорта не хотят сотрудничать с нашей лабораторией, вы уже работать не будете. (И снова к Ванхадло.) Чтобы была действенная конструктивная работа. Сохранить спортсмена — наша задача. Вы должны бывать на республиканских соревнованиях, чтобы на ранней стадии упредить это все, потому что потом, когда нужно подготовиться на взрослом чемпионате мира или Европы, получается, что наш спортсмен уже выхолощенный, он не может показать результата, раньше его кто-то на игле держал, образно говоря, а когда начинаем пробовать его силы без всяких препаратов, то что получается? Так с этим злом надо бороться!.. Тем более что ваше агентство подчиняется Министерству здравоохранения, вы — “независимые профсоюзы”, как я говорю. Поэтому вам все карты в руки, чтобы навести порядок.
Здесь позволю себе маленькую ремарку: на официальном сайте Минспорта в разделе “Подчиненные организации” НАДА идет в первом ряду, поэтому слова о “независимых профсоюзах” едва ли могут быть приняты всерьез. Как, видимо, и вопросы о персональной ответственности за допинг…

“Наука плечи сводит”

Вообще, заседание напоминало скорее не подведение итогов года, а обмен опытом. Руководители районных звеньев, директор тур- предприятия с видимым удовольствием делились с трибуны, как они выживают в сложных экономических условиях. Раскрыл секреты успеха на международной арене главный тренер национальной команды по тяжелой атлетике Александр Гончаров:
Надо полностью отдаваться своему делу, знать, чего хочешь добиться, и не думать о том, сколько ты завтра получишь.
Единственным содокладчиком, которому министр не предоставил возможности логически закончить ни одного тезиса, был директор НИИ Николай Кручинский. Он был не однажды прерван на полуслове и вынужденно повторял раз за разом: “Я хочу быть услышанным”.
Министр держал свою линию:
При посещении стенда НИИ вице-премьер поставил мне задачу, чтобы эти ваши проекты, все научные исследования не работали на корзину. А чтобы они работали на практику!
Вы придите ко мне и конкретно скажите: заключили договор с главным тренером национальной команды и центром по легкой атлетике. У нас в национальной сборной 75 человек, у вас 75 работников, и каждый работник закреплен за членом национальной команды, все под пристальным вниманием. И результат не заставит себя ждать через полгода. А не то, что было в прошлом году: олимпийские призеры не поехали, кто-то поехал, но решил отдышаться, а резерва нет. Кому что кидать, кому что бежать — никто ничего не знает. И наука плечи сводит, и главный тренер тоже. Понимаете, что хочу от науки?!
Николай КРУЧИНСКИЙ не оставлял попыток достучаться:
Чтобы сделать все, что вы хотите, ученым тоже нужно создать условия. И я неоднократно на эту тему с вами разговаривал и предлагал систему внедрения научных разработок.
И, к сожалению, пока не вижу, чтобы ситуация менялась в лучшую сторону… Проблема внедрения — комплексная, и не все здесь надо класть на плечи тех людей, которые, собственно, и разрабатывают… И тем не менее мы имеем 25 актов внедрения за прошлый год минимум в трех национальных командах.
Здесь министр потребовал конкретных примеров разработок. В числе прочих директор НИИ назвал экспериментальную партию тренажеров для лыжных гонок и биатлона. Их заказчиком выступало Минспорта, которому те и были представлены. Однако, как показалось из диалога, руководитель отрасли не владел ситуацией по тренажерам и потому поднял с места на галерке директора РЦОПа «Раубичи» Андрея Асташевича, члена исполкома федерации биатлона. И тот тоже был не в курсе! Однако кто именно в центральном аппарате Минспорта должен был позаботиться о том, чтобы тренажеры дошли по назначению, — этот вопрос, который напрашивался сам собой, никем так и не был поднят.

Умышленно не остановился

На заседании не присутствовал первый вице-президент НОКа Геннадий Алексеенко. Как пояснил министр, по болезни. НОК представлял еще один вице-президент — ректор БГУФКа Михаил Кобринский. Впервые в президиуме на собрании такого уровня сидел новый помощник президента Игорь Заичков. Впрочем, со стороны президиума прозвучал только один вопрос. Его задал председатель БФСО «Динамо» Юрий Бородич:
— Раз столь важные вопросы рассматриваются, то почему руководители спортивных федераций не приглашаются на такие мероприятия? Они тоже участники этого процесса.
Министр ответил:
— Примем к сведению. Надо все-таки сотрудничать с руководителями федераций теснее. Ну, вы знаете, что руководители федераций у нас очень высокопоставленные люди. И если учитывать, что в этих федерациях фактически работает почти каждый сидящий здесь гостренер или главный тренер национальной команды, то он является или заместителем председателя, или хотя бы генеральным секретарем, или еще какую-то общественную нагрузку несет. Поэтому я думаю, что представители федераций в зале есть.
Таким образом, были подведены итоги года, в котором, как проинформировал глава отрасли, объем финансирования физкультуры и спорта в целом позволил решить стоящие перед отраслью основные задачи. Сейчас в стране, как выяснилось, занимается физкультурой и спортом почти каждый шестой житель.
В 2009 году отраслью освоено 294 млрд. рублей из местных бюджетов и 176 млрд. — из республиканского. Основная доля расходов средств из республиканского бюджета приходится на финансирование национальных команд — 93 млрд. рублей (это 73%). Но тема эффективности их расходования коллегией не раскрывалась.
Кстати, вице-премьер, заканчивая свое выступление, словно следуя в той же канве рассуждений, заметил:
— Я умышленно не останавливаюсь на теме высших достижений. Лучшая оценка работы — Олимпийские игры, открытие которых состоится уже через две недели. Но вы должны помнить: 2012 год не за горами. И решения, которые будут приняты, должны дать конкретный результат.
Подождем.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?