Солигорское пополнение. Новички “Шахтера”: фактор Малофеева

20:40, 1 февраля 2010
svg image
2613
svg image
0
image
Хави идет в печали

Судя по всему, к старту чемпионата в состав могут добавиться лишь одна-две фамилии. А значит, самое время узнать про обстоятельства перехода в клуб у квартета, уже подписавшего контракты.

Эдуардас Курскис: лучше бы в четыре круга

— Во-первых, коснемся темы твоего ухода из “Нафтана”. Почему так произошло?
— Наверное, не нашли общий язык с Игорем Ковалевичем. А ведь начиналось все красиво. И с бельгийским “Гентом” в Лиге Европы сыграли достойно. Но потом, конечно, не удался первый матч второго круга с “Шахтером”. Будь я тренером, после 0:4 тоже посадил бы вратаря на замену. А затем я играл через раз… Почему? Это вопрос к господину Ковалевичу.

— Главный тренер “Нафтана” оказался разочарован твоим приобретением…
— Пусть бы он сказал мне это прямо в лицо, читать же такие слова в газете обиднее. Не люблю рассуждать о себе, но другие говорили, что в скромной “Сморгони” играл нормально. А в “Нафтане”, значит, не получилось…

Выходит, косвенно то поражение на старте второго круга и привело тебя в Солигорск?
— Тогда в “Шахтере” никто не думал обо мне. А я не думал о “Шахтере”.

— Станут ли для тебя принципиальными встречи с “Нафтаном”?
— Да. С ребятами у меня остались хорошие отношения, но, если я выйду в составе “Шахтера” против новополочан, для меня это будет очень принципиальный матч. И не один — грядет трехкруговой чемпионат.

— Как к этому относишься?
— В Шотландии играли в четыре круга: три между собой, а потом разбивались на шестерки. Чем больше встреч — тем лучше.

— Такая система интересна?
— Да. У нас в Литве тоже было четыре круга при десяти командах: два раза дома, дважды — на выезде. А по схеме, которую сейчас опробуют в Беларуси, не играл ни разу, поэтому сравнивать трудно. Но она чем-то похожа на лотерею: одного соперника дважды принимаешь в родных стенах, а к иному столько же раз едешь в гости… Думаю, лучше было сделать четыре круга: потом шестерка разыграла бы медали — и все…

— Кстати, не возникало мыслей после “Нафтана” вернуться в Литву либо податься за рубеж?
— Предлагали поехать в команду, ставшую чемпионом Анголы, в Армению и в лиепайский “Металлург”. Но все как-то обтекаемо. А в Беларуси неплохой уровень, и мне хотелось остаться. Тем паче последнего слова здесь еще не сказал.

— Если брать положительные моменты, что из прошлого года отложилось в памяти?
— Благодарен “Сморгони”, что познакомила меня с белорусским футболом. Буду вспоминать очень дружный коллектив в “Нафтане”. А что еще позитивного? Когда голевой пас отдаешь. Когда “сухой” матч проводишь. Когда команда выигрывает. Последнее, естественно, главное: даже не смотрел в газетах на свои оценки и рейтинги. Вот когда клуб высоко в таблице, это действительно приятно. Или еще пример: одолела “Сморгонь” микашевичский “Гранит”, оформив долгожданную викторию в чемпионате, — и мы радовались, как дети! Хотя у меня в жизни было много побед — громких и не очень, — тоже прыгал вместе со всеми.

— “Шахтер” у тебя уже не первый в карьере клуб, который возглавляет Эдуард Малофеев…
— Работал под его началом в шотландском “Хартсе” и более плотно в литовском “Каунасе”: по-моему, года полтора.

— Что изменилось в самом специалисте, методике подготовки?
— Если можно так выразиться, тренировочный процесс стал помощнее. А как человек Эдуард Васильевич остался прежним. Он живет футболом, хочет и может сделать так, чтобы его игроки выступали в сборных, да и сама команда достигала больших успехов. Малофеев добивается максимального результата — это в нем не поменялось.

— Для Курскиса “Шахтер” устраивал два просмотра. Не колебался, ехать ли в Солигорск вторично?
— Нет. Просто первый раз находился там всего пять дней. Опять же в прошлом году Эдуард Васильевич меня не видел в деле, но ведь были другие тренеры — скажем, Владимир Журавель, работавший в жодинском “Торпедо”.

— Как у тебя складываются отношения с весьма серьезным конкурентом — Юрием Цыгалко?
— Да мы живем в одном номере! В моей жизни это лишь второй случай, когда столь быстро нахожу общий язык с вратарем. Первый был в “Каунасе”, хотя с конкурентом по сборной Литвы Падиманскасом все равно так тесно не общался, как с Юрой.

— В прошлом году ты выступал в составе обладателей Кубка Беларуси, но со второго круга — получается, трофей не выиграл. И до медалей “Нафтан” не дотянул чуть-чуть, став четвертым. На что рассчитываешь с “Шахтером”?
— Очень хочу попасть в тройку. И ставка на Кубок у нас высока. Если не ошибаюсь, “Шахтер” два года подряд выходил в финал. Надеюсь, если сейчас дойдем, то третий раз будет счастливым…

Юрий Цыгалко: за себя и брата

— В Беларусь ты вернулся после легионерства в Казахстане. Вспоминаешь период с позитивной или негативной стороны?
— У меня остались двоякие впечатления. В игровом плане получил полезный опыт: считаю, сейчас клубный уровень в Казахстане довольно высок. А если брать остальные моменты, то и по организации дел в клубе, и в финансовой части возникало очень много проблем. Это не могло не сказываться на результатах усть-каменогорского “Востока”.

— Странно, ведь в Казахстане внимание к футболу увеличивается с каждым годом. Или только на словах?
— Нет. Просто именно у нашей команды наблюдались такие трудности. Она находится на госбюджете, постоянно накапливает долги за предыдущий сезон. В итоге денег хватает ровно на полгода — и опять все сначала…

— В этом и крылась основная причина твоего ухода?
— Наверное, так. Хотя был не прочь продолжить карьеру в “Востоке” — практику имел, да и условия в целом устраивали. Но не дождался определенности — по сей день не знаю, кто там главный тренер, кто президент… Сначала им дали срок до первого февраля рассчитаться с нами. Теперь говорят, что все решится на этой неделе. Если не погасят долги — отправятся в первую лигу.

— Ты быстро приглянулся “Шахтеру”. А другие варианты были?
— Да, но без особой конкретики. И когда появилась возможность съездить в Солигорск, с радостью согласился. С Эдуардом Малофеевым прекрасно знаем друг друга. Созвонились, он захотел на меня посмотреть, поскольку давно не видел в деле. Приехал, поговорили, потренировался — и все сложилось нормально, раз уж подписал контракт. А остаться дома всегда хорошо — наездился уже.

— Получается, при твоем переходе был весьма велик фактор Малофеева…
— Естественно. У нас были хорошие отношения, такими они и остаются. Плюс команда ставит серьезные задачи, а это немаловажно. Скажем, в Бресте выигрывал Кубок Беларуси, но во многом случайно. Честно говоря, устал бороться за восьмые-десятые места — пора добиться чего-то существенного в чемпионате.

— Почему считаешь победу брестского “Динамо” в кубковом турнире 2007 года случайной?
— Нам во многом везло. Начали со “Сморгони”, которую прошли только по пенальти. Потом драматичная игра в Гродно, когда на 93-й минуте с помощью рикошета забили и пробились в финал. Конечно, мы старались и много работали, но без фарта не обошлось. А в главном матче с БАТЭ опять оказались удачливее в серии пенальти… Брест не выглядел объективно сильнее всех в розыгрыше. Да и чемпионат, дистанция которого гораздо длиннее, показал: команда была не готова бороться за высокие места — все-таки серьезных задач на весь сезон там не ставили. А в Солигорске их ставят давно.

— Старых друзей в “Шахтере” часом не встретил?
— Почти со всей командой был знаком, со многими и поиграть успел. Наверное, человек десять прошли через минское “Динамо”, как и главный тренер. Короче, никаких проблем.

— Вратарскую линию горняки обновили полностью. Косых взглядов от уже бывших голкиперов “Шахтера” не заметил?
— Конечно, им неприятно. Но это спорт, и в такую ситуацию может попасть любой. Пришел новый тренер, сделал ставку на тех, кого знал раньше. А обиды? Ничего такого не увидел. Наоборот, ребята желали удачи — тот же Макавчик, с которым я хорошо знаком.

— Интересно, а как дела у твоего брата Максима?
— На днях ему сделали операцию на тазобедренном суставе. О возвращении в футбол речи нет — лишь бы со здоровьем все было нормально.

— Это случилось, когда он играл в Армении?
— Нет. Вернулся оттуда домой, в 2008 году выступал за “Савит”, а во время отпуска на обычной тренировке почувствовал боль… С каждым месяцем ситуация ухудшалась, нужно было что-то решать. Врачи говорили: мол, пошли проблемы. Мне кажется, это просто накапливалось. Видно, раньше медики не обращали на травму пристального внимания: не может сразу сустав разрушиться до последней, четвертой, степени — он стерся наполовину… Возможно, самому Максиму следовало раньше обратиться к докторам и все предупредить. Но случилось то, что случилось. Обидно, ведь мог еще играть и играть на хорошем уровне. Что поделаешь, в футболе от травм никто не застрахован.

— Теперь играешь и за брата?
— Да. Хочу доказать многим специалистам, что нас когда-то поспешили списать со счетов.

— С кем ждешь встреч с особым нетерпением?
— Будет много принципиальных матчей. Но основные цели у меня другие: хорошо отыграть сезон и завоевать медали. Надеюсь, “Шахтер” сможет побороться за золото. Да, понятно, что такое БАТЭ. Но если из него уйдет пару человек — можно посражаться и с борисовчанами. Да и в Кубке участвуем, а на примере Бреста понятно, что в турнире нет ничего невозможного. Постараемся пробиться на международную арену уже в этом году.

Николай Осипович: не соскучишься!

— Покидал бывшую команду с чистой душой и легким сердцем, или это сделать было тяжело?
— Нелегко — это уж точно. Во-первых, привык к ребятам, коллективу — все-таки семь лет отдал МТЗ-РИПО. Конечно, в прошлом сезоне огорчило то, что заняли, мягко говоря, не очень высокое место. И все равно хочу сказать спасибо всем, кто работал со мной в команде и помогал. Выражаю огромную благодарность за годы, проведенные в клубе, где мне дали шанс заявить о себе.

— После окончания чемпионата ты ездил в Польшу. Не срослось?
— Не хочется и вспоминать. Изначально даже не имел информации, что предстоит такая поездка. Прибыл в гданьскую “Легию” — меня сразу на тестирование. А каким будут его результаты после двух недель отпуска? Видимо, у руководства польского клуба произошло недопонимание с нашим. Или со мной. Просто непонятно, для чего я туда поехал во время отпуска.

— А кто вышел на тебя с предложением от “Шахтера”?
— Юрий Васильевич Вергейчик давно названивал — можно сказать, в течение года. И как только стало известно, что у меня заканчивается контракт, разговоры стали более конкретными.

— В обороне горняков конкуренция выше. Не пугает?
— Наоборот, раззадоривает! В МТЗ я знал, что буду в составе. А это, как ни крути, немножко расхолаживает. В принципе и профессионального роста нет, когда просто машинально выполняешь свою работу. Здесь же придется постоянно показывать определенный уровень.

— Как тебе новое название бывшего клуба — “Партизан”?
— Не знаю, как ребятам, а мне оно точно нравится больше.

— “Шахтер” первым из белорусских клубов вышел из отпуска. Было непривычно?
— Я только в январе подъехал, потому физически и морально приходится догонять ребят. А привыкать к раннему окончанию отпуска не впервой: в прошлом межсезонье МТЗ тоже начал готовиться в декабре, поскольку участвовал в “Кубке Содружества”.

— Как проходят тренировки у Малофеева? Больше пахоты или чего-то любопытного?
— Для меня произошла кардинальная смена тренировочного процесса. У футболиста предсезонная работа, монотонная и очень тяжелая, — самая нелюбимая. Но у Эдуарда Васильевича не заскучаешь: интенсивность занятий очень высокая, много игровых упражнений. Мне все это нравится.

— В шахтерских ледовых тренировках ты уже участвовал?
— Участвовал.

— И как ощущения?
— Опыт выступлений на льду есть — в Гродно Владимир Курнев практиковал такие занятия. Очень полезные тренировки в плане эмоций: весело — не передать! Конечно, можно возразить, что они травмоопасны. Но если относиться ко всему аккуратно, то нормально.

— Твое приобретение — первое для клуба в межсезонье. Как говорится, это обязывает?
— Безусловно. Нужно подтвердить, что люди не ошиблись в выборе. К примеру, доказать Вергейчику, что он не зря в последний год, можно сказать, настаивал на моем переходе. И в первую очередь самому себе — что могу играть не только в МТЗ-РИПО. Опять же “Шахтер” всегда нацеливается только на медали — по-моему, о других задачах здесь речи давно не идет. И для меня это тоже стало серьезным приоритетом.

Иван Денисевич: желания и возможности

— Не секрет, что гродненские болельщики очень огорчились твоему уходу из “Немана”. От предложения из Солигорска было невозможно отказаться?
— У меня еще на год действовал контракт, и в Гродно все устраивало. Но позвонили два Васильевича — Юрий Вергейчик и Эдуард Малофеев — и предложили перейти в “Шахтер”. Обрисовали ситуацию, задачи на сезон, и меня это заинтересовало. Естественно, весомую роль сыграл тренерский фактор: очень хотелось поработать под началом легендарного тренера для белорусского футбола.

— А как в прежнем клубе отнеслись к твоему решению?
— У нас состоялся разговор по душам — я объяснил свою позицию, и мы пожали друг другу руки. По крайней мере, с их слов, обид на меня не возникло. Есть, конечно, небольшое сожаление по поводу моего ухода, но они все понимали. “Шахтер” в этом году будет ставить высокие задачи, а “Неман” — пока вряд ли. В первую очередь этот момент и подкупил: хочется уже выиграть Кубок или медаль какую-нибудь…
Футбольная жизнь такая штука, что, может, еще вернусь в “Неман”. Не знаю, через сколько лет — загадывать не привык. Но это мои родные город и клуб, а больше добавить нечего. Впрочем, сейчас я игрок “Шахтера”, потому приложу все силы и умения, чтобы достичь с ним высоких результатов.

— Специфику Солигорска успел почувствовать?
— У нас идут сборы, интенсивные тренировки — осматриваться пока некогда. А что касается команды, то многих ребят знал раньше, поэтому неплохо влился в коллектив.

— В процессе подготовки тебя используют на привычном месте в середине поля?
— Да. Но в межсезонье пробуются различные варианты. Думаю, в Турции Малофеев будет импровизировать — смотреть, где каких игроков лучше использовать. По белорусским меркам, в “Шахтере” собраны квалифицированные футболисты, и каждый достоин места в основном составе. А что наладим — увидим в начале сезона.

— О нем напоследок и спрошу. До кубковых матчей с “Неманом” чуть больше месяца — с какими чувствами будешь их играть?
— Сейчас все мысли о том, как лучше подготовиться к сезону в целом. Но, мне кажется, даже в Гродно многие поболеют за “Шахтер” — родители, друзья и родственники любят футбол и постоянно приходят меня поддержать. Приятно будет побывать дома. И, если доверят, выйти на поле. А обыграть бывший клуб, конечно, хочется…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?